СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Союз как служебная часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание

Показать все содержание

 

Союз — это служебная часть речи, которая используется для связи однородных членов предложения между собой, частей сложного предложения и самостоятельных предложений в тексте.

Союз как часть речи начинают изучать в 3 и 4 классе. Рассмотрим подробнее, что такое союз в русском языке.

По грамматическим признакам все слова относят к самостоятельным или служебным частям речи.

Самостоятельные части речи обладают общим грамматическим значением и обозначают предмет (деревозабота), признак (веселый, морской), действие или состояние (строить, размышлять), количество (три, шестеро) и пр. Слова самостоятельных частей речи обладают характерными грамматическими и синтаксическими признаками, по которым их можно узнать и отличить друг от друга и от служебных частей речи.

Служебные части речи не могут называть предметы и их признаки, действия или количества. Они не изменяются, не имеют полноценного лексического значения, грамматических признаков и не являются членами предложения. Служебные слова употребляются для выражения различных отношений между явлениями действительности, обозначенными словами самостоятельных частей речи.

 

Advertisement: 0:08

В русском языке существуют три служебные части речи:

  • предлог (к, от, насчет);
  • союз (а, но, пока);
  • частица (как, неужели, вот).

Выясним, для чего используется союз как служебная часть речи.

Союз — это средство связи

В предложении могут быть несколько слов, отвечающих на один и тот же вопрос и поясняющих одно и то же слово. Это однородные члены предложения. Их можно просто перечислить с помощью интонации, а можно использовать с ними союз как служебную часть речи.

Сравним:

В дедушкином саду растут яблони, вишни, груши, сливы.

В дедушкином саду растут яблони и вишни, груши и сливы.

Союз востребован также в сложном предложении, если соединяет его части:

Поднялся ветер, и серые тучи ушли за горизонт.

Наконец союз может соединять целые фрагменты текста:

С давних пор люди считали Север непроходимым. Ледяная безжизненная пустыня была  опасна для человека. И все же начиная с XVI века на Север регулярно наведывались корабли смельчаков. У мореплавателей была многовековая мечта найти проход между материками.

Понаблюдав за использованием союзов, дадим определение словам этой части речи:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Союз — это служебная часть речи, которая используется для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения и фрагментов текста.

Происхождение и состав союзов

По происхождению союзы делятся на непроизводные и производные. Непроизводные союзы не связаны с другими частями речи:

а, и, но, да, или, либо

Производные союзы образованы от слов других частей речи способом перехода:

  • тоже, также, зато;
  • если, хотя, пока, как будто.

По составу союзы бывают

  • простые, которые состоят из одного слова (и, да, пока, как);
  • составные, имеющие несколько слов (до тех пор пока, для того чтобы).

По употребительности союзы делятся на одиночные (а, но, да, тоже), повторяющиеся (ни…ни, не то…не то, либо…либо) и двойные, которые состоят из нескольких взаимно связанных компонентов, разделенных другими словами:

  • как…так и;
  • чем…тем;
  • если…то;
  • так как…то;
  • лишь только…как.

 

По синтаксической роли в предложении различают сочинительные и подчинительные союзы.

Сочинительные союзы

Сочинительные союзы соединяют равноправные элементы:

  • однородные члены;
  • простые предложения в составе сложного;
  • предложения в тексте;
  • абзацы текста.

По выражаемым отношениям между членами предложения и частями сложного предложения сочинительные союзы делятся на группы:

1. соединительные союзы, которые употребляются при перечислении:

и, и…и, ни…ни, да (=и)

В эту темную ночь ни звезды, ни луна не освещали нам путь.

2. противительные союзы выражают отношения противопоставления, несоответствия предметов, признаков, действий, подчеркивают различия между ними:

а, но, да (=но), однако, зато, же, только

Кругом царила тишина, однако вдали послышался едва различимый гул.

 

3. разделительные союзы обозначают отношения взаимоисключения явлений, чередования предметов, событий:

или, либо, ли…ли, то…то, то ли…то ли, не то…не то и др.

С утра небо либо хмурится, либо неожиданно вспыхнет из-за туч солнечный луч.

4. градационные союзы имеют значение усиления или ослабления значимости одного из членов однородного ряда, как правило, второго:

не только…сколько, не только …но и, не то чтобы…а, если не…то, хотя и…но

Мы не только посмотрели спектакль, но и прочли эту пьесу в оригинале.

5. пояснительные союзы выражают отношения разъяснения:

то есть, а именно, или (=то есть)

На выставке гончар предлагает глиняные изделия, а именно: свистульки, фигурки животных и птиц, декоративную посуду.

6. присоединительные союзы служат для присоединения добавочных сведений или замечаний:

да и, причём, притом, а также, также, тоже

Путь был один, причем местами по болоту.

