СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержание курса по программе Б.М.Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                             Содержание курса (35ч)

                        «Изобразительное искусство и художественный труд»

 

5 – общеобразовательный класс

 

Декоративно – прикладное искусство в жизни человека

 

Раздел I.   Древние корни народного искусства (8ч)

 

Тема. Древние образы в народном искусстве

 

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства - солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жиз­ни - как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обо­значение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Задание: работа над декоративной композицией на тему древ­них образов в резьбе по дереву.

Материалы: пластилин, стеки, дощечка.

Зрительный ряд: примеры древних образов в надомной резь­бе, на прялках, посуде, вышитых полотенцах.

Литературный ряд: русские народные пословицы, поговорки, загадки.

Музыкальный ряд: народные мелодии — плясовые, лиричес­кие.

 

Тема. Декор русской избы

 

Единство конструкции и декора в традиционном русском жи­лище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образ­ном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир).

Создание поисковых групп по направлениям народного искус­ства.

Задание: работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) конструирование из бумаги.

Материалы: бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: элементы декоративного убранства русских изб в разных регионах России (видеофильм).

Литературный ряд: статья «Орнамент сквозь века» - бесе­да с академиком В. А. Рыбаковым (журнал «Юный художник», 1980, № 2). ,

 

Тема. Внутренний мир русской избы

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол - земля, подпол - подземный мир, окна - очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крес­тьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предме­тов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

 

Задание: индивидуальная  работа на тему «В русской избе» элементы народного орнамента (резного, расписного). Вырезание из картона или плотной бумаги выразительных форм предметов . крестьянского быта и украшение их орнаментом с включением древних образов.

По мере освоения последующих тем данного тематического блока композиция постепенно обогащается изображением предме­тов крестьянского быта и труда, людей в народной праздничной одежде.

Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.

Зрительный ряд: примеры интерьеров крестьянского жилища.

Литературный ряд: Л.Мей. В низенькой светелке...

Музыкальный ряд: русская народная песня «В низенькой све­телке».

 

Тема. Конструкция, декор предметов

народного быта и труда

 

Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы тру­да — область конструктивной фантазии, умелого владения мате­риалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народ­ного быта, выявление символического значения декоративных эле­ментов.

Урок 2. Символическое значение декоративных элементов

Задание: вырезание из картона или плотной бумаги вырази­тельных форм посуды, предметов труда и украшение их орнамен­тальной росписью.

Материалы: бумага или картон, ножницы, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: русские прялки, образцы деревянной фигур­ной посуды, вальки, рубеля (видеофильм).

Музыкальный ряд: народная музыка в инструментальном из­ложении.

 

Тема. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

 

Крестьянская вышивка - хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнамен­тальных построений в вышивках на полотенце.

Задание: выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции народных мастеров.

Материалы: бумага, фломастеры.

 

Зрительный ряд: образцы народной вышивки, примеры варь­ирования традиционных образов и мотивов в орнаментах народ­ной вышивки (видеофильм).

Литературный ряд: напевные песенные тексты.

 

Тема. Народный праздничный костюм

 

Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разно­образие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи це­лостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в об­разном строе народной праздничной одежды.

Задание: выполнение эскизов народного праздничного костю­ма разных регионов и народов России с использованием различ­ных техник и материалов.

Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мел­ки, пастель.

Зрительный ряд: видеофильм о народном костюме.

Музыкальный ряд: народная мелодия в инструментальном из­ложении.

 

Тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы)

 

Календарные народные праздники - это способ участия чело­века, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символичес­кое значение.

Активная беседа по данной проблематике сопровождается про­смотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как вы­ступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.

Зрительный ряд: работы, выполненные в течение I четверти, слайды, собранный поисковыми группами иллюстративный мате­риал по всем темам четверти, примеры современного народного искусства.

 

Раздел II. Связь времён в народном искусстве  (8ч)

 

Тема. Древние образы в современных народных игрушках

 

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современ­ных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различ­ным художественным промыслам.

Урок 2. Единство формы и декора в игрушке

Задание: создание игрушки (импровизация формы) и украше­ние ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для леп­ки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие ки­сти для росписи.

Зрительный ряд: видеофильм «Народные художественные промыслы России», «Дымковская игрушка»; видеофильм «Волшеб­ный мир народной игрушки»; таблицы с примерами основных эле­ментов росписи народных глиняных игрушек разных промыслов.

Музыкальный ряд: веселая народная музыка, Р. Щедрин. Озорные частушки.

 

Тема. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

 

Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с рас­тяжением, дополненный изящной линией.

Урок 2. Разнообразие, скульптурность и декор посудных форм

Задание: вырезание из бумаги форм посуды и украшение их росписью с использованием традиционных для данного промыс­ла приемов письма.

Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.

Зрительный ряд: набор слайдов «Гжель», подлинные образцы Гжели.

Литературный ряд: стихи о гжельской керамике.

 

Тема. Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла

 

Из истории развития городецкоЙ росписи. Подробное рассмо­трение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь - главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки - основные элементы декоратив­ной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной роспи­си; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Ос­новные приемы городецкой росписи.

Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам городец­кой росписи с использованием образа птицы, коня, растительных элементов.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонирован­ная под дерево бумага.

Зрительный ряд: видеофильм с изображением про­изведений городецкого промысла, подлинные образцы Городца.

 

Тема. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

 

Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостов­ская роспись - свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов.

Урок 2. Основные приёмы жостовской росписи

Задание: выполнение фрагмента жостовской росписи с вклю­чением в нее крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом. Выполненные индивидуально фрагменты росписи затем компонуются на черном поле крупных подносов.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага.

