Программа первого года обучения (первого уровня обучения) характеризуется базовым уровнем знаний и устойчивым интересом учащихся к занятиям плавания, повторяет, закрепляет и совершенствует навыки способов плавания кроль на груди, кроль на спине, брасс и формирует начальные умения и навыки в овладении способа плавания баттерфляй - дельфин. Программа направлена на приобретение учащимися социальных знаний об общественных нормах, правилах поведения на воде и технике безопасности во время занятий в бассейне.
Теоретическая часть
Правила поведения учащихся на занятиях по плаванию. Предупреждение травматизма, обеспечение жизни и здоровья учащихся. Гигиена плавания и купания. Значение плавания, как средства укрепления здоровья. Виды водного спорта. Вспомогательные средства для занятий плаванием (ласты, плавательные доски, надувные круги). Поведение в экстремальной ситуации на водоемах.
Названия упражнений и основные признаки техники спортивных способов плавания: кролем на груди, кролем на спине, брассом, баттерфляем-дельфином. Влияние плавания на развитие выносливости, координационных способностей. Правила соревнований и определение победителя. Дистанции в соревнованиях по плаванию.
Правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим в воде. Биомеханические особенности техники плавания. Правила плавания в открытом водоеме.
Практическая часть
Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца. Имитация «поплавка»; скольжение, стоя на полу. Движения рук и ног при плавании кролем на груди и кролем на спине, брассом, баттерфляем-дельфином, движения головой при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди (стоя на месте в сочетании с ходьбой), стартового прыжка. Упражнения для освоения с водой.
Плавание кролем на груди (движения ног сидя на краю бассейна, то же с выполнением выхода в воду; плавание с доской; скольжение с движениями ног; гребковые движения рук; согласование движения рук с дыханием; проплывание отрезков с задержкой дыхания; плавание с дыханием в каждом цикле; плавание в полной координации).
Плавание кролем на спине (движения ногами с опорой на дно или бортик бассейна, скольжение с последующими движениями ног и рук, плавание только с помощью рук и ног).
Игры: «Кто быстрее?», «Волны на море», «Караси и щуки», «Насос», «Морской бой», «Пятнашки с поплавками» и др.
Плавание брассом (движение ног у бортика, движения рук стоя на дне, в сочетании с ходьбой; согласование движений рук с дыханием, согласование движений рук и ног с дыханием; проплывание отрезков с задержкой дыхания; стартовый прыжок с последующим скольжением).
Игры: «Волейбол в воде», «Кто дальше проскользит», «Салки», «Рыбаки и рыбки». Эстафеты.
Плавание способом баттерфляй-дельфин (движения рук стоя на дне, скольжении; движения ног после скольжения и ныряния; плавание с доской и без доски; согласование движений руками с дыханием; проплывание отрезков до 15 метров способом баттерфляй-дельфин с задержкой дыхания; транспортировка «тонущего»).
Повороты при плавании кролем на груди и на спине под левую и правую руку. Повороты при плавании брассом. Имитация поворота при плавании способом баттерфляй-дельфин. Старты при плавании кролем на груди, кролем на спине, брассом, баттерфляем-дельфином. Стартовый прыжок со скольжением и выходом на поверхность при плавании брассом.
Игры: «С донесением вплавь», «Доставь раненого на берег» и др.
Комплекс специальных упражнений пловца. Техника выполнения непрямого массажа сердца. Ныряние брассом и кролем.
Комплекс специальной физической подготовки пловца. Повороты при плавании избранным способом, подплывая к щиту с максимальной скоростью. Элементы игры в водное поло: ведение мяча, поднимание мяча из воды, передача и ловля мяча. Упражнения на суше. Игры и развлечения в воде.
Дальнейшее совершенствование техники плавания всеми изученными способами: кролем на груди, кролем на спине, брассом, баттерфляем-дельфином. Транспортировка пострадавшего и оказание доврачебной помощи. Плавание в одежде, освобождение от одежды в воде. Элементы и игра в водное поло, волейбол на воде, элементы фигурного плавания (девочки). Выполнение обязанностей судьи. Основы методики и организации занятий с младшими школьниками.
Развитие выносливости: проплывание отрезков 25-50 м по 2-6 раз, 100-150 м по 3-4 раза, 400 м.
Контрольные нормативы: самостоятельно выполнить разминку пловца на суше. Знать правила проведения соревнований по плаванию. Преодоление дистанции 50 м любым стилем.