Солнечная светлость КНИЖНОЙ ПРЕМУДРОСТИ.
Библиотечный урок для 5-х классов.
Цели:
Формирование взгляда на книгу как на нравственный ориентир.
Развитие культуры чтения.
Воспитание бережного отношения к книге.
Ход мероприятия.
Звучит музыка на сцену поднимаются ведущие.
Ведущий 1: Семь чудес света создали люди в древности: величественные египетские пирамиды, прекрасную статую Зевса в Олимпии, висячие сады ассирийской царицы Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды Эфесской, исполинскую медную статую бога Гелиоса в гавани острова Родос, Галикарнасский мавзолей и маяк в Александрии.
Ведущий 2: Есть ещё одно чудо света, не менее удивительное. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью. А чудо это всегда лежит под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь, научить, посоветовать, ободрить, рассказать. Это – книга.
Ведущий 3: С момента появления на свет человек начинает учиться. Он учится ходить, говорить, понимать мир и людей. Его учат солнечный луч и пролетевшая мимо бабочка, смешная картинка и добрая песня, веселая игра и любимая книга.
Ведущий 4: Книга! Она входит в жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает все вокруг.
Ведущий 1: Книга! Она ведет нас от познания первых несложных истин все дальше и дальше. Она рассказывает нам и про сказочных богатырей, и про школьную жизнь, и про дальние страны. С книгой каждый из нас путешествует и на триста лет вперед, в будущее, и на триста лет назад, в историю.
На сцену выходят чтецы.
Чтец 1.
Книга! Великое слово!
Я оду тебе пою!
Тебя от души воспеваю,
Люблю я тебя, люблю!
Чтец 2.
Оду пою я книгам_
Не в силах я им изменить.
Они только могут в мире
На все ясный свет пролить.
Помогут мне не умереть с тоски,
Влюблен я в книгу- до гробовой доски!
Ведущий 2: Обо всем на свете рассказывает книга. Ты можешь побывать в жарких странах, прогуляться по горам на Луне…
Ведущий 3: Откроешь страницу, другую – раздвинуться стены комнаты, станет видно далеко-далеко; услышишь голоса тех, кто жил давным - давно или кто теперь от тебя за тридевять земель, за лесами и морями.
Ведуший4: Перелистаешь цветные картинки и увидишь, как старик тянет неводом золотую рыбку, как Робинзон Крузо строит хижину на зеленом необитаемом острове, как по лесной дороге бредет медведь на липовой ноге, на березовой клюке.
Ведущий 1: Ничто по могуществу не может сравниться с книгой, терпеливо ждущей своего читателя. Ты еще знакомишься с азбукой, учишь буквы, складываешь из них слова, а книга уже знает, что придет день и час, когда ты сам откроешь её…
Ведущий2: Протяни руку – и книга заговорит о том, что тебе предстоит узнать.
Чтец 1:
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить,
Тобой дорожу я, тебя берегу.
Без книги хорошей я жить не могу!
Чтец 2:
Ведь без книги, как без света,
Как без доброго совета,
Мы без книги, как без рук,
Книга – это первый друг!
Чтец 3:
Кто с книгой по жизни шагает,
Кто с нею умеет дружить,
Тому эта книга всегда помогает:
Учиться, работать и жить!
/Со сцены уходят ведущие, звучит музыка, выходит Королева книга/
Королева книга: Здравствуйте, друзья! Как много хорошего услышала я сегодня о себе. Спасибо! Какой чудесный для меня этот день! Я пришла на ваш праздник и очень рада. Но пришла не одна! Встречайте!
/Звенит колокольчик, и в зал вбегают герои разных книг. Пока они бегут, чтецы читают стихи/.
Чтец 1:
Увидеть вас в который раз
Герои книг пришли,
Свои загадки вам они
На праздник принесли!
Чтец 2:
А ты, дружочек, не зевай,
Нам поскорее отвечай:
Героя книги укажи,
Затем писателя скажи,
Названья книги не забудь
И станешь первым! В добрый путь!
/Далее разыгрываются сценки по произведениям художественной литературы. Ребята должны отгадать имя героя, автора и название книги /.
Л.Толстой. Филипок.
