СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сохранность контингента учащихся как показатель степени профессионализма педагога в учреждении дополнительного образования детей»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данных рекомендаций: оказание методической помощи педагогам дополнительного образования в выработке комплекса мероприятий по сохранению контингента учащихся в дополнительном образовании детей.

Просмотр содержимого документа
««Сохранность контингента учащихся как показатель степени профессионализма педагога в учреждении дополнительного образования детей»»

«Сохранность контингента учащихся как показатель

степени профессионализма педагога

в учреждении дополнительного образования детей»


Сложившаяся на сегодняшний день в России система дополнительного образования детей способна отвечать требованиям, которые предъявляет современное общество к образованию. Обусловлено это прежде всего отличительными чертами системы дополнительного образования детей, а именно: создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога; многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка; личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству; личностно-ориентированный подход к ребенку, создание ситуации успеха для каждого; создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности; признание за ребенком права на пробы и ошибки в выборе, на пересмотр возможностей в самоопределении; применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной общеразвивающей программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.

Любое учреждение дополнительного образования обязано выполнять установленное учредителем муниципальное задание на оказание образовательных услуг, при этом иметь определенное количество учащихся, составляющее общий контингент ОУ и влияющее на статус образовательного учреждения. Данные о сохранности контингента являются одним из ключевых показателей работы учреждения.

Следовательно, одним из важнейших показателей учебного процесса является деятельность педагога по сохранности контингента учащихся.

Цель данных рекомендаций: оказание методической помощи педагогам дополнительного образования в выработке комплекса мероприятий по сохранению контингента учащихся в дополнительном образовании детей.

Данные методические рекомендации помогут педагогам дополнительного образования (как имеющим опыт работы¸ так и начинающим) выработать тактику в работе по сохранности контингента детей, определить содержание, этапы и выявить критерии эффективности данной деятельности.

Успешное решение важнейшей задачи по сохранности контингента учащихся творческого объединения во многом зависит от личности самого педагога.

Педагог как руководитель детского коллектива это:

  • профессионал, который является для ребенка образцом в выбранном им виде деятельности;

  • наставник, способный помочь учащемуся стать самостоятельным человеком;

  • воспитатель, влияющий на формирование личности ребенка.

На начальной стадии профессиональной деятельности, когда молодому педагогу не хватает опыта, личностные качества имеют первостепенное значение в его работе. Воспитать личность может только другая личность. Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:

- учитывать интересы и потребности детей;

- быть чутким и доброжелательным;

- иметь высокий уровень интеллектуального развития;

- обладать широким кругом интересов и умений;

- занимать активную жизненную позицию;

- располагать творческим потенциалом;

- проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

И всё-таки основой для формирования и развития личности ребенка в системе дополнительного образования является профессионализм педагога. Только у настоящего мастера можно перенять знания, умения и выработать профессиональные навыки. Совокупность личностных и профессиональных качеств педагога будет способствовать высокой эффективности педагогического процесса. Развивать свои профессиональные компетенции педагоги могут:

- работая в методических объединениях и творческих группах;

- осваивая новые педагогические технологии;

- активно участвуя в конкурсах профессионального мастерства, мастер - классах, семинарах;

- обобщая и распространяя собственный педагогический опыт;

- широко используя информационно-коммуникационные технологии.

Выяснение причин ухода детей из объединения – первый шаг в деятельности педагога по сохранности контингента.


Возможные причины отсева

Деятельность педагога по устранению причин отсева

В случае низкой посещаемости учащимися объединения

Необходимо выявлять причины нежелания посещать занятия, беседуя с учащимися и их родителями. Провести анкетирование родителей (законных представителей) и учащихся с последующим анализом и принятием необходимых мер по сохранности контингента.

При потери интереса к занятиям у учащегося

нужно пересмотреть структуру проведения занятий. Изменить формы и методы проведения

занятий, активнее используя игровые формы. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими учащихся.

Не забывать об индивидуальной работе с теми учащимися, которые требуют дополнительных усилий педагога, для создания ситуации успеха.

Использовать для привития устойчивого интереса к учению такие задания, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности.

Применять на занятиях как можно больше современных педагогических технологий, не забывая, что изучаемый материал должен соответствовать возрасту и уровню развития детей, быть доступен детскому восприятию и учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Вовлекать учащихся в активную научную, конкурсную, концертную, соревновательную и т.п. деятельность.

