Звуки В, Вь, Ф, Фь
Предлагается длительно произнести ффф (нижняя губа касается верхних зубов) и, приложив руку к гортани для ощущения вибрации голосовых связок, включить голос — получится ввв.
Звук закрепляется в слогах: ВА, ABA и др.
Слова со звуками В, Вь: Вася, Ваня, вата, воз, вот, Вова, высота, вынеси, ива, слива; Витя, вино, виноград, весна, веник, ветка, вешать, весело, верно.
При различении В—Ф на слух применяются звукоподражания: «Вьюга» — ввв, «Шар лопнул» — ффф, «Больно» — ва-ва, «Ежик» — фф-фф, «Лягушка» — ква-ква.
Звуки Б, Бь, П, Пь
Способы вызывания звука Б.
Произнести П, включить голос и пытаться как бы «потянуть «звук, руку приложить к гортани и, не прерывая голоса, произнести слоги: БА-БА-БА.
Ребёнок дует сквозь вытянутые губы, затем добавляется голос, щёки раздуваются — обеими губами произносится звук, похожий на ввв... В это время обучающий прикладывает палец горизонтально под нижнюю губу, лёгким и быстрым движением пальца вверх-вниз производит её колебание — получается ббб.
Вызванный звук закрепляется в слоге БА с некоторой задержкой звучания в момент смыкания губ, при необходимости — с раздуванием щёк, а затем и в других слогах: БА, БО, БУ, БЫ; АБА, АБО, АБУ, АБЫ.
Слова по звуками Б, Бь:
Баня бок буря бычок белка зубы
Брат бант бой бусы бинт берёза
шубы брови бак боль буква битва
бегемот бобы блуза
Проводится сравнение Б—П на слух с использованием звукоподражаний: «Барашек» — бээ, «Мышка» — пии-пии, «Алёнушка» — баю-бай, «Цыплёнок» — пик-пик, «Удар» — бух-бух, ба-бах, «Колокол» — бим-бом, «Машина» — би-би.
Узнавание слова со звуком Б в ряду сходных: бар—жар—вар—дар—пар—шар; был—выл—пыл—тыл—рыл—мыл—жил—шил-ныл; бай—май—лай—чай—рай—дай—пай; бот—вот—тот—пот—рот—кот; баня—Ваня—Маня—Таня—Паня—Саня—Фаня; бочка—кочка—ночка—щёчка-точка—почка; болл—холл—вол—кол—мол—пол—гол.
Звуки Д, Т
Этот звонкий согласный нередко оглушается — заменяется звуком Т и произносится межзубно.
Правильная его артикуляция: конец языка быстро смыкается с верхними зубами, рот открыт.
После получения Б звук Д часто появляется по инерции, без специальной постановки: БА-БА-БА-ДА.
Используется и обходной путь: малышу предлагают произнести БА-БА-БА при высунутом широком языке, обучающий приподнимает верхнюю губу у ребёнка, и вместо Б слышится межзубное ДА-ДА-ДА. После усвоения звука в этой позиции язык переводится за верхние зубы и закрепляется в слогах: ДА, ДО, ДУ, ДЫ; АДА, АДО...
Можно предложить произнести Т, одновременно включив голос и приложив руку к гортани, чтобы чувствовать вибрацию голосовых связок.
Поставленный звук закрепляется в слогах, а затем в словах:
Дача дуб дым вода плоды два
Даль душ дыня еда труды двор
Дом духи иду дворец
Дочь душа упаду драка
Развитие слухового восприятия Д—Т проходит с применением звукоподражаний: «Дудочка» — ду-ду-ду, «Поехали!» — ту-ту-ту, «Малыш» — топ-топ, «Пулемёт» — та-та-та, «Попросим» — дай-дай, «Согласимся» — да-да-да.
Узнавание слова с заданным звуком в ряду сходных:
дуб— зуб— куб— туп — суп — чуб;
дом — том — бом — ром — лом — ком — сом;
доски — ласки — каски — маски;
доля — Коля — поле — Толя — воля — роли.
Звуки Г, К
Эти звуки образуются путём быстрого смыкания задней части спинки языка с нёбом.
Артикуляция мягких звуков Кь, Гь отличается от твёрдых перемещением смычки между спинкой языка и нёбом вперёд, к средней части.
Недостатки произношения Г, К — их отсутствие или замена Г звуками К, Д, а К — звуком Т.
Звук К
Первым вызывается звук К по подражанию, после показа правильной артикуляции; если не получается, то применяется специальный приём: ребёнок произносит ТА-ТА-ТА, а обучающий нажимает на конец языка и, отодвигая его от зубов и удерживая внизу, предлагает снова произнести ТА-ТА-ТА, получится ТЯ-ТЯ-ТЯ; при более глубоком нажиме (отодвинуть дальше) на язык — КЯ-КЯ-КЯ, а при ещё более глубоком — КА-КА-КА; конец языка ребёнок может придерживать своим пальчиком. При выполнении этого упражнения всегда предлагается произносить не КА, а ТА.
