СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Софийская домовая церковь женского епархиального училища г.Оренбурга

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В одном из зданий Оренбургского государственного аграрного университета по улице Челюскинцев, 18 до революции 1917 г. располагалось уникальное духовное учебное заведение - Оренбургское епархиальное женское училище. Современные студенты-аграрии учатся там, где раньше постигали азы науки учащиеся – епархиалки, девущки, выходцы из духовного сословия. Обучение в училище продолжалось шесть лет и включало 22 предмета, выпускницы получали звание учительниц с правом работы в начальных школах всех типов. История этого учебного заведения еще ждет своих исследователей. Раскроем только один аспект – историю домовой Софийской церкви. Образ святых мучениц - Софии  и дочерей Веры, Надежды и Любови один из самых любимых в чреде русской женской агиографии.

Просмотр содержимого документа
«Софийская домовая церковь женского епархиального училища г.Оренбурга»


Мишучков А.А.

(г.Оренбург)

Софийская домовая церковь женского епархиального училища г.Оренбурга


В одном из зданий Оренбургского государственного аграрного университета по улице Челюскинцев, 18 до революции 1917 г. располагалось уникальное духовное учебное заведение - Оренбургское епархиальное женское училище. Современные студенты-аграрии учатся там, где раньше постигали азы науки учащиеся – епархиалки, девущки, выходцы из духовного сословия. Обучение в училище продолжалось шесть лет и включало 22 предмета, выпускницы получали звание учительниц с правом работы в начальных школах всех типов. История этого учебного заведения еще ждет своих исследователей. Раскроем только один аспект – историю домовой Софийской церкви. Образ святых мучениц - Софии и дочерей Веры, Надежды и Любови один из самых любимых в чреде русской женской агиографии.

Каменное здание Оренбургского епархиального женского училища было построено по проекту архитектора Ф.Д. Маркелова в 1887–1888 гг. и освящено вместе с домовой церковью святых мучениц Софии и ее дочерей 3.09.1888 г. Оренбургский купец 1-й гильдии Сергей Михайлович Иванов пожертвовал на училищную церковь 300 руб., подарил устройство иконостаса, приобрёл все храмовые принадлежности в полном количестве на сумму около 800 руб.1 Всего он пожертвовал на домовую церковь более 2000 рублей. Особой благодарности заслуживает ученик великого И. К. Айвазовского, фотограф и художник Григорий Николаевич Оже, который за 200 рублей весьма добросовестно исполнил заказ по написанию всех икон училищной церкви2.

В строительстве храма принимал участие председатель строительного комитета училища отец Михаил Руднянский с членами комитета: иереями Митрофаном Кремлевым, Иоанном Соломиным, Павлом Львовым, Н.Замятиным, диаконом делопроизводителем Иоанн Покровским. При освящении храма на всенощном бдении «после великого славословия инспектор классов новооткрываемого училища Викентий Андреев произнёс слово, в котором он, сопоставляя открытие женского училища с первобытным состоянием человечества, с нуждой Адама в помощнице ему, доказывал нужду в просвещённых труженицах и сотрудницах духовных пастырей3.

Божественную литургию торжественно совершил 3 сентября Его Преосвященство, Преосвященнейший Макарий, Епископ Оренбургский и Тургайский в сослужении протоиерея Александра Базанова и иереев М. Руднянского, М. Кремлева и И. Соломина. Во время богослужения пел хор архиерейских певчих. Во время литургии был посвящён в сан священника инспектор классов училища, преподаватель Оренбургской духовной семинарии Викентий Андреев. Преосвященнейший Макарий в проповеди указал, что «образование спасительно для человека и его ближних лишь в том случае, если оно проникнуто духом Православия, если оно сорастворяется истинно христианской жизнедеятельностью, каковые результаты и желательно видеть от воспитанниц учебных заведений в нашем веке, когда так часто образование идёт в разрез с его жизнью и потому приносит не пользу, а вред, как ему самому, так и окружающей его среде»4.

В освящении училища принимал участие вице-губернатор А. А. Ломачевский, губернатор Тургайской области Я. Ф. Барабаш, окружной инспектор Чехович, протоиерей М. Любочестнов, оказавший большую услугу в деле создания училища и другие гражданские и военные чиновники. После литургии всему учащемуся и преподавательскому составу лично каждому было преподано Архипастырское благословение Преосвященнейшего Макария на предстоящие труды5.

