СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содружество между педагогами и учащимися в формировании духовно – нравственных ценностей

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья поможет педагогам прежде всего оценить себя, всё ли мы правильно делаем. Много добрых мыслей православных и светских педагогов...Только в творческом содружестве между педагогами и учащимися можно достичь поставленных целей в формировании духовно – нравственных ценностей.  Без помощи взрослого ребенок не может самостоятельно разобраться, где зло и где добро, где культура и антикультура, поэтому духовно-нравственное воспитание детей - насущная потребность нашего времени. 

Просмотр содержимого документа
«Содружество между педагогами и учащимися в формировании духовно – нравственных ценностей»

Содружество между педагогами и учащимися в формировании духовно – нравственных ценностей МОУ «Большепаратская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района РМЭ

Существует множество разнообразных школ. Внешне все они выглядят одинаково: учителя, ученики, уроки, перемены, классные часы, репетиции, праздники, соревнования, каникулы. Но почему они так не похожи между собой?

Эта непохожесть, особенность, главным образом, зависят от интеллектуального, ценностного, коммуникативного, художественного потенциалов педагогов, учащихся, родителей, от способности участников образовательного процесса реагировать на изменения, происходящие в них и вокруг них.

Для каждой школы характерен свой путь, свой способ деятельности. Успешность такого пути во многом связана с созданием воспитательных систем, каждая из которых имеет свой неповторимый облик. В нашей школе акцент в воспитательной работе мы делаем на гражданско-патриотическое, духовно - нравственное воспитание. В Учреждении ОО Волжского муниципального района наша школа обозначена базовой именно по этим направлениям. При составлении плана работы школы мы делаем акцент на мероприятия данной направленности, и это касается не только общешкольных мероприятий, но и планирования работы в классах.

Духовно – нравственное воспитание рассматривается в школе как непрерывный процесс целенаправленного нравственного образования и совершенствования личности. Но, заботясь о развитии личности, мы стараемся не забывать и о главном, что выделяет его из всего окружающего мира — его духовной и нравственной составляющей. Именно душа человека, его возможность свободно выбирать между добром и злом являются его отличительными свойствами среди прочего творения.

Каким мастерством необходимо обладать педагогу, чтобы совершить созидательное прикосновение к психике детей, к их внутреннему духовному миру! Что лежит в основе этого мастерства? Врожденное или приобретенное?

Великий проповедник Серафим Саровский говорил так: “Обрети мир в душе и вокруг тебя спасутся тысячи”. Мир в душе — это гармония с природой, обществом, с самим собой, со своим физическим и духовным состоянием. Мир в душе должен быть, прежде всего, у педагога, это природная любовь к людям, детям, способность переселяться в их мир, понимать их. Только переселившись в мир ребенка, педагог сможет предвосхитить и построить с ним продуктивное общение. Ни в коем случае не надо стараться ребёнка подстраивать под себя, а наоборот, самим переселяться в его духовный мир. Переселяться с тем, чтобы с каждым уроком, актом общения учить детей большой жизни: учить слушать и анализировать, понимать и сострадать, сравнивать и оценивать, дружить и любить и т.д. А все это возможно через внеклассные мероприятия.

Только в творческом содружестве между педагогами и учащимися можно достичь поставленных целей в формировании духовно – нравственных ценностей. Без помощи взрослого ребенок не может самостоятельно разобраться, где зло и где добро, где культура и антикультура, поэтому духовно-нравственное воспитание детей - насущная потребность нашего времени. Любое мероприятие, совместное дело, КТД в школе должны порождать чувство полёта и желание ребёнка идти дальше, узнавать глубже и начать творить самому, то есть одухотворённость должна становиться стремлением жить и творить. Детям очень нравится, когда вместе с ними взрослые, а именно педагоги, Но чтобы они не только руководили, а принимали участие в различных делах, мероприятиях. Например, организуя в школе, какие – либо творческие дела мы стремимся избежать шаблона, заорганизованности проведения мероприятий «ради галочки». Совместные наши КТД: концерт ко Дню Учителя « Ассорти талантов учителей и педагогов», «Мамы разные нужны, мамы всякие важны», Рождественская ёлка , литературно –музыкальная композиция «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя мать», посвящённая Дню Матери, «Православная Пасха», конкурс сочинений, стихов, викторина «Православные праздники» для 1- 8 классов, просмотр фильма « Пасха – 1945 г.» в рамках недели истории, экскурсии в Ледовый городок Раифского монастыря (участвовали все классы), поездка в Мироносицкий женский монастырь в с. Ежово, экскурсия старшеклассников в Казанский Богородицкий монастырь, выступления перед прихожанами в церкви Димитрия Солунского учащимися 2-4 классов «Весна стучится к нам в окно», «Нам поёт пасхальный звон песнь о жизни вечной» в рамках недели детско – юношеской литературы.

