S oft skills –
работа в команде на уроках курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы православной культуры»)
Соколова
Светлана Михайловна
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №26» г. Н. Новгорода
Профессиональное кредо:
« Учить, отдавая не только знания, но и частичку своей души»
Нижний Новгород
2021
Что же такое soft skills?
Мягкие навыки – это социальные навыки. Они не столь очевидно измеряемы, как твёрдые, но именно они наиболее эффективно помогают продемонстрировать и применить твёрдые навыки. Мягкие навыки необходимы в любом виде деятельности. К ним относятся:
- умение общаться,
- работать в команде,
- убеждать,
- решать проблемы,
- принимать решения,
- управлять своим временем,
- мотивировать себя и других.
S oft skills в порядке важности и значимости:
- Способность работать в команде.
- Способность принимать решения и решать проблемы (лидерство).
- Способность общаться с людьми (учителями и одноклассниками) в организации (школе) и вне её.
- Способность планировать, организовывать и выделять приоритеты.
- Способность искать и обрабатывать информацию.
Основные навыки soft skills
1. Умение работать в команде - это:
- умение слушать,
- способность видеть единую цель и находить точки соприкосновения общей идеи с личными амбициями,
- готовность оказать помощь другим и поддержать в сложной ситуации,
- умение убеждать и находить компромисс.
Принципы командной работы:
- общие ценности;
- небольшое число людей;
- взаимодополняющие умения;
- взаимная ответственность;
- значимая цель.
Характеристики эффективной рабочей команды: (Дуглас Макгрегор)
1. Неформальная, комфортная и ненапряженная атмосфера. Видимые проявления напряженности отсутствуют. Эта рабочая атмосфера, в которой дети поглощены своей работой и заинтересованы в ее результатах. Отсутствуют признаки скуки.
Характеристики эффективной рабочей команды: (Дуглас Макгрегор)
2. Происходит множество обсуждений, в которых принимают участие практически все члены команды.
Характеристики эффективной рабочей команды: (Дуглас Макгрегор)
3. Задача или цель команды понимается и принимается ее членами. До определенного момента в команде происходит свободное обсуждение целей и задач. Но после того как они сформулированы, члены команды выполняют свои обязательства по достижению целей и выполнению задач.
Характеристики эффективной рабочей команды: (Дуглас Макгрегор)
4. Члены команды слушают друг друга. Групповые обсуждения не перескакивают от одной идеи к другой, никак не связанной с предыдущей. Ученики не боятся показаться неразумными, высказывая творческие идеи, даже если они кажутся далекими от предмета обсуждения.
Характеристики эффективной рабочей команды: (Дуглас Макгрегор)
5. Присутствуют разногласия. Разногласия не приводят к групповому дискомфорту, отсутствуют признаки стремления избегать конфликтов и демонстрировать полное благополучие в команде при любых обстоятельствах.
Характеристики эффективной рабочей команды: (Дуглас Макгрегор)
6. Большинство решений принимается на основе консенсуса, при котором ясно, что все члены команды готовы с ними согласиться. Однако порой возникают ситуации, когда дети «держат свои возражения при себе», и очевидный консенсус лишь маскирует реальное разногласие.
Характеристики эффективной рабочей команды: (Дуглас Макгрегор)
7. Критика носит конструктивный характер и ориентирована на устранение препятствий, с которыми столкнулась команда, мешающих выполнению ее работы.
Характеристики эффективной рабочей команды: (Дуглас Макгрегор)
8. Дети свободно выражают свои чувства и свои идеи как относительно обсуждаемых проблем, так и относительно деятельности команды.
Характеристики эффективной рабочей команды: (Дуглас Макгрегор)
9. Когда предпринимаются действия, то задания четко ставятся и выполняются.
Характеристики эффективной рабочей команды: (Дуглас Макгрегор)
10. Лидерство в команде носит «ресурсный» характер. При наблюдении за работой команды становится понятно, что лидерство время от времени переходит к разным учащимся в зависимости от обстоятельств.
Характеристики эффективной рабочей команды: (Дуглас Макгрегор)
11. Команда осознает свою деятельность. Часто команда «останавливается» для анализа своей деятельности и препятствий эффективной командной работе.
В процессе обучения педагог должен сделать так, чтобы не только один ученик, но и вся команда добилась цели .
притча о яблоках
Заключение
Главная цель педагога сегодня – обеспечить любому ребенку тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни.
Литература:
- С. Р. Филонович. Лидерство и практические навыки менеджера, M.: «ИНФРА-М», 1999.
- Дэниэл Гоулман. Многоликое лидерство, Harvard Business Review, 2000
- Джон Максвелл «21 неопровержимый закон лидерства».
- Альвина Панфилова, 2005. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности, Санкт-Петербург
- Феликс Кузин, 2004 Культура делового общения, Москва
- Л.К. Аверченко, 1999 Управление общением
- Е.В. Сидоренко, 2006, Тренинг коммуникативной компетентности, Санкт-Петербург
- Владислав Шипилов Перечень навыков soft-skills и способы их развития.