Подчинительные союзы

Подчинительные союзы — это союзы, которые связывают между собой неравноправные части сложного предложения. В составе сложноподчиненного предложения они указывают на зависимость одного предложения от другого.

 

По значению различают

1. изъяснительные союзы:

что, чтобы, как, ли, будто и пр.

Мы не знаем, нужно ли следовать этому совету.

2. временные союзы:

когда, пока, едва, в то время как, лишь только, перед тем как. после того как и пр.

Едва рассвело, начался нудный осенний дождь.

3. причинные союзы:

так как, потому что, оттого что, поскольку, ибо, в виду того что, в связи с тем что и пр.

Она громко запела, потому что боялась окружающей гнетущей тишины.

4. целевые союзы:

чтобы, с тем чтобы, для того чтобы, лишь бы и пр.

Для того чтобы понять другого человека, достаточно внимательно его выслушать.

5. сравнительные союзы:

как, будто, словно, точно, как будто, подобно тому как

Под её легкими шагами тихо шелестела листва, как иногда шуршит в кустах ежик.

 

6. уступительные союзы:

хотя, пусть, пускай, даром что, несмотря на то что

Даром что это село называют городком, жителей тут осталась уже совсем немного.

7. союзы следствия:

так что, в силу чего, вследствие чего

Быстро смеркалось, так что силуэты деревьев за окнами сливались в одну темную стену.

Морфологический разбор союза

Последовательность разбора союза как части речи:

  1. служебная часть речи союз;
  2. неизменяемый
  3. сочинительный или подчинительный;
  4. разряд по значению;
  5. простой или составной;
  6. указать, что соединяет.

Примеры морфологического разбора

Белые лебеди да пёстрые утки плавают в пруду парка.

Да — это союз, неизменяемый, сочинительный, соединительный (да=и), простой, соединяет однородные подлежащие.

У Ивана сильная воля, и у него есть сокровенная мечта.

И — это союз, неизменяемый, сочинительный, соединительный, простой, соединяет два простых предложения в ССП.

Если с утра нет дождя, можно идти дальше.

 

Если — это союз, неизменяемый, подчинительный, условия, простой, присоединяет придаточную часть условия в СПП.

Просмотр содержимого документа
«Союз как служебная часть речи»

Тема урока: «Союз как часть речи»

Цели урока: дать общее понятие о союзе как служебной части речи; показать его роль в предложении; формировать умение находить союзы в тексте; правильно ставить знаки препинания; работать со схемами; продолжить формирование умения логически мыслить.

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи урока: формировать понятие о союзе, развивать умение отличать союзы от других частей речи, учить отделять части сложного предложения друг от друга запятой; развивать речь учащихся, сообразительность, любознательность, творческое воображение, интерес к русскому языку (посредством введения в обучение занимательного материала, заданий различных видов).

Методы обучения:

словесные (беседа, фронтальный опрос), наглядные (демонстрационный материал), практические (упражнения), аналитический.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Средства обучения для учителя и учащихся:

Таблицы: «Союз как часть речи», «Сочинительные и подчинительные союзы», раздаточный материал; сигнальные карточки со схемами.

Ход урока.

I. Организационный момент.

  • Оформление работы в тетрадях.

  • Проверка выполнения домашнего задания.

  • Целеполагание и мотивация.

Сообщение темы урока.

- Продолжаем изучение темы «Служебные части речи». С какой частью речи мы познакомились на предыдущих уроках? (Предлог).

- В чем особенность? Для чего они служат? (Ответы учащихся).

(В) следстви.. опоздания, (в) течени.. минуты, (в) течени.. реки, (в) продолжени.. полугодия, иметь (в) виду,

(в) виду заморозков, (не) смотря на гололёд, (не) смотря ему в глаза.

- Сегодня мы познакомимся с ещё одной служебной частью речи, её особенностями, ролью в предложении.

А какая это часть речи, вы сейчас сами определите.

Для этого из данных предложений выпишите все служебные части речи.

  • Я вышел из кибитки и потребовал себе начальника.

  • Кибитка медленно продвигалась а снег всё шёл.

  • Батюшка нанял француза чтобы он обучал меня грамоте.

(Из, и, а, чтобы)

- Скажите, какой частью речи они являются, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Мы выделили слова И, А, ЧТОБЫ. Это союзы. Значит, тема сегодняшнего урока: Союз как часть речи.

(Записываем тему урока в тетрадях)

- Отталкиваясь от темы, цели урока у нас следующие:

1) познакомиться с союзом как частью речи; 2) узнать, какие бывают союзы; 3) учиться находить и использовать союзы в устной и письменной речи.