Учитель: Да кто ты? Или ты нем? Ну так иди домой, коли говорить не хочешь. Кто это, ребята?
Мальчик: Костюшкин брат. Он давно просится в школу, да мать не пускает его.
Учитель: Ну, садись на лавку. А я твою маму попрошу, чтобы она тебя пускала в школу. Вот буквы. Ну-ка, сложи свое имя.
Филипок: Хве и хви ле и ли пе – о – пок.
Учитель: Молодец. Кто же тебя научил писать?
Филипок: Костюшка.Я страсть какой бедовый, я сразу все понял.
Учитель: Ты погоди хвалиться – то. Ты поучись.
/Ребята отгадывают/.
А.Толстой «Приключения Буратино, или золотой ключик».
Мальвина: Теперь сядьте, положите руки перед собой, не горбитесь. Мы займемся арифметикой. У вас в кармане два яблока.
Буратино: Неправда. Не одного.
Мальвина: Я говорю: предположим, что у вас у вас в кармане два яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько осталось у вас яблок?
Буратино: Два.
Мальвина: Почему?!
Буратино: Я же не отдам этому Некто яблоко, хоть он дерись!
/Ребята отвечают/.
Л.Лагин «Старик Хоттабыч».
Учитель: Ну успокойся, вытри слезы, не нервничай. Можешь ты для начала рассказать о горизонте?
Волька: О горизонте? Это очень просто… Горизонтом, о высокочтимый учитель, называется та грань, где хрустальный купол небес соприкасается с краем диска Земли.
Учитель: Час от часу не легче! Как прикажешь понимать твои слова о хрустальном куполе небес: в прямом смысле или переносном?
Ученик: (подсказывает громким шепотом): в переносном!
/Ребята отвечают/.
Королева книга: Молодцы, ребята! Кто много читает – тот много знает. Думаю, теперь вы не откажетесь от другого соревнования. Ну-ка, какой класс больше знает пословиц, поговорок, изречений о книге? Начнем.
/Проводится соревнование/.
Королева книга: Пришло время, ребята, предоставить слово хозяйке нашего книжного дома. Это она может найти для вас любую книгу на полках, посоветует взять самую интересную из них. Это наш добрый друг и советчик – библиотекарь.
/Выходит библиотекарь/.
Библиотекарь: Дорогие ребята! Я счастлива, что сегодня всех нас здесь собрала книга. Читая, каждый из вас становится умнее, сильнее, добрее, благороднее. «Приходите в наши обширные книгохранилища. Знайте, что там собиралось в течение многих-многих веков и собиралось все самое лучшее, самое полезное, чего достигло человечество в познании истины и красоты! – так обращался к своим читателям орлеанский библиотекарь 21 века Каньель. А я так обращаюсь к вам, дорогие мои ребята: «Приходите в библиотеку – обитель знаний. Займите там достойное место, и тогда вы откроете для себя это чудо из чудес!»
Королева книга: Надеюсь, наши гости знают и любят библиотеку. А сейчас предлагаю викторину. Вам необходимо вспомнить книги, названия которых связаны со школой и с учениками. Первым начнет библиотекарь.
Библиотекарь: «Мои университеты» М. Горький.
Королева книга: Очень хорошо! Надеюсь, всем все ясно? Победителем будет тот, кто всех больше назовет произведений. Итак, начинаем.
/Проводится соревнование/.
Королева книга: И снова литературное состязание – аукцион. Сейчас мои помощники покажут несколько предметов. Ваша задача – вспомнить в каких произведениях они встречаютя. Тот, кто назовет произведение последним, станет победителем. Итак, внимание.
/Предметы: связанные шары, скорлупа орехов, связка ключей, зонтик, туфелька т т.д./.
Королева книга: Я очень довольна вами. Вы много знаете!
Библиотекарь: наши ребята много читают. Позволь уважаемая Королева книга, в этот праздничный день назвать имена лучших читателей библиотеки и вручить им на память небольшие сувениры.
Королева книга: Ну вот, друзья, и подошло время расставаться. Наше шоу-представление заканчивается, а мне на прощание хочется сказать:
Закончен праздник. Он у нас
Рассчитан на один лишь час.
Но вы, читающий народ,
Любите книгу круглый год!