СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Согласные звуки. Парные по глухости - звонкости

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание парных по глухости - звонкости согласные звуки

Просмотр содержимого документа
«Согласные звуки. Парные по глухости - звонкости»

Звуки В, Вь, Ф, Фь


Предлагается длительно произнести ффф (нижняя губа касается верхних зубов) и, приложив руку к гортани для ощущения вибрации голосовых связок, включить голос — получится ввв.

Звук закрепляется в слогах: ВА, ABA и др.

Слова со звуками В, Вь: Вася, Ваня, вата, воз, вот, Вова, высота, вынеси, ива, слива; Витя, вино, виноград, весна, веник, ветка, вешать, весело, верно.

При различении В—Ф на слух применяются звукоподражания: «Вьюга» — ввв, «Шар лопнул» — ффф, «Больно» — ва-ва, «Ежик» — фф-фф, «Лягушка» — ква-ква.



Звуки Б, Бь, П, Пь


Способы вызывания звука Б.

Произнести П, включить голос и пытаться как бы «потянуть «звук, руку приложить к гортани и, не прерывая голоса, произнести слоги: БА-БА-БА.

Ребёнок дует сквозь вытянутые губы, затем добавляется голос, щёки раздуваются — обеими губами произносится звук, похожий на ввв... В это время обучающий прикладывает палец горизонтально под нижнюю губу, лёгким и быстрым движением пальца вверх-вниз производит её колебание — получается ббб.

Вызванный звук закрепляется в слоге БА с некоторой задержкой звучания в момент смыкания губ, при необходимости — с раздуванием щёк, а затем и в других слогах: БА, БО, БУ, БЫ; АБА, АБО, АБУ, АБЫ.

Слова по звуками Б, Бь:

Баня бок буря бычок белка зубы

Брат бант бой бусы бинт берёза

шубы брови бак боль буква битва

бегемот бобы блуза

Проводится сравнение Б—П на слух с использованием звукоподражаний: «Барашек» — бээ, «Мышка» — пии-пии, «Алёнушка» — баю-бай, «Цыплёнок» — пик-пик, «Удар» — бух-бух, ба-бах, «Колокол» — бим-бом, «Машина» — би-би.

Узнавание слова со звуком Б в ряду сходных: бар—жар—вар—дар—пар—шар; был—выл—пыл—тыл—рыл—мыл—жил—шил-ныл; бай—май—лай—чай—рай—дай—пай; бот—вот—тот—пот—рот—кот; баня—Ваня—Маня—Таня—Паня—Саня—Фаня; бочка—кочка—ночка—щёчка-точка—почка; болл—холл—вол—кол—мол—пол—гол.












Звуки Д, Т


Этот звонкий согласный нередко оглушается — заменяется звуком Т и произносится межзубно.

Правильная его артикуляция: конец языка быстро смыкается с верхними зубами, рот открыт.

После получения Б звук Д часто появляется по инерции, без специальной постановки: БА-БА-БА-ДА.

Используется и обходной путь: малышу предлагают произнести БА-БА-БА при высунутом широком языке, обучающий приподнимает верхнюю губу у ребёнка, и вместо Б слышится межзубное ДА-ДА-ДА. После усвоения звука в этой позиции язык переводится за верхние зубы и закреп­ляется в слогах: ДА, ДО, ДУ, ДЫ; АДА, АДО...

Можно предложить произнести Т, одновременно включив голос и приложив руку к гортани, чтобы чувствовать вибрацию голосовых связок.

Поставленный звук закрепляется в слогах, а затем в словах:

Дача дуб дым вода плоды два

Даль душ дыня еда труды двор

Дом духи иду дворец

Дочь душа упаду драка

Развитие слухового восприятия Д—Т проходит с применением звукоподражаний: «Дудочка» — ду-ду-ду, «Поехали!» — ту-ту-ту, «Малыш» — топ-топ, «Пулемёт» — та-та-та, «Попросим» — дай-дай, «Согласимся» — да-да-да.

Узнавание слова с заданным звуком в ряду сходных:

дуб— зуб— куб— туп — суп — чуб;

дом — том — бом — ром — лом — ком — сом;

доски — ласки — каски — маски;

доля — Коля — поле — Толя — воля — роли.























Звуки Г, К


Эти звуки образуются путём быстрого смыкания задней части спинки языка с нёбом.

Артикуляция мягких звуков Кь, Гь отличается от твёрдых перемещением смычки между спинкой языка и нёбом вперёд, к средней части.

Недостатки произношения Г, К — их отсутствие или замена Г звуками К, Д, а К — звуком Т.


Звук К


Первым вызывается звук К по подражанию, после показа правильной артикуляции; если не получается, то применяется специальный приём: ребёнок произносит ТА-ТА-ТА, а обучающий нажимает на конец языка и, отодвигая его от зубов и удерживая внизу, предлагает снова произнести ТА-ТА-ТА, получится ТЯ-ТЯ-ТЯ; при более глубоком нажиме (отодвинуть дальше) на язык — КЯ-КЯ-КЯ, а при ещё более глубоком — КА-КА-КА; конец языка ребёнок может придерживать своим пальчиком. При выполнении этого упражнения всегда предлагается произносить не КА, а ТА.

Полученные звуки К, Кь закрепляются в слогах: КА, АКА, АК, КИ, КЕ.

Слова со звуками К, Кь:

Калач кофе мука белка Ким кинжал

Канава кожа акация мышка кино кекс
карман косы окунь кошка киска кепка

Капа куры окно лавка кисель кедр

В работе над слуховым восприятием К—Т, Г, X используются звукоподражания: «Кукушка» — ку-ку; «Курочка» — ко-ко-ко; «Петушок» — ку-ка-ре-ку! «Дождик» — кап-кап.

Примерные слова на узнавание звука К:

каша, таз, гусь, ложка, хлеб, рога, кошка, муха, бумага, мак, томат, рот, лук, мох, рука, нога, сок.

Примеры на узнавание звука К в ряду сходных звуков:

кора — гора — нора — пора;

козы — розы — лозы — дозы — позы;

кот — бот — вот — год — лот — мот — пот — рот — тот — ход.














Звук Г


Этот звук можно вызвать от К, добавив голос, и от Д тем же способом, что и К от Т.

Закрепление Г, Гь в слогах: ГА, АГА, ГИ, ГЕ; в словах: газ, гараж, газета, гамак; год, гость, город, горка; гусь, губы, гул, гусли; гиря, гитара, гид, гильза, гимн; Гена, герой, Георгий, георгины, гепард; ноги, шаги, боги, сапоги, нога, рога; глаза, глава, глубина, глушь, грамота, град, гром, груша, группа, грибы, гвоздь, гномик.

Звукоподражания со звуками Г, Гь: «Улыбнись!» — агу-агу, «Гуси» — га-га-га, «Жеребёнок» — и-го-го. «Верхом на лошадке» — гоп-гоп, «Собачка» — гав-гав, «Голуби» — гули-гули, «Позовём гусей» — теги-теги.

Слуховое восприятие Г в ряду сходных слов:

гол — пол — мол — кол — вол — дол — холл — зол — шёл;

гарь — парь — шарь — ларь — жарь;

газ — таз — лаз — раз — бас — вас — нас;

губы — дубы — зубы — кубы — тубы — шубы — чубы.



Звук Х


Этот звук в спонтанной речи иногда заменяется звуком К. При произношении X происходит неполное смыкание задней части спинки языка с нёбом, в центре остаётся щель, по которой выходит воздух, образуя звук. Мягкий Хь образуется перемещением образовавшейся щели между языком и нёбом вперёд, к средней части.

Постановка X осуществляется от С тем же способом, что и К от Т, нажатием на кончик языка шпателем.

Закрепляются звуки X—Хь в слогах: ХА, АХА, АХ, ХИ, ХЕ, затем в словах:

халва

ходули

хуже

муха

черёмуха

смех

халат

хобот

хина

мухи

черепаха

орех

хата

хурма

хитрый

ухо

подсолнух

воздух

холм

худой

хек

сухо

петух

запах

хвост

хлопья

бахча

уха

сохнет

рыхлый




химия






похвала



При развитии слухового восприятия применяются звукоподражания: «Погреем ручки» — ххх, «Посмеёмся» — ха-ха-ха, «Вздохнём» — о-хо-хо, «Филин» — ух-ух, «Уронили» — ах-ах.

Примерные слова на X—К, Хь—Кь:

а)ход — кот кадка — хатка сок — сох бук — бух

сохи — соки мох — мок макать — махать

бак — бах сух — сук китель — хитрый

в баке — на рубахе кенар — хек кислый — хищный

кол — холл хорь — корь мука — муха

б) кухня, хохлатка, холостяк, хлопушка, холодильник, охотник, сухарик, буханка, хомутик, хорёк, хоккей, хлопок;

в) «Где игрушка?» Образец: полки — на полках, дерево — на деревьях.
Коробка, шкаф, книга, карман, окно, балкон, кресло, сумка.



Звуки Ть, Дь

Мягкие звуки Ть, Дь относятся к той же группе. Они часто смешиваются с другими звуками этой группы, нередко произносятся межзубно или Дь оглушается, звучит как Ть.

Правильная артикуляция звуков: язык поднят вверх, передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам, конец его опущен вниз, рот приоткрыт, звуки произносятся с лёгким придыханием, на Дь включается голос.

После уточнения Ть закрепляется в слогах (см. звук Сь). Слова с мягким Ть:

телефон, тесто, темно, тесно, тихо, тир, тишина, тина, тёплый; Митя, летит, свети, потянет, Катюша, петь, стоять, прыгать.