Говорят, что нынешнее молодое поколение совсем забыло о милосердии, о том, что многие нуждаются в помощи и сочувствии. А помнят ли об этом взрослые? Просто надо работать и напоминать детям, что рядом живут люди, которые нуждаются в нашей помощи. В течение года наши ребята принимают активное участие в акциях милосердия «Протяни руку помощи», «Весенний месяц добра и милосердия». Каждый год с 1 по 10 декабря в школе проводится Декада инвалидов. Дети собирают деньги, готовят подарки инвалидам, учителя - словесники проводят конкурсы сочинений. В этом году дети писали сочинение на тему «Прошу прощенья у тех, кто обижен мной, и не мною». Детские сочинения и записи могут служить прекрасным средством для изучения среды, детской жизни и деятельности вне школы; выяснения отношения детей к целому ряду жизненных явлений современности; выявление тех факторов, под влиянием которых складывается детское мировоззрение.



Стихотворение А. Андреева, ученика 6б класса.

Прошу прощенья у тех,

Которых обошёл успех.

Людей, лишённых частей тела,

И жизнь которых очерствела.


Вся жизнь людей тех так тяжка,

Ведь их душа настоль чутка.

И каждый день для них клеймо,

Насмешками полно оно.



Совместная творческая деятельность и дружеское расположение друг другу чувствуется при подготовке к различным мероприятиям. Создание и сохранение атмосферы тепла и доброты зависит от учителя. Прежде всего, педагог должен обладать искусством слова. Именно через слово мы можем помочь ребенку прикоснуться к вечным ценностям жизни.

Ян Амос Коменский говорил: «Учитель есть помощник природы, а не её владыка, её образователь, а не преобразователь. Нет ничего более пустого, как знать и изучать многое. Мудр не тот, кто знает многое, но тот, кто знает полезное».  Все интересные, содержательные и разнообразные дела, проводимые в школе во внеурочное время, должны быть полезными для ума и сердца ребёнка. 

  Судьба будущей России лежит в руках русского учителя, преданного делу, способного не только обучать, но и духовно воспитывать. История последних лет показала нам, что образование и воспитание должны идти рука об руку. Жизненно необходимо развивать в детях и подростках нравственное чувство, приверженность исконным духовным ценностям, любовь к Отечеству, его истории, культуре, языку, заботу о его будущем. Нет и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью: самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя ближнему, нашему народу и нашему Отечеству.



Продуктивное педагогическое общение, развитие отношений творческого содружества между учащимися и педагогами строится на умении слушать и выслушать собеседника. В идеальном варианте оно всегда направлено на создание радости и желания общения, на стимулирование познавательного интереса и мотивации учения.

Успешность зависит от профессиональной подготовленности педагога:

  1. Ребёнок всегда должен почувствовать радость;

  2. Никогда ничего (урок, классный час) не начинать по протоптанной дорожке, не допускать обыденности;

  3. Быть всегда творческим;

  4. Умение сделать учащихся соучастниками учебного и воспитательного процесса;

  5. Умение заметить и поддержать любой успех ребёнка (наличие интереса к ученику, его деятельности).

  6. Следить за мыслью слушателей и общаться так, чтобы слова не обгоняли мысли;

  7. Заботиться о чистоте своего сердца;

  8. Следить и за своим внешним поведением и внешним видом, чтобы не подать поводов к соблазну. Ведь по внешнему виду и походке познается состояние души человека.

Таким  образом, в воспитательном процессе огромную роль играет сама личность учителя. Выдающийся педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал, что влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений. В нравственном воспитании педагог вооружает питомцев не только знаниями; он воздействует на них своим поведением, всем своим обликом. Сердечность, чуткость, отзывчивость, доброта, вежливость, честность, справедливость — обязательные профессиональные качества учителя.

В заключение хочется сказать, как много зависит от нас, учителей. Недаром говорится, что светильник для тела есть око, а светильник для учеников – учитель. Подводя итог вышесказанному, мы надеемся, что наши семена не раздуются пустым, вольным ветром, а попадут в благодатную почву – души наших детей.


Заместитель директора по ВР ,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Большепаратская С ОШ» ________/Л. А. Томцева /





6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!