Полученные звуки К, Кь закрепляются в слогах: КА, АКА, АК, КИ, КЕ.
Слова со звуками К, Кь:
Калач кофе мука белка Ким кинжал
Канава кожа акация мышка кино кекс
карман косы окунь кошка киска кепка
Капа куры окно лавка кисель кедр
В работе над слуховым восприятием К—Т, Г, X используются звукоподражания: «Кукушка» — ку-ку; «Курочка» — ко-ко-ко; «Петушок» — ку-ка-ре-ку! «Дождик» — кап-кап.
Примерные слова на узнавание звука К:
каша, таз, гусь, ложка, хлеб, рога, кошка, муха, бумага, мак, томат, рот, лук, мох, рука, нога, сок.
Примеры на узнавание звука К в ряду сходных звуков:
кора — гора — нора — пора;
козы — розы — лозы — дозы — позы;
кот — бот — вот — год — лот — мот — пот — рот — тот — ход.
Звук Г
Этот звук можно вызвать от К, добавив голос, и от Д тем же способом, что и К от Т.
Закрепление Г, Гь в слогах: ГА, АГА, ГИ, ГЕ; в словах: газ, гараж, газета, гамак; год, гость, город, горка; гусь, губы, гул, гусли; гиря, гитара, гид, гильза, гимн; Гена, герой, Георгий, георгины, гепард; ноги, шаги, боги, сапоги, нога, рога; глаза, глава, глубина, глушь, грамота, град, гром, груша, группа, грибы, гвоздь, гномик.
Звукоподражания со звуками Г, Гь: «Улыбнись!» — агу-агу, «Гуси» — га-га-га, «Жеребёнок» — и-го-го. «Верхом на лошадке» — гоп-гоп, «Собачка» — гав-гав, «Голуби» — гули-гули, «Позовём гусей» — теги-теги.
Слуховое восприятие Г в ряду сходных слов:
гол — пол — мол — кол — вол — дол — холл — зол — шёл;
гарь — парь — шарь — ларь — жарь;
газ — таз — лаз — раз — бас — вас — нас;
губы — дубы — зубы — кубы — тубы — шубы — чубы.
Звук Х
Этот звук в спонтанной речи иногда заменяется звуком К. При произношении X происходит неполное смыкание задней части спинки языка с нёбом, в центре остаётся щель, по которой выходит воздух, образуя звук. Мягкий Хь образуется перемещением образовавшейся щели между языком и нёбом вперёд, к средней части.
Постановка X осуществляется от С тем же способом, что и К от Т, нажатием на кончик языка шпателем.
Закрепляются звуки X—Хь в слогах: ХА, АХА, АХ, ХИ, ХЕ, затем в словах:
халва | ходули | хуже | муха | черёмуха | смех |
халат | хобот | хина | мухи | черепаха | орех |
хата | хурма | хитрый | ухо | подсолнух | воздух |
холм | худой | хек | сухо | петух | запах |
хвост | хлопья | бахча | уха | сохнет | рыхлый |
| | | химия | | |
| | | похвала | | |
При развитии слухового восприятия применяются звукоподражания: «Погреем ручки» — ххх, «Посмеёмся» — ха-ха-ха, «Вздохнём» — о-хо-хо, «Филин» — ух-ух, «Уронили» — ах-ах.
Примерные слова на X—К, Хь—Кь:
а)ход — кот кадка — хатка сок — сох бук — бух
сохи — соки мох — мок макать — махать
бак — бах сух — сук китель — хитрый
в баке — на рубахе кенар — хек кислый — хищный
кол — холл хорь — корь мука — муха
б) кухня, хохлатка, холостяк, хлопушка, холодильник, охотник, сухарик, буханка, хомутик, хорёк, хоккей, хлопок;
в) «Где игрушка?» Образец: полки — на полках, дерево — на деревьях.
Коробка, шкаф, книга, карман, окно, балкон, кресло, сумка.
Звуки Ть, Дь
Мягкие звуки Ть, Дь относятся к той же группе. Они часто смешиваются с другими звуками этой группы, нередко произносятся межзубно или Дь оглушается, звучит как Ть.
Правильная артикуляция звуков: язык поднят вверх, передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам, конец его опущен вниз, рот приоткрыт, звуки произносятся с лёгким придыханием, на Дь включается голос.
После уточнения Ть закрепляется в слогах (см. звук Сь). Слова с мягким Ть:
телефон, тесто, темно, тесно, тихо, тир, тишина, тина, тёплый; Митя, летит, свети, потянет, Катюша, петь, стоять, прыгать.