В свое проповеди Преосвященнейший Макарий сказал: «Какою широкою волною разливается знание в нашем богоспасаемом граде! Какое множество здесь учебных заведений! Все сословия имеют их в изобилии. Но при всём множестве у нас разнообразных учебных заведений доселе не было у нас научного приюта для девиц духовного звания, которые, подобно светским сверстницам своим, усердно могли бы стремится к просвещению. Теперь, благодарение Господу, все устроилось. И так, всем начинающим начальствовать в сем заведении, воспитывать и учить здесь юных детей, предстоит одна общая задача – воспитать и возрастить из этих малых птенцов будущих матерей не только духовной семьи, но и всего нашего православного народа. Достигнуть этого нельзя одними науками: в науках много света, блеска, но жизненной теплоты мало; иногда и совсем не бывает её. Чтобы согреть юные сердца любовию к народу, надобно обратить их к самому духовному Солнцу нашему – ко Господу Богу, научить их искренно молиться, любить пламенно самого Господа Бога и тогда они полюбят верующий в Бога народ и будут истинными матерями его»6.

В первом 1888-89 уч. году в первом классе училища учились 28 девушек. К 1892-93 уч. году в училище было уже четыре класса, 130 учениц. В 1895г. – шесть классов и сделан первый выпуск. В 1901г. училище стало семиклассным, 262 ученицы. При училище открылся приготовительный класс на 30 человек, куда принимались девицы из духовного сословия. От них требовалось знание утренних и вечерних молитв, Символа веры, 10 заповедей, праздничных тропарей, умение читать по церковнославянски. Первой начальницей училища была Ольга Николаевна Бурцева, священник В.П. Андреев, преподаватели: «господа Троицкий, Зефиров, Беневоленский и Васильев; классными дамами были определены Александровская и Богоявленская. В совете училища находились: председатель священник Павел Львов, члены: протоиерей Базанов и священник Райский». «С 1891г. добавились фельдшер Мария Виноградова и «рукодельная дама» Мария Воскресенская». 7 Воспитанницы третьих и четвертых классов (по 10-15 человек) каждое воскресенье вечером посещали с воспитательницей чтения в городской Думе, устраиваемые Михаило-Архангельским братством. С февраля 1897г. при училище действовала образцовая женская одноклассная церковно-приходская школа, располагавшаяся в новом здании училища. С 20.03. 1897 г. начальницей училища стала дочь протоиерея Ольга Александровна Левицкая, ранее исполнявшая обязанности учителя русского языка в училище. За труды по просвещению она была награждена в 1897 г. благословением, в 1902 г. - Библией от Священного Синода, 6.05.1905 г. золотой медалью с надписью «За усердие» на Аннинской ленте8. Гордостью училища была библиотека. На 1901г. она насчитывала 2358 названий в 7390 томах.

Из отчетов училищного Совета видно как духовно укреплялось училищное сестричество, установился аскетический духовный распорядок жизни. В училище во все воскресные и праздничные дни совершались богослужения в домовом храме. Все учащиеся училища по распорядку учебного заведения посещали храм. Из учениц был сформирован хор церкви. Ученицы по череде послушаний читали шестопсалмие, кафизмы, церковные часы, заповеди блаженств. Воспитанницы 2 класса обычно читали вечерню, 3 класса – 1 час, 4 класса – 3 и 6 часы, 5 класса – шестопсалмие, 6 класса – канон и Апостол. Все клиросные послушания заносились в специальную клиросную тетрадь. Ежедневно, в течении всего учебного года, в храме совершались «с должным благоговением» утренние и вечерние молитвы поочередно воспитанницами старших классов при участии начальницы училища, дежурной воспитательницы, инспектора классов. Особо трогательными были песнопения учениц во время Великого поста, радостными и возвышенными пасхальные песнопения. В Рождественский пост и в святую Четыредесятницу воспитанницы говели, исповедовались и приобщались Святых Христовых Таин. Во время Великого поста литургии Преждеосвященных Даров, совершаемых священником и инспектором классов начинались в 08.15 утра, с 10.00 начинались классные учебные занятия9. С 1901 г. часы начинались с 6.00 утра, литургия с 7 утра. После богослужения ученицы отдыхали час, а потом приступали в обычным занятиям. По предложению инспектора классов училища на утренних молитвах обязательно пелись тропарь и кондак святым училищного храма (мученицам Софии, Вере, Надежде и Любови), воскресные тропари, 1-я стихира на «Господи возвах» и ирмосы 1-й песни воскресных канонов. После утренней молитвы всегда прочитывалась глава из Святого Евангелия, а в Великий пост – отделы из Книги притчей. Также введена была традиция общего пения некоторых песнопений на всенощном бдении и литургии всеми воспитанницами для чего оба училищных клироса сходились на середину храма. Двое воспитанниц второго класса исполняли при богослужении обязанности свещеносцев и одна воспитанница шестого класса – помощницы церковного старосты10. Накануне воскресных и праздничных дней инспектором классов разъяснялись воспитанницам евангельские чтения или особенности богослужений в эти дни; делалось это в училищном зале тотчас после утренней молитвы для воспитанниц всех классов и живущих в общежитии.