Участие детей в подобных мероприятиях позволяет им ощутить творческий подъём, почувствовать свою состоятельность в избранной сфере, получить мощный стимул к продолжению занятий.

При отсутствие комфортной и доброжелательной атмосферы в коллективе, учащийс также может потерять интерес к занятиям в объединении

Здесь необходимо работать над созданием доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значимым.

Начать эту работу нужно уже с первых занятий. Недостаточно ограничиться обычной перекличкой. Творческий подход к организации знакомства

станет основой для формирования взаимоотношений в детском коллективе. К примеру, можно провести игру – знакомство, во время которой каждый из присутствующих

расскажет немного о себе.

Создавать «ситуацию успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить самоутверждаться в среде сверстников социально

адекватным способом

Мы рекомендуем педагогу постоянно следить за стабильностью контингента учащихся и при необходимости проводить работу по дополнительному набору детей.


Воспитательная работа педагога как средство сохранности контингента учащихся в детском объединении


Одна из основных особенностей воспитательного процесса – это его постоянство. Опытные педагоги начинают воспитательную работу в детском объединении с традиционного ритуала – посвящение в члены коллектива.

Как правило, мероприятие проходит в форме яркого праздника в сердечной обстановке с присутствием приглашённых родителей, выпускников коллектива разных лет. Еще одним способом сплочения учащихся детского творческого объединения в единый коллектив может стать организация различных форм воспитательных мероприятий.

Очень сплачивают коллектив и положительно сказываются на сохранности контингента различные формы выездных мероприятий: концерт, конкурс, фестиваль, профильный лагерь, поход, экспедиция, полевая практика и т.д. Здесь каждый из детей на виду, от каждого зависит состояние всего коллектива, а вклад каждого определяет успех для всех.

Такие мероприятия ценны и своей профориентационной направленностью. В воспитательной работе важно разрабатывать и применять систему поощрений за личные творческие достижения учащихся: благодарственные письма, грамоты, подарки. Не менее важно помнить о дне рождения каждого ребёнка и в этот день поздравить его в коллективе.

Одна из основных особенностей воспитательного процесса – это его постоянство. Одним из способов сплочения учащихся детского объединения в единый коллектив может стать организация различных форм воспитательных мероприятий.

В воспитательной работе важно разрабатывать и применять систему поощрений за личные творческие достижения учащихся: благодарственные письма, грамоты, подарки. Не менее важно помнить о дне рождения каждого ребёнка и в этот день поздравить его в коллективе.

Связь с семьёй, вовлечение родителей в жизнь объединения

залог сохранности контингента

Педагогов дополнительного образования и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Основная цель работы с родителями учащихся заключается в создании психолого-педагогических условий, направленных на укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды.

Как показывает опыт работы с родителями, их интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним. С этой целью желательно привлекать родителей к совместной организации выставок, мероприятий, экскурсий с детьми. Наиболее активных родителей следует поощрять устной благодарностью, вручением благодарственных писем во время проведения мероприятий или собраний по итогам учебного года.

Особого внимания и поддержки педагога, психолого-педагогической помощи в решении проблем требуют семьи группы «риска», где ребёнок по какой-либо из причин находится в трудной жизненной ситуации. Одними из современных средств обратной связи с родителями является сайт учреждения дополнительного образования, группы в ОУ в социальных сетях, инстаграмм которые обеспечивают доступность информации как об ОУ в целом, так и о конкретном объединении в частности. Педагог может выкладывать в электронных ресурсах сообщения о достижениях учащихся объединения, фотографии с ярких мероприятий и конкурсов. Это привлечёт новых детей в коллектив. Родители получают возможность поделиться отзывами о деятельности объединения, записать ребёнка в понравившийся коллектив, проконсультироваться у педагога.

В дополнительном образовании активно используются следующие формы работы с семьей:

1. Групповые формы:

• Дни открытых дверей.

• Родительские собрания.

• Творческие мастерские.

  • Открытые уроки

• Различные формы совместной деятельности.

2. Индивидуальные формы:

• Анкетирование, диагностика.

• Индивидуальные консультации (беседы).


Рекомендуем несколько советов, которые помогут педагогу эффективно взаимодействовать с родителями учащихся:

На первой организационной встрече родители должны заполнить заявления - анкеты, ознакомиться с расписанием занятий, с правилами поведения в ОУ, с требованиями к форме одежды. Не следует с первой же встречи обращаться к родителям за благотворительной помощью, т.к. у родителей пока нет уверенности, что ребёнок задержится в данном объединении, а также еще не установились доверительные отношения с педагогом.

Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать - это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете

временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.

Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей нужно поставить об этом в известность. Каждая встреча с родителями учащегося должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребенка.

Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам. Необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать о своём

ребёнке не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.

Советы педагогу дополнительного образования

 Станьте для детей ярким, интересным, гуманным человеком, у которого они всегда смогут найти поддержку.

 Будьте чутким и внимательным: это поможет Вам заметить, что ребёнок в Вас нуждается.

 Стремитесь узнать ребёнка: его интересы, особенности, духовный мир. Это поможет лучше понять ребёнка. Присматривайтесь, прислушивайтесь, анализируйте!

 Никогда не останавливайтесь на достигнутом, постоянно совершенствуйтесь! В этом особенность нашей профессии. Чтобы детям было с Вами хорошо и интересно – пополняйте свои знания, овладевайте передовыми педагогическими методиками.

 Держите правильный тон в разговоре с детьми: мягкий, спокойный, но требовательный в нужной ситуации. Обращайтесь к детям по имени, будьте улыбчивы, даже если у Вас плохое настроение.

 Главное – установить контакт с детьми и лучше всего это сделать ласковым и добрым отношением, интересными делами.

 Умейте применять на практике те знания, которые Вы получили.

 Перенимайте из опыта коллег то ценное, что они наработали. Но не копируйте бездумно, а делайте соответствующие выводы; не переносите негативные стороны в свою работу.

 Больше играйте с детьми! Будучи партнёром, Вы легче сможете поддерживать и развивать игровой замысел, расширять их кругозор, научите общаться и вести диалог в игре.

 Чтобы дети с интересом шли в Вашу группу, каждый раз приготавливайте для них что-нибудь новое, интересное (сказку, игру, поделку и т.п.). Маленький сюрприз, доброе слово или шутка, улыбка, весёлая потешка послужат хорошим началом не только наступившего дня, но и установлению прочных тёплых отношений между Вами и детьми.

 Осторожно устанавливайте нить доверия между родителями и Вами. Будьте тактичны, не допускайте панибратства и не будьте чересчур фамильярны. Самый верный способ завоевать расположение родителя – это похвалить его ребёнка, а уж за что – решите сами.

Принципы работы педагога для сохранности контингента детей

 Видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать её, понимать, принимать, верить в неё.

 Создавать такую обстановку обучения, общения, труда, в которой каждый учащийся чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к себе.

 Исключать принуждение, а также всякое выделение недостатков ребёнка. Понять причины детского незнания и неправильного поведения и устранить их, не нанося ущерба личному достоинству ребёнка.

 Организовать атмосферу «успеха», помогать детям учиться «победно», обретать уверенность в своих силах и способностях.

 Учить участника коллектива видеть личность, как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание причастности к своему коллективу и социальному целому.

 Завоевать уважение и доверие учащихся, для чего относиться к себе самому как личности и быть интересной и значимой личностью для своих воспитанников.

Заключение

Цель руководства Учреждения и педагогического коллектива – целенаправленно сформировать имидж учреждения, ориентируясь на свою целевую аудиторию, в нашем случае – на родителей учащихся, самих учащихся, социальных партнёров, СМИ.

Необходимо постоянно транслировать цели и виды деятельности учреждения для всех групп целевой аудитории. Это создание и регулярное пополнение сайта учреждения и других электронных ресурсов, участие в мероприятиях, имеющих широкий общественный резонанс.

В современных условиях педагоги обязаны искать оптимальные педагогические системы, применять новейшие достижения педагогики, в т.ч. информационно-коммуникационные технологии, идти по пути индивидуализации обучения. Применять здоровьесберегающие технологии. Систематически контролировать и оценивать результаты обучения и своевременно выявлять пробелы посредством работы с родителями учащихся.

Самые близкие для ребёнка люди – это, безусловно, его родители. Никто лучше них не знает характер, темперамент своего ребёнка, а, значит, никто, кроме них, не может так помочь маленькому человеку в знакомстве и укреплении связей с новым занятием, которое кто знает? – со временем может перерасти в серьёзное увлечение или даже профессию. Поэтому педагог должен по мере возможности вовлекать родителя в образовательный процесс. Члены семьи способны стать незаменимыми помощниками педагога и – в первую очередь – ребёнка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!