- Приступим к работе по первой части поставленной цели. Узнаем, что такое союз. Прежде всего, следует отметить, что слово СОЮЗ пришло из греческого языка и в переводе на русский означает СВЯЗЬ, СОЕДИНЕНИЕ, СКРЕПЛЕНИЕ, СЦЕПЛЕНИЕ. Как часть речи союз известен с давних пор. По частотности употребления он занимает 7 место. Однако среди союзов есть и часто употребляемые слова, например союзы И, НО, занимают второе место.


- Теперь в процессе совместной работы составим определение союза как части речи. Первое, что мы сразу можем отметить, это, то, что союз – это служебная часть речи.


II. Изучение нового материала.

Союз как часть речи. Целеполагание

1. Фронтальный опрос.

А сейчас снова вернемся к трем предложениям, расставьте недостающие знаки препинания, постройте схемы.

  • Я вышел из кибитки и потребовал себе начальника.

  • Кибитка медленно продвигалась а снег всё шёл.

  • Батюшка нанял француза чтобы он обучал меня грамоте.

Прослушивание сообщения ученицы (ученика) о значении и происхождении слова союз.(приложение 1)

Сообщение “Значение и происхождение слова союз”.

Слово союз очень древнее. Когда-то в нём выделялась приставка со-,имеющая значение “вместе”, и корень –юз– со значением “связь”, близким по значению к словам узы, узел.

Приставка со– в значении “вместе” есть во многих словах русского языка: сотрудник – “тот, кто трудится вместе с кем-то”; соавтор – “тот, кто вместе с кем-то создает произведение” и т.д.

Однако основа слова союз в настоящее время не делится на морфемы: всё слово состоит из одного корня и нулевого окончания.



2. Приём “Мозговая атака”. А теперь вспомните всё, что вы уже знаете о союзе как части речи.

Предполагаемые ответы: А) Союзы – служебные слова, которые связывают однородные члены предложения или части сложного предложения (простые предложения в составе сложного). Б) По значению и употреблению союзы делятся на подчинительные и сочинительные. В) По строению бывают простые и составные. Г) Союзы не изменяются. Д) Союзы не являются членами предложения.





III. Стадия осмысления.

- Проверим себя по учебнику (с.147, п.54).

- Что нового узнали о союзе?

Обсуждение результатов работы. Этап промежуточного обобщения.

– Вспомним предлоги. Что общего между предлогами и союзами? (Предполагаемые ответы: служебные слова; не изменяются; не являются членами предложения; совпадают и группы по строению – простые и составные).

– Чем различаются предлоги и союзы? (Предлоги связывают слова в словосочетаниях и предложениях, союзы – однородные члены предложения, части сложного предложения, предложения в тексте).

– Какие союзы называются простыми, а какие – составными?

Работа с текстом.

Задание 1. Прочитайте текст, заполните пропуски, используя подходящие по смыслу союзы.

(1)Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес.(2) Мы весело шагали… рассказывали разные истории. (3)Солнце спряталось за тучи, … настроение всё равно было бодрое.(4) … мы вышли на лесную тропинку, ветер утих.(5) По пути нам попадались пышные ели… стройные сосны.(6) С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне, с крутого склона мчались с замиранием сердца.(7) Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой.(8) Наблюдая величие зимней природы, можно вообразить себя художником… поэтом.

– Что соединяет эти союзы?

– Определите тему текста.

– Какова идея текста?

– Тип речи?

– Определите стиль речи?

Задание 2. Простые предложения соедините подходящими по смыслу союзами и образуйте сложные предложения.

  • 1) Я выздоровел. 2) Мне стало ясно. 3)Цыганок занимает в доме особенное место. ( Когда, что)

  • 1) Кончив плясать, бабушка села на своё место к самовару.2) Все хвалили её. (И)

  • 1) Сквозь иней на стёклах было видно. 2) Горит крыша мастерской.

3) За открытой дверью её вихрится кудрявый огонь. (Как, а)

IV. Стадия рефлексии.

– Что мы изучили?

- Что нужно помнить о знаках препинания в сложных предложениях с сочинительными и подчинительными союзами?

- Что общего у предлога и союза? В чём их отличие?

Домашнее задание. П.54. Выписать из повести А.М. Горького «Детство» 5 предложений с союзами, указать графически их роль в предложении.

 Карточка №1. Разобрать предложение по членам. 2. Определить роль союзов в предложении.

1) Ещё земли п…чален вид а воздух уж весною дышит.

2) Хотя зелень была тощей и едва заметной но весна чу... ствовалась и в воздухе и на земле.

3) Вновь я пос…тил тот уголок земли где я провел изгнанником два года (не)заметных.

4) Оп. раясь на спинку саней и наблюдая за весенним солнцем спешу по дороге которая убегает (в)даль.

5) Вот уж снег последний в поле тает теплый пар в. сходит от земли и кувшин… чик синий ра… цветает и зовут друг друга журавли. 

Карточка №1. (В) следстви.. опоздания, (в) течени.. минуты, (в) течени.. реки, (в) продолжени.. полугодия, иметь (в) виду,

(в) виду заморозков, (не) смотря на гололёд, (не) смотря ему в глаза.


Карточка №2. Из данных предложений выпишите все служебные части речи.

  • Я вышел из кибитки и потребовал себе начальника.

  • Кибитка медленно продвигалась а снег всё шёл.

  • Батюшка нанял француза чтобы он обучал меня грамоте.



Расставьте недостающие знаки препинания и постройте схемы предложений.


Карточка №3. Прочитайте текст, заполните пропуски, используя подходящие по смыслу союзы.

(1)Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес.(2) Мы весело шагали… рассказывали разные истории. (3)Солнце спряталось за тучи, … настроение всё равно было бодрое.(4) … мы вышли на лесную тропинку, ветер утих.(5) По пути нам попадались пышные ели… стройные сосны.(6) С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне, с крутого склона мчались с замиранием сердца.(7) Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой.(8) Наблюдая величие зимней природы, можно вообразить себя художником… поэтом.

Что соединяет эти союзы?



Карточка №4.Простые предложения соедините подходящими по смыслу союзами и образуйте сложные предложения.

1) Я выздоровел. Мне стало ясно. Цыганок занимает в доме особенное место. ( Когда, что)

2) Кончив плясать, бабушка села на своё место к самовару. Все хвалили её. (И)

3) Сквозь иней на стёклах было видно. Горит крыша мастерской.

За открытой дверью её вихрится кудрявый огонь. (Как, а)




Карточка №1. Разобрать предложение по членам. 2. Определить роль союзов в предложении.

1) Ещё земли п…чален вид а воздух уж весною дышит.

2) Хотя зелень была тощей и едва заметной но весна чу... ствовалась и в воздухе и на земле.

3) Вновь я пос…тил тот уголок земли где я провел изгнанником два года (не)заметных.

4) Оп. раясь на спинку саней и наблюдая за весенним солнцем спешу по дороге которая убегает (в)даль.

5) Вот уж снег последний в поле тает теплый пар в. сходит от земли и кувшин… чик синий ра… цветает и зовут друг друга журавли. 



 Карточка №1. Разобрать предложение по членам. 2. Определить роль союзов в предложении.

1) Ещё земли п…чален вид а воздух уж весною дышит.

2) Хотя зелень была тощей и едва заметной но весна чу... ствовалась и в воздухе и на земле.

3) Вновь я пос…тил тот уголок земли где я провел изгнанником два года (не)заметных.

4) Оп. раясь на спинку саней и наблюдая за весенним солнцем спешу по дороге которая убегает (в)даль.

5) Вот уж снег последний в поле тает теплый пар в. сходит от земли и кувшин… чик синий ра… цветает и зовут друг друга журавли. 



 Карточка №1. Разобрать предложение по членам. 2. Определить роль союзов в предложении.

1) Ещё земли п…чален вид а воздух уж весною дышит.

2) Хотя зелень была тощей и едва заметной но весна чу... ствовалась и в воздухе и на земле.

3) Вновь я пос…тил тот уголок земли где я провел изгнанником два года (не)заметных.

4) Оп. раясь на спинку саней и наблюдая за весенним солнцем спешу по дороге которая убегает (в)даль.

5) Вот уж снег последний в поле тает теплый пар в. сходит от земли и кувшин… чик синий ра… цветает и зовут друг друга журавли. 








Сообщение “Значение и происхождение слова союз”.

Слово союз очень древнее. Когда-то в нём выделялась приставка со-, имеющая значение “вместе”, и корень –юз– со значением “связь”, близким по значению к словам узы, узел.

Приставка со– в значении “вместе” есть во многих словах русского языка: сотрудник – “тот, кто трудится вместе с кем-то”; соавтор – “тот, кто вместе с кем-то создает произведение” и т.д.

Однако основа слова союз в настоящее время не делится на морфемы: всё слово состоит из одного корня и нулевого окончания.





 Карточка №1. Разобрать предложение по членам. 2. Определить роль союзов в предложении.

1) Ещё земли п…чален вид а воздух уж весною дышит.

2) Хотя зелень была тощей и едва заметной но весна чу... ствовалась и в воздухе и на земле.

3) Вновь я пос…тил тот уголок земли где я провел изгнанником два года (не)заметных.

4) Оп. раясь на спинку саней и наблюдая за весенним солнцем спешу по дороге которая убегает (в)даль.

5) Вот уж снег последний в поле тает теплый пар в. сходит от земли и кувшин… чик синий ра… цветает и зовут друг друга журавли. 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!