Зрительный ряд: видеофильм с изображе­нием жостовских подносов и фрагментов росписи; подлинные жо­стовские подносы; изображение цветов.

 

Тема, Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

 

Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере.

Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обоб­щения информации о тех промыслах, которые не были затрону­ты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.

К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.

 

Раздел III. Декор – человек, общество, время (12ч)

 

Тема. Зачем людям украшения

 

Беседа на тему «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности».

Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит на­полнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.

Зрительный ряд: примеры декоративного искусства разных времен и народов, в которых наиболее ярко раскрывается его со­циальная роль (видеофильм).

 

Тема. Декор и положение человека в обществе

 

Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоратив­ного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могу­щества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно­го искусства.

Урок 2. Декоративное искусство в Древнем Египте

 Задание: выполнение эскизов браслетов, ожерелий, алебастро­вых ваз по мотивам декоративного искусства Древнего Египта.

Урок 3. Декоративное искусство Древней Греции

Задание: выполнение эскизов браслетов, ожерелий.

Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей, гуашь, кисти.

Зрительный ряд: образцы декоративного искусства Древнего Египта (слайды, репродукции), таблицы с изображением древне­египетской символики.

Литературный ряд: мифы Древнего Египта и Древней Греции.

 

Тема. Одежда говорит о человеке

 

Одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком-знаком положения человека в обще­стве и его намерений, т. е. его роли. Эту тему предлагается рас­крыть на материале декоративного искусства Древнего Китая (где была очень строгая регламентация в одежде людей разных сосло­вий) и декоративного искусства Западной Европы XVII века (эпо­ха барокко).

Важно обратить внимание учащихся на то, что декоративно-прикладное искусство Западной Европы эпохи барокко совершен­но не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими фор­мами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора (украше­ний) остается та же - выявлять роли людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общ­ности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

Урок 2. Декоративное искусство в Древнем Китае

Задание: выполнение эскизов одежды людей разных сословий Китая.

Урок 3. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы

Задание: индивидуально-коллективная работа— создание де­коративного панно на тему «Бал в интерьере дворца» по моти­вам сказки Ш. Перро «Золушка».

Урок 4. Стилевое единство декора, предметов интерьера

Задание: декоративное украшение одежды, интерьера.

 Материалы: бумага белая и цветная, кусочки ткани, клей, ножницы, гуашь, кисти большие и маленькие.

Зрительный ряд: слайды, репродукции картин, фотографии с изображением зданий, предметов быта, одежды, относящихся к определенной эпохе.

 

Тема. О чем рассказывают гербы и эмблемы

 

Декоративность, орнаментальность, изобразительная услов­ность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества — государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.

В процессе беседы, сопровождающейся показом слайдов, сле­дует обратить внимание учащихся на основные части классичес­кого герба, на изобразительные формы, взятые из жизни и мифо­логии, на их символическое значение, а также на символику цвета в классической геральдике. Символы и эмблемы в совре­менном обществе, значение их элементов.

Урок 2. Символы и эмблемы в современном обществе

Задание: создание проекта собственного герба или герба своей школы, класса

Урок 3.  Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики

Задание: изображение декоративно - символического языка геральдики.

Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, гуашь, кисти, ограничение цветовой палитры.

Зрительный ряд: изображение средневековых гербов, видеофильм «Старинные гербы русских городов», изобразительный материал с примерами современных эмблем.

 

Тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

 

Итоговая игра-викторина по теме четверти с широким привле­чением учебных работ, показом видеофильмов произведений декоратив­но-прикладного искусства разных времен, с включением в игру художественных открыток, репродукций, собранных поисковыми группами. Учащимся предлагаются различные творческие зада­ния, например рассмотреть костюмы и определить их владельца; увидеть неточности, которые допустил художник при изображе­нии костюмов, или задания на развитие чувства стиля.

На каникулах дети должны присмотреться к образцам совре­менного декоративного искусства в фойе кинотеатра, в общест­венных зданиях разного назначения. Желательно посетить музей декоративно-прикладного искусства или выставку произведений современных профессиональных художников-мастеров декоратив­но-прикладного искусства.

 

Раздел IV. Декоративное искусство в современном мире (7ч)

 

Тема. Современное выставочное искусство

 

Многообразие материалов и техник современного декоратив­но-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, ме­талл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной компози­ции в конкретном материале.

Творческая интерпретация древних образов народного искус­ства в работах современных художников.

Урок 2. Декоративное искусство. Витраж

Задание: разработка эскизов витражей для украшения интерьера школы по мотивам русских народных сказок, народных праздничных гуляний, древних образов народ­ного (крестьянского) искусства. Творческая интерпретация древ­них образов: древа жизни, коня, птицы, матери-земли.

Урок 3. Декоративное искусство. Мозаика

Задание: разработка эскизов мозаики по мотивам русских народных сказок.

Урок 4. Декоративное искусство.  Коллаж

Задание: разработка эскизов коллажа по мотивам русских народных сказок.

Урок 5. Декоративное искусство. Батик

Задание: разработка эскизов батика по мотивам русских народных сказок.

Материалы: цветные мелки, тонированная бумага.

Зрительный ряд: произведения современного декоративного искусства, выполненные в разных материалах; видеофильм с изо­бражением декоративных панно, выполненных по мотивам народ­ного искусства.

 

Тема. Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства.

Создание декоративной работы в материале

Оставшиеся уроки IV четверти посвящены коллективной реа­лизации в конкретном материале наиболее удачного из замыслов. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т. д.) тре­бует постепенного, поэтапного выполнения задуманного панно. В конце учебного года устраивается отчетная выставка работ учащихся по декоративно-прикладному искусству, которую можно организовать как праздник «Украсим школу своими руками».

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!