«Богослужение воспитанницы посещали неопустительно по примеру и под наблюдением начальницы и воспитательниц. В дни, имеющие особенное значение для частной личной жизни воспитанниц, они также посещали Божий храм для молитвы. Например, в дни именин своих просили инспектора классов служить молебен, в дни поминовения усопших родных – панихиды; эти службы совершались для них в храме или после утренней молитвы и пред уроками, или после обеда. Во время богослужения чтение и пение исполняют воспитанницы старших и младших классов училища. Некоторые песнопения на всенощном бдении и литургии поются всеми воспитанницами. Три воспитанницы (приготовительного, 1-го и 2-го классов) исполняли при богослужении обязанности алтарщиц, две воспитанницы 6 класса – церковного старосты, одна воспитанница 6-го класса – уставщицы. Все вообще воспитанницы с похвальным усердием относились к благоукрашению училищного храма, что особенно замечалось пред великими праздниками: Св. Пасхи, Рождества Христова, храмового праздника, дня принесения в училищный храм чудотворной Табынской иконы Божией Матери. Христианский долг исповеди и святого причастия исполняли воспитанницы дважды в год обязательно: в начале Рождественского поста, причём причащались в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, и на первой неделе Великого поста; кроме того, почти все – и на Страстной неделе»11. По воскресеньям в пять вечера совершалась в храме торжественная вечерня с акафистом Господним в конце. В связи с чем, воспитанниц освобождали от домашних заданий на понедельник.

В течение 1889-90 гг. благодаря стараниям церковного старосты, коллежского регистратора Евгения Мякинькова училищная церковь постепенно украшалась пожертвованиями от разных лиц: пожертвовано много икон, которыми украшаются все стены храма, парчи на облачение престола и жертвенника, четыре пары священнослужительских облачений, плащаница, большой деревянный крест с живописным изображением Спасителя, запрестольные иконы в память чудесного спасения Государя Императора, разной церковной утвари – всего на сумму около 2000 руб12. Особенно ценное приношение было от купца А. Ф. Самоделкина - храмовая икона (св. Софии и дочерей её Веры, Надежды и Любви) в киоте стоимостью около 100 руб.13 Также жертвовали на храм и другие купцы: «А. Ф. Труев пожертвовал колокол весом в 7 пуд. 5 фунт. (за 146 руб.), купец А. Ф. Клюмп (католик, владелец Оренбургского пивоваренного завода) – второй колокол в 3 пуд. 35 фунт. (за 72 руб.), купец Ф. А. Самоделкин – лампаду в 25 руб., купчиха Семёнова – шёлковый подризник в 25 руб., купец И. Г. Баландин – икону Благовещения в киоте стоимостью 48 руб.»14

