Просмотр содержимого документа
«Сонаты венских класскиков.»
Сонаты венских класскиков.
Произведения венских классиков очень актуальны, они исполняются учащимися от школы до училища. Классицизм – образцовое направление в искусстве и музыке в начале XVII - XVIII в. Любое исполнение этих произведений основывается на собственном творческом начале. Творческая личность должна разбираться в сути произведений Гайдна, Моцарта, Бетховена.
Гайдн написал пятьдесят две фортепианных сонаты, он стоит на эпохе возрождения. Его сонаты от 2-х частной формы (Скарлатти) преобразовались в классические, состоящие из 3-х частей – быстро – медленно – быстро. Штриховое разнообразие – одно из главных средств выразительности этих сонат. Обязательное условие исполнения метро-ритмическое, темповое единство. За единицу ритма принимается удар сердца.
Бетховен использовал темпы Andante, Allegro, Presto, Andantino. У Гайдна и Моцарта стоят чисто темповые обозначения, а у Бетховена к обозначению темпа прибавляется Con moto, Andante sostenuto, