Научно-практическая конференция учащихся Миасского городского округа
«Сон или явь?»
(Сравнительный анализ сна Чарткова в повести Н.В. Гоголя «Портрет» и сна Свидригайлова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)
Автор: Куляшова Дарья,
11 класс, МБОУ «СОШ № 10»,
г Миасс
Научный руководитель: Глебова Галина Ивановна,
учитель русского языка и
литературы МБОУ «СОШ №10»
г. Миасс
2012г.
Цель исследования
Выявить черты, объединяющие данные эпизоды, установить их метафорическую связь с реальной жизнью героев и характером их поступков.
Задачи
В процессе работы над данными эпизодами были поставлены следующие задачи:
- Изучить психологическую литературу о роли сна в постижении и отражении действительности.
- Исследовать научные статьи по данной теме, разработанные В.Ш. Кривоносом, Ю.Ф Карякиным и М. М Бахтиным.
- Самостоятельно исследовать текст романа в направлении темы.
- Проанализировать композиционное построение снов, определить их границы, выявить роль связующих символов.
- Определить, какую роль в характеристике героев Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский отводят приёму «сновидение в сновидении».
Сон и психология
Сон относят к области бессознательного
Карл Густав Юнг
Образы сновидений-
символы, имеющие значение только в контексте сна.
Иван Михайлович Сеченов называл сновидения ”небывалой комбинацией бывалых впечатлений”.
Зигмунд Фрейд
Сон- символ
бессознательных потребностей
и беспокойств человека.
Проблематика сновидений
Сон-мечта
Сон-предсказание
Сон-утопия
Сон Веры Павловны в романе Н.Г. Чернышевского
Сон Обломова в романе И.А. Гончарова
Сон Татьяны Лариной в романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
«Что делать?»
«Обломов»
Сон и явь
Первоначальные границы сна, отделяющие его от яви, не отмечены ни в «Портрете» , ни в «Преступлении и наказании», размыты и переходы из одного сна в другой, то есть нет чётких границ, разделяющих эти сны.
Сон Чарткова
Сон -часть биографии
поведение во сне определяется характером героя
двойственность
возможность выбора
Сон Чарткова (дорога в преисподнюю)
Третий сон
Сон - падение
Первый сон
Второй сон
Сон-искушение
Сон - предупреждение
« … сжатая рука чувствует доныне, как будто бы в ней что-то было.»
- «страшный фантом… что-то вытащил из-под складок своего широкого платья. Это был мешок.» , где лежали тяжёлые свёртки с «1000 червонных »
- «Золото блестело»
- «Чартков вперился в золото»
- Полный отчаяния, стиснул он всею силою в руке своей свёрток…»
«черты старика двинулись, и губы его стали вытягиваться к нему, как будто хотели его всосать…»
Сон Свидригайлова
Сон - история нарастающей
личностной катастрофы
сон - форма исповеди героя
видит во сне самого себя
реагирует на события сна не так, как в реальной жизни
Сон Свидригайлова (расплата за падение)
Третий сон
(Сон- настоящее)
Мысль о самоубийстве
Девочка, найденная в углу (место потустороннее - символ страха героя)
Смеющаяся девочка-оборотень (символ невозможности спасения)
Второй сон
(мрачное, преступное прошлое героя)
Троицын день.