Но особым ценным вкладом в благоукрашение храма стало участие самих воспитаниц училища. После каждого епархиального выпуска ученицы 6 класса украшали престол храма и жертвовали на храм «на поминовение». Так в 1900 г. выпускницы 6-го класса пожертвовали на молитвенную память о себе 30 рублей. Воспитанницы всех классов собрали по собственному желанию на иконки для царских врат 7 руб. 62 коп., материю на одеяния к трем аналоям – 29 руб. 93 коп., одеяния сшили сами учащиеся15. В 1902 г. выпускницы пожертвовали на память о себе в училищную церковь 37 руб. 50 коп. для покупки нового большого потира, в каком ощущалась большая нужда в дни причащения воспитанниц. Ко всем этим пожертвованиям присоединены училищные средства и за 216 руб. 35 коп. приобретена церковная утварь: потир, дискос, звездица, 2 блюда и ковш.16 В 1902г. выпускницы пожертвовали шёлковую голубую пелену на святой престол, расшитую золотом17. В 1903 г. выпускницы пожертвовали шёлковые голубые расшитые золотом воздухи, шёлковую завесу для царских врат и четыре бархатные пелены на аналои18. В 1905 г. выпускницы пожертвовали «на память о себе своей работы красные бархатные расшитые золотом воздухи и шёлковый расшитый золотом покров на св. престол.19» В 1906 г. выпускницы пожертвовали три шёлковых облачения на аналои, 1 шёлковый шитый серебром покров на аналой и облачение на крест.20 В 1907 г. воспитанницами устроены великолепные шторы на окна домовой церкви, начальницей училища пожертвованы шёлковые завесы на царские двери, облачения на храмовую икону, покрывала на аналой и на панихидный столик. Такая же традиция золотоканного вышивания учениц старшего класса была все годы существования училища.

В 1894 г. был построен второй 2-этажный корпус Оренбургского епархиального женского училища. Значительно расширена училищная церковь за счёт сноса стен смежных комнат21. В 1907 г. была завершена постройка 3-го учебного корпуса Оренбургского епархиального женского училища с новой домовой церковью. Во дворе училища перестроена деревянная колокольня. 2 сентября 1907 г. епископом совершено торжественное освящение нового училищного храма. Торжество освящения почтили оренбургский губернатор с супругой, бывший попечитель Оренбургского учебного округа И. Я. Ростовцев, начальница Оренбургского женского института имени императора Николая I, начальница Оренбургской женской гимназии, начальствующие духовно-учебных заведений и многие другие22. Средства на строительство храма выделил училищный Совет, 2000 тыс. руб. пожертвовал на иконостас церковный староста И.А. Мокеев полное священническое и диаконское белое облачение и 500 руб. – купец О.А. Зарывнов. Во дворе училища – деревянная колокольня.23 На храм жертвовали многие жители г. Оренбурга. «По духовному завещанию оренбургская купеческая вдова Мария Львовна Иванова через душеприказчика кафедрального протоиерея М. Ф. Руднянского оставила 300 руб. с тем, чтобы проценты с этого капитала шли на пользу причта училищной церкви на вечное поминовение её и мужа Сергия Михайловича Иванова.24

15.09.1908г. было утверждено оренбургским губернатором общество вспомоществования учащимся училища, оно же выплачивало стипендию Преосвященейшего Макария. Членами общества были: Преосвященнейший Феодосий, епископ Оренбургский и Тургайский; Преосвященнейший Иоаким, епископ Нижегородский и Арзамаский; Преосвященейший Дионисий, епископ Челябинский; его Превосходительство Иван Яковлевич Ростовцев; купец Федор Яковлевич Зарывнов. Так же для поддержания учениц в 1908 г. протоиерей Василий Афанасьевич Юдин передал 4000 рублей на учреждение при училище стипендии его имени25.

В приходе Софийской церкви на 1917 г. насчитывалось трое мужчин, 432 женщины, из них – 417 из духовного звания, 15 – из дворян.26

Раскроем историю священнослужителей храма, многие из них были репрессированы в годы Советской власти и стали священномучениками, а следовательно духовными покровителями учебного заведения.

3 сентября 1889 г. во время литургии в домовой церкви Оренбургского епархиального женского училища был рукоположен в сан священника Викентий Петрович Андреев. Он был сыном священника с. Покровки Оренбургского уезда и губернии. В 1882 г. окончил Уфимскую духовную семинарию, в 1886 г. – Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 1 июля 1887 г. назначен учителем латинского языка в Оренбургском духовном училище, в сентябре 1889 г. – преподавателем Священного Писания в Оренбургской духовой семинарии. Резолюцией епископа от 30 мая 1889 г. № 2369 утверждён инспектором классов и законоучителем Оренбургского епархиального женского училища. Согласно прошению резолюцией епископа от 24 октября 1890 г. освобождён от должности инспектора классов, но оставлен священником училищной церкви и законоучителем. Резолюцией епископа от 10 сентября 1892 г. перемещён на те же должности в Оренбургский учительский институт. 1 июня 1893 г. назначен законоучителем Оренбургского реального училища и настоятелем её домовой церкви.

