Урок по технологии «Солнечный оберег на масленицу»
Ход урока.
Актуализация знаний.
– Больше половина года у нас проходят уроки технологии, уроки труда. Чему они вас учат, чему вы научились за это время?
-Мы учимся делать поделки своими руками.
- А зачем нам надо этому учиться, ведь можно пойти и купить?
(не всё можно купить, сделать приятное другому, подарить кому-нибудь, создать уют в доме, создать себе хорошее настроение)
-Когда мы делаем какую-то поделку своими руками в качестве подарка или для себя, что нам всем необходимо? (терпение, душа, любовь)
- Сегодня нам как никогда понадобятся эти качества при изготовлении нашей поделки.
2. Рассказ о Масленице.
- На календаре весна, и нас скоро ожидает праздник, начиная с понедельника, мы будем его встречать.
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою! ( Масленица)
- Что вы знаете об этом празднике?
(выслушать ответы детей)
Масленица- праздник проводов русской зимы.
- Это весёлый, озорной, сказочный и очень древний праздник. Это целая неделя гуляний, игр, вкусных угощений.
Согласно легенде, Масленица родилась на Севере, она дочь Мороза. Однажды в самое суровое и печальное время года человек заметил её, прячущуюся за огромными сугробами, и призвал помочь людям, согреть и развеселить их.
И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а здоровой бабой с румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела озябшую кровь в его жилах, схватила за руки и пустилась с ним в пляс.
В старые годы встреча Масленицы совершалась торжественно. Это все происходило для «умасливания», задабривания солнышка, именно отсюда и произошло название «Масленица».
Главным угощением праздника являются - блины.
Блины имеют символическое значение: круглые, горячие, румяные они символизируют солнышко, которое разгорается всё ярче.
-Праздник начинается в понедельник и заканчивается в воскресенье. У каждого дня есть своё название.
Масленичная неделя
Понедельник – встреча. Именно с этого дня начинали печь блины. Дети ладили утром соломенную куклу – Масленицу, да наряжали ее.
Вторник – заигрыши. С утра девицы и молодцы приглашались покататься на горах, поесть блинов.
Среда – лакомка. В среду тещи приглашали своих зятьев в гости на блины.
Четверг – широкий четверток. С этого дня прекращались все работы по дому и празднование Масленицы начиналось в полную силу. Катались по улицам, выполняли разные обряды, творили кулачные бои. Сходились петь песни.
Пятница – тещины вечерки. Зятья угощали блинами своих тещ, иногда и всю родню.
Суббота – золовкины посиделки. В этот день невестки накрывали столы различными яствами и приглашали сестер мужа на праздник.
Воскресенье – проводы Масленицы, Прощённое воскресенье. Люди просили друг у друга прощение. Сжигают Масленицу, пепел разносится по полям для хорошего урожая.
- Ритуал сжигания символизирует конец зимних тягот и приход весеннего тепла.
Смысл праздника – люди приветствовали Солнце после зимы, дарили ему свою любовь.
Практическая работа.
– На Масленицу принято делать обереги. Что это такое?
Обереги- защитные символы. Защита от опасности.
(показать обереги)
Обереги можно купить, а можно сделать своими руками.
-Как вы думаете, что мы сегодня будем делать? (оберег)
- Оберегов у Масленицы очень много. Главным считается кукла Масленицы.
Но мы будем делать не менее главный оберег – солнечный оберег, солнышко.
Знак Солнца в оберегах приносит удачу своему хозяину, передавая ему часть солнечной энергии, отпугивая любое зло и неприятности. А еще, Солнышко всегда улыбается, а значит, приносит хорошее настроение.
- Возвращаясь к нашему разговору в начале урока, мы должны вложить частичку своей души, тепла.
Необходимые материалы.
(записать на доске, сверить у детей на столе)
- шаблон солнышка;
-вязальные нитки жёлтого цвета;
- шаблон – обмотка;
- ножницы;
- фломастеры;
Правила работы с ножницами.
Физминутка «На зярядку солнышко поднимает нас…»
План работы:
Подготовить нитки (лучики солнышка).
Завязать каждый лучик на шаблоне солнышка.
Нарисовать глаза, носик, ротик.
Сделать нагрудную верёвочку.
Итог. (Надеть оберег.)- В нашем классе стало очень светло, тепло, ярко. У вас появилось хорошее настроение?
- Кому можно его подарить или сделать такой же?
- Что узнали нового, чему научились?
- Человек сам может принять активное участие в украшении дома, создании уюта и хорошего настроения.
Масленицу провожали — весну встречали,
Песня
С наступающей Масленицей всех вас!
-Рабочее место привести в порядок.