Гроб с девочкой, в белом тюлевом платье, «Ей было только 14 лет, но это было уже разбитое сердце и оно губило себя…»
Первый сон (отражает связь с будущим)
Мышь - нечистое животное (невеста дьявола - предвестник грядущей беды )
Сон- отражение жизненной ситуации героев
(момент выбора)
Чартков
Свидригайлов
талант художника модный
Жизнь «вояж по
живописец
« Я может быть, Америке»
Золотые червонцы
вместо вояжа-то (смерть)
женюсь; мне потусторонний
отказ согласие
Невесту сватают». мир
гениальный крах личности
художник
Место сна
Чартков
Свидригайлов
- Лестница, облитая помоями и украшенная следами кошек и собак
- Передняя, нестерпимо холодная
- Квадратная комната, большая, но низенькая, с мерзнувшими окнами
- Узенький диван, обтянутый когда-то кожей
- «Нумер» в гостинице
- «Душный и тесный, где-то в самом конце коридора, в углу, под лестницей»
- «Клетушка»
- Пахнет «мышами и чем-то кожаным»
Символика потустороннего мира
Мышь - нечистое животное-предвестник грядущей беды, воплощение души умершего;
запах кожи напоминает о падении первых людей, о смертности как следствии греха,
угол -место, связанное со сферой потустороннего. Угол дома как пограничное пространство традиционно считался местом обитания нечистой силы и духов умерших
Чартков
Свидригайлов
- «…он видит, видит ясно: простыни уже нет... портрет открыт весь и глядит мимо всего, что ни есть вокруг, прямо в него, глядит просто к нему вовнутрь ...»
- «Сиянье месяца усиливало белизну простыни, и ему казалось, что страшные глаза стали даже просвечивать сквозь холстину.»
- «…узкий диванчик, о котором нельзя было сказать, что он обтянут кожею , потому что ряд медных гвоздиков, когда-то прикреплявших ее, давно уже остался сам по себе, а кожа осталась тоже сверху сама по себе…»
- « вдруг как будто что-то пробежало под одеялом по руке его и по ноге… он встряхнул одеяло, и вдруг на простыню выскочила мышь .»
- «… где-то в углу скребла мышь , да и во всей комнате будто пахло мышами и чем-то кожаным .»
- «… вдруг в тёмном углу … разглядел он какой-то странный предмет, что-то будто бы живое.»
Сон - проекция аномального мира
Для Чарткова
- Он персонифицируется в оживающем портретном изображении старика, чьи дьявольски «страшные» глаза «вперились в героя»
Для Свидригайлова
- Это пятилетняя «камелия»- не имеющее аналогов моральное уродство- предел человеческого падения
Послесоние (выбор сделан)
Чартков
Свидригайлов
Глаза на портрете «уже не казались ему страшными»
«… чей бы ты ни был дедушка, а я тебя поставлю за стекло и сделаю тебе за это золотые рамки»
Долго смотрел на проснувшихся мух
На улице ему мерещится «тот самый куст», что привиделся во сне
«Свидригайлов спустил курок»
Выводы
Сон – это приём, используемый Н.В.Гоголем и Ф.М. Достоевским в качестве обвинения героев, для которых нормой является перевёрнутый мир
Сон Свидригайлова и Чарткова – это проекция их «внутреннего ада», взгляд на себя со стороны (отражение жизненной ситуации героев), где Чартков через искушение приходит к своему падению (сменил талант на деньги), а Свидригайлов - через осознание своего прошлого к самоубийству.
Первоначальные границы сна, отделяющие его от яви, не отмечены ни в «Портрете» , ни в «Преступлении и наказании», размыты и переходы из одного сна в другой, то есть нет чётких границ, разделяющих эти сны.
Детали и символы (свёрток с червонцами во сне Чарткова, мыши, мухи и мокрый куст во сне Свидригайлова), соединяя мир сна с миром яви, также стирают границы сновидений.
Композиционный приём «сон во сне» символизирует неспособность падшего человека, если им овладело духовное бесчувствие, к пробуждению, и он живёт как сомнамбула (лунатик).
Выводы
- Особая роль в композиции сна отводится авторами числу 3, где третий сон означает последний, то есть завершающий ряд событий, ставящий этому ряду предел.
- Для каждого героя переходы из одного сновидения в другое метафорически обозначают движение вниз – в преисподнюю.
- Падение - сюжет сна героев.
- Сон героев- часть их биографии, а поведение во сне определяется двойственностью героев
- Сон Свидригайлова связан со сном Чарткова сюжетом падения и формой «сон во сне», а фантастичность сновидений «усиливает» реальность событий, происходящих в жизни героев.