На его место резолюцией епископа от 28 сентября 1892 г. № 5456 был назначен протоиерей Челябинского собора Василий Ильич Альбертов, вступивший в должность 10 ноября. До его прибытия должность священника училищной церкви исполняли по приглашению городские иереи. В. И. Альбертов окончил Уфимскую духовную семинарию, а в 1884 г. – Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Уже в декабре 1892 г. он был определён епископом на штатное священническое место в Оренбургский монастырь. Затем был настоятелем домовой церкви и законоучителем Оренбургского женского института имени императора Николая I. 21 июля 1912 г. переведён на должность законоучителя Поневежского реального училища Ковенской губернии (ныне г. Паневежис, Литва).

Вместо него Совет Оренбургского епархиального женского училища пригласил священника больничной церкви в Оренбурге, студента местной Духовной семинарии Александра Петровича Цветкова, который резолюцией епископа от 29 декабря 1892 г. № 7641 и был утверждён в должностях священника училищной церкви и законоучителя с 1 января 1893 г. В сентябре 1895 г. он скончался.

1 октября 1895 г. во священника училищной церкви рукоположен надворный советник Александр Иоаннович Архангельский. Он окончил Симбирскую духовную семинарию, а в 1888 г. – Казанскую духовную академию со степенью магистра богословия. В 1889–1914 гг. возглавлял кафедру Оренбургской духовной семинарии по предметам миссии среди мусульман, в том числе преподавал арабский и татарский языки. Резолюцией епископа от 11 января 1894 г. утверждён инспектором классов и законоучителем Оренбургского епархиального женского училища. В апреле 1897 г. по прошению назначен настоятелем Оренбургского Георгиевского войскового собора. В 1912–1914 гг. одновременно был редактором газеты «Оренбургские епархиальные ведомости». В 1914 г. определён ректором Уфимской духовной семинарии.

На его место резолюцией епископа от 12 июня 1897 г. законоучителем и священником училищной церкви переведён иерей Михаил Полотебнов.

19 октября 1897 г. рукоположен в сан и 27 октября 1897 г. назначен настоятелем училищной церкви и законоучителем Иосиф Павлович Кречетович, а иерей Михаил Полотебнов переведён для пользы службы на священническое место в Самарский хутор Орского уезда и губернии. И. П. Кречетович родился в 1873 г. в семье псаломщика Гродненской епархии. Окончил Литовскую духовную семинарию (ныне в г. Вильнюс, Литва), а в 1897 г. – Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Указом епископа от 8 августа 1897 г. № 101 назначен инспектором классов Оренбургского епархиального женского училища. В ноябре 1902 г. назначен настоятелем градо-Уральского Александро-Невского собора. В 1911–1915 гг. был ректором Оренбургской духовной семинарии. Определением Св. Синода от 23–25 февраля 1915 г. № 1478 переведён на должность ректора Екатеринославской духовной семинарии (ныне в г. Днепропетровск, Украина). Был священником в с. Ромашки ныне Рошдянского района Киевской области Украины). В 1922–1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 20 июня 1923 г. хиротонисан обновленцами во епископа. С 11 января 1924 г. служил обновленческим епископом Изюмским, викарием Харьковской епархии. 16 сентября 1924 г. определён обновленческим архиепископом Полтавским и Прилукским, 2 июня 1926 г. – обновленческим митрополитом Белорусским, 22 марта 1928 г. – обновленческим митрополитом Крымским. В сентябре 1929 г. арестован органами ОГПУ, а в декабре освобождён от должности. Скончался 12 июня 1933 г.

Резолюцией епископа от 15 ноября 1902 г. инспектором классов, законоучителем и священником училищной церкви снова назначен Викентий Петрович Андреев. По прошению уволен от должности резолюцией епископа от 12 марта 1916 г. № 1893.

Указом Св. Синода 30.09.15 г. священником был назначен в храм Валентин Сергеевич Перехвальский, 1887 г.р., из духовного звания, инспектор классов и законоучитель Оренбургского Епархиального женского училища. Он закончил Московскую Духовную Академию в 1912 г., кандидат богословия. Епископом Евгением, Приамурским и Благовещенским награжден набедренником 20.12.1912г. Получает за исполнение своей должность 1700 руб. от училища.27

Диаконы при домовой церкви исполняли должности экономов Оренбургского епархиального женского училища.

