Соединительные о и е в сложных словах
ЦЕЛИ
- развить умение определять способ образования слов
- познакомить с условиями выбора соединительных о и е в сложных словах (орфограмма 30)
- научить правильно писать сложные слова с соединительными о и е, графически обозначать условия выбора правильных написаний
Лингвистическая разминка
Первый слог этого слова — стержень, на котором держится колесо (ось); 2-й слог — нота, обозначающая третий звук музыкальной гаммы (ми); 3-й слог — корень слова, обозначающего то же, что и второй латинский корень в слове велосипед (велосипед — «быстрая нога»: ног).
Ответ: осьминог.
Является ли слово велосипед сложным? Докажите своё мнение, используя знания в области лексики, вспомните определение заимствованных слов.
Может быть, осьминог — сложное слово? Слово осьминог (моллюск, у которого восемь щупалец, арх. «осьмь») является словообразовательной калькой с греческого языка (калькирование — особый способ заимствования, когда каждая часть заимствованного слова переводится на другой язык). Примером кальки также может служить слово небоскрёб (от англ. skуsсrареr).
Какие же слова являются сложными? Приведите примеры.
Подножка, узкоплечий, переделка, трёхведёрный, самовар, сантиметр, полноводный, листопад, вездеход, плащ-палатка, кроссворд, пулемётчик.
У каждого из слов объяснить лексическое значение и определить способ его образования.
Сложение основ: самовар, листопад, вездеход; сложение слов: плащ-палатка; сложение + суффиксация: узкоплечий, трёхведёрный, полноводный; суффиксальный: пулемётчик.
Изучение темы урока
1. Работа с материалами на с. 127-128: чтение, анализ, подбор примеров самостоятельно (орфограмма №30)
2. Упр. 260 (+найти слово, при образовании которого используется не только сложение, но и суффиксация ( общежитие ).
Возникает вопрос относительно последней пары слов — путь и шествовать . В словообразовательном словаре В. Тихонова у слова путешествовать собственное словообразовательное гнездо, т. е. в современном языке данное слово является непроизводным.
Закрепление изученного
- Самостоятельное выполнение упр. 262.
- Образовать от получившихся слов новые слова суффиксальным способом. Образец: зверолов - звероловство; ледокол - ледокольный; пароход - пароходик.
3. Записать ответы на вопросы при помощи сложных слов — существительных, выделить изученную орфограмму. Записать слова по 3 группам в зависимости от способа образования: 1) образованные способом сложения; 2) образованные способом сложения с суффиксацией; 3) образованные суффиксальным способом.
Как называется: 1) рабочий, который варит сталь; 2) ферма, где разводят зверей; 3) человек, который любит жизнь; 4) специальная кастрюля, в которой быстро готовится пища; 5) человек, который не хочет работать (даром ест хлеб); 6) спортивное соревнование из двух видов упражнений; 7) дом, имеющий много этажей; 8) человек, любящий книги; 9) машина, режущая камни; 10) машина, мешающая бетон; 11) машина, с помощью которой режут хлеб.
Ответ: сталевар(1), звероферма(1), жизнелюб(1), скороварка(2), дармоед(1), двоеборье(2), многоэтажка(3), книголюб(1), камнерез(1), бетономешалка(2), хлеборезка(2).
Дополнительный вопрос: чем отличается слово многоэтажка от всех других, помимо способа образования?
Это слово является разговорным.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Почему в современном языке активно используется способ сложения? При ответе приведите примеры из последнего упражнения урока.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Упр. 261