Проводятся игры на развитие слухового восприятия звуков Ть—Ч, Дь, Т, Ц. Примерные слова: тётя, дядя, Таня, чай, цапля, утюг, кольцо, бочка, пять, часы, картина, огурец, котёнок, мяч, сеть.

Применяются звукоподражания: «Часы» — тик-так, «Малыш» — тё-тя, «Собачка» — тяф-тяф.



























Дифференциация Ть—Дь


В произношении проводится только в том случае, если Дь не оглушается или его удалось вызвать от Ть, включив голос. В противном случае его постановкой следует заняться во время работы со звонкими согласными, после уточнения Б, Д (четвёртая фонетическая группа).

Развитие слухового восприятия проводится с использованием звукоподражаний: Ть — «Часы» — тик-так, «Собачка» — тяф-тяф, «Малыш» — тётя; Дь — «Колокольчик» — динь-динь, «Малыш» — дя-дя.

Имитируя движения маятника часов, ребёнок двигает руками из стороны в сторону, а колокольчика — сверху вниз.

Различение этих звуков в слогах:

а) ДИ-ТИ, ТЕ- ДЕ, ДЯ-ТЯ, ТЁ-ДЁ, ДЮ-ТЮ;

б) повторить в том же порядке:

ТИ-ТИ-ДИ-ТИ, ДЕ-ДЕ-ТЕ-ДЕ, ТЯ-ДЯ-ДЯ-ТЯ, ДЁ-ТЁ-ТЁ-ДЁ, ДЮ-ТЮ-ДЮ-ДЮ;

в) Тима-Дима Дина-Тина тётушка - дедушка

Дёма - Тема тётя - дядя дело - тело

тень - день

г) дятел одеть одевать водить глядеть

тетради сидеть надевать посадить делать

родители делить раздевать удивлять ходить

десять дети водитель делайте глядите

д) «Какой слог лишний?» ТЯ-ТЯ-ТЯ-ДЯ-ТЯ, ДЯ-ДЯ-ДЯ-ДЕ-ЛЯ.

е) «Одевать — надевать». Цель: научиться правильно употреблять выделенные курсивом слова.

Мама сыночка одевает. Таня утром платье надевает.

Мама сыночка раздевает. Таня перед сном платье снимает.

















Дифференциация В—Ф, Вь—Фь в произношении:

а) Ваня — Фаня, фаза — ваза, влага — фляга, Феня — Веня, сова — софа, филька — вилка

б) «Что мы делаем?» Образец: Я зову Федю. Ты (он, она, мы, вы, они) зовёшь Федю. Я вешаю фонарик. Я говорю по телефону. Я вижу светофор.

в) «А что у нас?» (У меня, у тебя, у неё, у него, у вас, у них.) У меня — красивый шарф (фотография Вовы, коричневый фломастер, графин с водой, светлый фонарик, цирковой фокус и др.).


Дифференциация Б—П, Бь—Пь в произношении:

а)бар — пар баня — Паня бой — пой бас — пас

пыл — был папа — баба палка—балка полы— балы

пыль—быль бабка — папка башня — пашня бочка — почка

бот — пот путь — будь запор — забор пить — бить

бабочка — папочка

б) пробег, палуба, победа, пломба, проба, бабка, побудка, побороться, побриться и др.

в) «Что будем делать?» Я буду петь, пить, париться, пускать, писать, печатать. Ты (он, она, мы, вы, они) будешь петь...


Дифференциация Д—Т в произношении:

а) дам — там том — дом дочка — точка
тачка — дачка Дон — тон Толя — доля
доска — тоска тушь — душ дома — Тома
удочка — уточка дуб— туп плоты — плоды

б) доктор, трудно, руда, продукты, тогда, дата, долото, догадка, трудо-
вой, трудный, достать, дутый, туда
;

в)«Что делает?» Образец: Я дую — он дует. Думаю, даю, создаю, гадаю, радую, давлю, добавлю, дарю, достану, доступу, выглядываю, падаю; еду, сижу, гляжу, бегу.


Дифференциация К, Кь — Т, Ть в произношении:

а) ком — том Толя — Коля какой — такой Тит — кит

тому — кому как — так ток — кок соки — соты

бок — бот ток — тот Тит -тик

б) тыквы, кнут, ткань, канат, тачка, пакет, поток, букет, каток,
макет, штык, канат, танк, плакат, котик
.


Дифференциация Г—К в произношении:

а) гора — кора каша — Гаша глаз — класс
куст — густ губы — кубы клубок — глубок
Галина — калина кости — гости игра — икра
кол — гол голос — колос Клаша — Глаша
горка — корка крот — грот луга — Лука

б) книга, горка, голубка, снеговик, загадка, отгадка, уголок, гудок, гребёнка,
горелка, кочегар, коготок, гамак, гвоздика, галка, гусёнок
.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!