Согласно журнала Совета училища от 16 августа 1889 г. № 1 экономом состоял диакон Алексей Михайлов, но в январе 1890 г. перемещён в село. Резолюцией епископа от 16 января 1890 г. № 634 временно исполняющим обязанности эконома определён диакон Оренбургского Николаевского Института благородных девиц Михаил Анциферов. В феврале 1891 г. уволился по прошению. Резолюцией епископа от 28 сентября 1891 г. № 5418 экономом училища назначен диакон Александр Базилевский. Вследствие его перевода на штатное священническое место резолюцией епископа от 3 декабря 1893 г. на должность эконома училища утверждён псаломщик с. Дурасово Стерлитамакского уезда Уфимской епархии Пётр Громогласов. Впоследствии рукоположен во диаконы, а 29 октября 1895 г. – во священника и переведён.

Резолюцией епископа от 16 марта 1897 г. новым экономом училища назначен диакон г. Илецкая Защита (ныне г. Соль-Илецк) Иосиф Розанов. После его перевода к церкви г. Илецкая Защита с посвящением во священника, на его место резолюцией епископа от 26 августа 1899 г. № 4663 определён диакон Нижнеозёрной станицы (ныне Илекского района Оренбургской области) Иоанн Смирнов. Вследствие его назначения приходским священником резолюцией епископа от 17 апреля 1903 г. экономом училища утверждён диакон с. Разномойка (ныне Тюльганского района Оренбургской области) Константин Иванов. После его рукоположения в сан священника и перевода в село резолюцией епископа от 22 мая 1909 г. № 3344 на должность эконома училища определён диакон церкви Оренбургского женского института Евгений Амврозов. За его смертью резолюцией епископа от 21 апреля 1910 г. № 1234 новым экономом назначен диакон церкви при Оренбургском женского институте императора Николая I Александр Базилевский. В связи с его определением на священническое место в с. Николаевку Оренбургского уезда и губернии резолюцией епископа от 18 января 1912 г. на должность эконома утверждён диакон Пётр Глинский. По причине его перевода диаконом в пос. Травниковский (ныне Чебаркульского района Челябинской области) резолюцией епископа от 19 августа 1914 г. новым экономом училища назначен диакон с. Залесово (ныне Красногвардейского района Оренбургской области) Павел Лихачев из 1-го класса Оренбургской духовной семинарии. Последним диаконом до закрытия храма был с 13.08.14 г. эконом и диакон в училище – Павел Александрович Лихачев, 1883 г.р. Он окончил Сергиевские учительские 2-х годичные курсы в Оренбурге, с 1899 г. исполнял обязанности псаломщика. На 1917г. получал жалованье 360 руб. в год.

Старостами храма были следующие купцы г. Оренбурга. С 3.09.1888 г. купец 1-й гильдии Сергей Михайлович Иванов. С 28 октября 1895 г. купец Софрон Фатеев28. С 27 апреля 1899 г. по 1900г. купец Григорий Подрядов, он выделил для приобретения нового колокола 100 рублей. 29 С 1901 г. по 14.01.1909г. купец Николай Антонович Мокеев, пожертвовал более 700 рублей в 1904г., более 2000 тыс. руб. в 1907г. на иконостас. С 1909г. обязанности старосты выполняли воспитательницы 6 класса училища. Так на 1917 г. старостой была Мария Ивановна Богоявленская, воспитательница 6 класса училища, помощницами у нее были две выпускницы шестого класса.30

Глубокое духовно-религиозное воспитание в женском училище было обусловлено ее спецификой, ее воспитанницы должны были стать будущими женами священнослужителей и подавать высокий нравственный образ всей пастве. Главной задачей жены священника было воспитание детей и хранение семейного очага, помощь мужу в церковных послушаниях, в первую очередь в клиросном пении. Восстановление в системе духовного образования Оренбургской митрополии женского училища крайне необходимо. Оно станет естественным завершением целостной системы подготовки мужских и женских кадров для духовного просвещения в Оренбургской области. Духовное возрождение в Оренбургской области возможно только на путях восстановления уже существовавших ранее образовательных традиций и их глубокой интеграции в современное общество, нацеленное на высокие нравственные идеалы целомудрия.



Примечания:

1 Журналы Оренбургского Обще-Епархиального Съезда 1889 года 20 мая // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1889. – 1 сентября. – № 17. – С. 219.