Проводятся игры на развитие слухового восприятия звуков Ть—Ч, Дь, Т, Ц. Примерные слова: тётя, дядя, Таня, чай, цапля, утюг, кольцо, бочка, пять, часы, картина, огурец, котёнок, мяч, сеть.
Применяются звукоподражания: «Часы» — тик-так, «Малыш» — тё-тя, «Собачка» — тяф-тяф.
Дифференциация Ть—Дь
В произношении проводится только в том случае, если Дь не оглушается или его удалось вызвать от Ть, включив голос. В противном случае его постановкой следует заняться во время работы со звонкими согласными, после уточнения Б, Д (четвёртая фонетическая группа).
Развитие слухового восприятия проводится с использованием звукоподражаний: Ть — «Часы» — тик-так, «Собачка» — тяф-тяф, «Малыш» — тётя; Дь — «Колокольчик» — динь-динь, «Малыш» — дя-дя.
Имитируя движения маятника часов, ребёнок двигает руками из стороны в сторону, а колокольчика — сверху вниз.
Различение этих звуков в слогах:
а) ДИ-ТИ, ТЕ- ДЕ, ДЯ-ТЯ, ТЁ-ДЁ, ДЮ-ТЮ;
б) повторить в том же порядке:
ТИ-ТИ-ДИ-ТИ, ДЕ-ДЕ-ТЕ-ДЕ, ТЯ-ДЯ-ДЯ-ТЯ, ДЁ-ТЁ-ТЁ-ДЁ, ДЮ-ТЮ-ДЮ-ДЮ;
в) Тима-Дима Дина-Тина тётушка - дедушка
Дёма - Тема тётя - дядя дело - тело
тень - день
г) дятел одеть одевать водить глядеть
тетради сидеть надевать посадить делать
родители делить раздевать удивлять ходить
десять дети водитель делайте глядите
д) «Какой слог лишний?» ТЯ-ТЯ-ТЯ-ДЯ-ТЯ, ДЯ-ДЯ-ДЯ-ДЕ-ЛЯ.
е) «Одевать — надевать». Цель: научиться правильно употреблять выделенные курсивом слова.
Мама сыночка одевает. Таня утром платье надевает.
Мама сыночка раздевает. Таня перед сном платье снимает.
Дифференциация В—Ф, Вь—Фь в произношении:
а) Ваня — Фаня, фаза — ваза, влага — фляга, Феня — Веня, сова — софа, филька — вилка
б) «Что мы делаем?» Образец: Я зову Федю. Ты (он, она, мы, вы, они) зовёшь Федю. Я вешаю фонарик. Я говорю по телефону. Я вижу светофор.
в) «А что у нас?» (У меня, у тебя, у неё, у него, у вас, у них.) У меня — красивый шарф (фотография Вовы, коричневый фломастер, графин с водой, светлый фонарик, цирковой фокус и др.).
Дифференциация Б—П, Бь—Пь в произношении:
а)бар — пар баня — Паня бой — пой бас — пас
пыл — был папа — баба палка—балка полы— балы
пыль—быль бабка — папка башня — пашня бочка — почка
бот — пот путь — будь запор — забор пить — бить
бабочка — папочка
б) пробег, палуба, победа, пломба, проба, бабка, побудка, побороться, побриться и др.
в) «Что будем делать?» Я буду петь, пить, париться, пускать, писать, печатать. Ты (он, она, мы, вы, они) будешь петь...
Дифференциация Д—Т в произношении:
а) дам — там том — дом дочка — точка
тачка — дачка Дон — тон Толя — доля
доска — тоска тушь — душ дома — Тома
удочка — уточка дуб— туп плоты — плоды
б) доктор, трудно, руда, продукты, тогда, дата, долото, догадка, трудо-
вой, трудный, достать, дутый, туда;
в)«Что делает?» Образец: Я дую — он дует. Думаю, даю, создаю, гадаю, радую, давлю, добавлю, дарю, достану, доступу, выглядываю, падаю; еду, сижу, гляжу, бегу.
Дифференциация К, Кь — Т, Ть в произношении:
а) ком — том Толя — Коля какой — такой Тит — кит
тому — кому как — так ток — кок соки — соты
бок — бот ток — тот Тит -тик
б) тыквы, кнут, ткань, канат, тачка, пакет, поток, букет, каток,
макет, штык, канат, танк, плакат, котик.
Дифференциация Г—К в произношении:
а) гора — кора каша — Гаша глаз — класс
куст — густ губы — кубы клубок — глубок
Галина — калина кости — гости игра — икра
кол — гол голос — колос Клаша — Глаша
горка — корка крот — грот луга — Лука
б) книга, горка, голубка, снеговик, загадка, отгадка, уголок, гудок, гребёнка,
горелка, кочегар, коготок, гамак, гвоздика, галка, гусёнок.