ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Тема: Сокровища Земли под охраной человечества
Цели: познакомить учащихся с объектами Всемирного наследия, показать красоту и неповторимость этих достопримечательностей; познакомить с международной Красной книгой; определить основные причины сокращения численности растений и животных, меры, необходимые для охраны.
Формируемые УУД: познавательные — выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы, извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков; коммуникативные — задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения; регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения; личностные — вести себя экологически грамотно в природной среде, осознавать личную ответственность за состояние природной среды.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, видеосюжеты, слайды, фотографии, картины с изображением объектов природного и культурного Всемирного наследия, рисунки с изображением семи чудес света, тест «Экологическая безопасность» для каждого ученика, эмблема Всемирного наследия, Красная книга, конверты с карточками-названиями животных, карточки с текстом для групповой работы, аудиозапись песни «Просьба» (муз. А. Пахмутовой, сл. Р. Рождественского).
Ход урока
I. Организационный момент
ТИМ-ЧИР Как живешь? Вот так! Как идешь? Вот так!
Как бежишь? Вот так! Как летишь? Вот так!
Как плывешь? Вот так! Как шалишь? Вот так
Как сидишь? Вот так!
II. Актуализация опорных знаний
1. Графический диктант
- А сейчас хотелось бы узнать, у скольких экологов класса знания на «пять». В таблице, если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+» (да), а если нет - знак «-»
№ и/п | Утверждение | Знак согласия / несогласия |
1 | Человек — властелин и покоритель природы | _ |
2 | Древние люди остро чувствовали свою зависимость от капризов окружающей среды | + |
3 | Экология — это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают | + |
4 | Причинами загрязнения вод Мирового океана являются нефтепродукты, промышленные и бытовые отходы, сточные воды полей и ферм, ядовитые и радиоактивные отходы, которые сбрасывает человек в моря и океаны | 4 |
5 | Вырубка тропических лесов не является экологической проблемой Земли | - |
6 | Весь мусор, выбрасываемый людьми, быстро самоуничтожается | - |
7 | Международная экологическая организация Гринпис имеет эмблему с изображением панды | + |
8 | Всемирный фонд дикой природы собирает и распределяет средства, необходимые для охраны редких видов живых организмов | + |
2. Тест «Экологическая безопасность» (работа в группах)
1. Что такое цепь загрязнения?
н) загрязняющие вещества попадают в реку
м) загрязняющие вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания
2. Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающей среды?
а) через воздух, воду, почву о) через воздух, воду и продукты питания
3. Что такое экологическая безопасность?
с) влияние растений, животных, людей друг на друга
и на окружающую среду
л) защита от вредного действия загрязненной окружающей среды
4. Как можно защитить себя от загрязненного воздуха?
к) не дышать
о) не задерживаться в тех местах, где грязный воздух
5. Как защититься от загрязненной воды?
т) пить сырую воду
д) научиться пользоваться бытовым фильтром
6. Какие правила личной экологической безопасности связаны с продуктами питания?
а) не обращать внимания на срок хранения продуктов
е) мыть овощи и фрукты в теплой кипяченой воде
7. Пример цепи загрязнения.
с) вытоптанные тропинки - рост подорожника
ц) сжигание листвы — гибель насекомых (дым ядовит)
— Какое слово получилось из букв, которые обозначали правильные ответы? (Молодец!)
3. Сообщения учащихся
— Кто нашел в Интернете информацию о работе экологических организаций России и хочет поделиться ею? (Выступления желающих.)
— Кто готов представить плакат «Защитим свою планету»? (Все плакаты вывесить на доску или оформить выставку.)
III. Самоопределение к деятельности
На доске запись: «Всемирное наследие».
— Прочитайте слова, записанные на доске, подумайте, что они могут означать. (Высказывания детей.)
— Теперь прочитайте тему урока. («Сокровища Земли под охраной человечества».)
— Соотнесите с темой записанные на доске слова. (
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели?
— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
IV. Открытие нового знания
https://youtu.be/8D8OrcLEQEw
1. Работа по учебнику с. 48
— Проверим предположения. Самостоятельно познакомьтесь с текстом учебника «Всемирное наследие». (Ученики читают текст.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
— Выполните задание 1 на с. 23. Что же такое Всемирное наследие? (Самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры, подлежащие обязательной охране.)
— Как вы поняли, что включает в себя Всемирное наследие? Выполните задание 2 в тетради на с. 23.
Ученики работают в парах. На доске появляется схема.
Всемирное наследие
Всемирное природное наследие Всемирное культурное наследие
(объекты природы) (творения человека)
V. Первичное закрепление
1. Выполнение заданий в рабочей тетради: з.1, 2 на с. 23-24
- В древности необычные творения рук человека, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения, называли чудесами света. Их все семь описал в своей книге «История» древнегреческий ученый Геродот: пирамиду Хеопса (Египет, III в. до н. э.), висячие сады Семирамиды (Вавилон, VI в. до н. э.), статую Зевса в Олимпии (Греция, V в. до н. э.), храм Артемиды в Эфесе (Греция, ГУв. до н. э.), Галикарнасский мавзолей (Кария (совр. Бодрум, Турция), IV в. до н. э.), маяк на острове Фарос (Александрия, Египет, III в. до н. э.), Колосс Родосский (остров Родос, IIIв. дон. э.). К большому сожалению, мы не сможем увидеть их во всем великолепии, они были разрушены, и только одно чудо — египетские пирамиды — сохранилось до нашего времени. О Всемирном наследии мы заслушаем сообщения.
2. Работа с картой-схемой
- Изучим карту-схему на с. 50—51 учебника. Обратите внимание на условные обозначения. Назовите объекты Всемирного природного наследия, обозначенные на карте. (Большой каньон в Северной Америке, водопад Игуасу в Южной Америке, водопад Виктория в Африке, Большой Барьерный риф у берегов Австралии, вулканы Камчатки, озеро Байкал, Алтай — Золотые горы в Евразии.)
- Назовите объекты Всемирного культурного наследия. (Афинский Акрополь, Венеция, Тадж-Махал, Великая Китайская стена, статуя Свободы в Нью-Йорке, Московский Кремль и Красная площадь, Кижи — деревянные церкви, исторический центр Санкт-Петербурга.)
— Как вы думаете, почему мы обязаны сохранить эти уникальные объекты природного и культурного наследия?
3. Работа в парах
- На с. 52 учебника помещены фотографии. Какие объекты Всемирного наследия на них запечатлены? (Ученики проверяют себя на «Страничках для самопроверки».)
— Назовите объекты Всемирного природного наследия, находящиеся в России. (Озеро Байкал, Алтай — Золотые горы, вулканы Камчатки.)
— Назовите объекты Всемирного культурного наследия, находящиеся в России. (Кижи — деревянные церкви, исторический центр Санкт-Петербурга, Московский Кремль и Красная площадь.)
VI. Включение новых знаний в систему знаний
Выполнение заданий в рабочей тетради
- Заполните таблицу, выполнив задание 3, 5 на с. 24, 25.
Ученики работают в парах.
VI. Подведение итогов урока
- Какова была цель урока?
— Достигли поставленной цели?
— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили? VII. Рефлексия
- Какие открытия вы для себя сделали? (Высказывания детей.)
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем еще надо поработать?
— Кого можно поблагодарить за урок?
Самооценка. Комментарий учителя.
Домашнее задание
1. Прочитать текст на с. 48—53 учебника.
2. Выполнить задания 4, 6 на с. 24-25 рабочей тетради.