2 Руднянский М. Историческая записка об устройстве и открытии в г. Оренбурге Епархиального Женского духовного Училища, читанная 3-го сентября 1889 года, в день открытия училища // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1889. – 1 октября. – № 19. – С. 497–496.

3 Торжество открытия Оренбургского Епархиального женского училища и освящения храма при нём // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1889. – 1 октября. – № 19. – С. 494.

4 Там же с. 495.

5 Там же с. 496.

6 Слово, произнесённое Его Преосвященством, Преосвященнейшим Макарием, Епископом Оренбургским и Уральским, при освящении церкви в новоустроенном Епархиальном женском училище, 1889 г. сентября 3 дня // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1889. – 1 октября. – № 19. – С. 480–484.

7 Сушкова М.П Оренбургское Епархиальное женское училище. // мученики, исповедники и храмы Оренбургской епархии XX века. Кн. 2 Сост. Н.Стремский. П.Саракташ, 1999г. - С. 252.

8 Там же с.256.

9 Отчёт о состоянии Оренбургского Епархиального женского училища по учебно-воспитательной части за 1889–90 учебный год // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1891. – 1 апреля. – № 7. – С. 69–70.


10 Отчёт о состоянии учебно-воспитательной части в Оренбургском женском епархиальном училище за 1899-1900 учебный год // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1901. – 1 февраля. – № 3. – С.31-32.

11 Отчёт о состоянии Оренбургского епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1909/10 г. // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1910. –25 ноября. – № 47. – С. 358.

12 Там же с. С. 73-74.

13 Отчёт о состоянии Оренбургского Епархиального женского училища по учебно-воспитательной части за 1890–91 учебный год // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1892. – 1 февраля. – № 3. – С. 37.

14 Отчёт о состоянии Оренбургского Епархиального женского училища по учебно-воспитательной части за 1891–92 учебный год // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1892. – 15 ноября. – № 22. – С. 258.

15 Отчёт о состоянии учебно-воспитательной части в Оренбургском женском епархиальном училище за 1899-1900 учебный год // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1901. – 1 февраля. – № 3. – С.35.

16 Отчёт о состоянии учебно-воспитательной части в Оренбургском епархиальном женском училище за 1900–1901 учебный год // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1902. – 1 февраля. – № 3. – С.32–33.

17 Отчёт о состоянии учебно-воспитательной части в Оренбургском епархиальном женском училище за 1901–1902 учебный год // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1903. – 1 февраля. – № 3. – С. 40:

18 Отчёт о состоянии Оренбургского епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1902–1903 уч. год // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1903. – 1 декабря. – № 23. – С. 427:

19 Отчёт о состоянии Оренбургского епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1903/4 учебный год // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1905. – 1 февраля. – № 3. – С.74.

20 Отчёт о состоянии Оренбургского епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1904/5 уч. г. // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1906. – 1 февраля. – № 3. – С. 37–44; 15 февраля. – № 4. – С. 62–73; 1 марта. – № 5. – С. 101.

21 Журналы общеепархиального Съезда депутатов духовенства Оренбургской епархии 1895 г. // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1896. – 1 января. – № 1. – С. 1–8; 1 февраля. – № 3. – С. 35.

22 Отчёт о состоянии Оренбургского епархиального женского училища в учебно-воспитательном отношении за 1907/8 уч. год // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1909. – 29 января. – № 5. –С. 47.

23 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1890. Л. 94.

24 Отчёт о состоянии Оренбургского епархиального женского училища по учебно-воспитательной части за 1896/7 учебный год // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1898. – 1 марта. – № 5. – С.66.

25 Сушкова М.П Оренбургское Епархиальное женское училище. // мученики, исповедники и храмы Оренбургской епархии XX века. Кн. 2 Сост. Н.Стремский. П.Саракташ, 1999г. - С.260.

26 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1890. Л. 97.

27 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1890. Л. 96.

28 Отчёт о состоянии Оренбургского епархиального женского училища по учебно-воспитательной части за 1895/6 учебный год // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1897. – 1 апреля. – № 7. – С. 34.

29 Отчёт о состоянии Оренбургского епархиального женского училища по учебно-воспитательной части за 1898/9 учебный год // Оренбургские епархиальные ведомости. – 1900. – 1 января. – № 1. – С. 5.

30 ГАОО. Ф. 173. Оп. 9. Д. 1890. Л. 97.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!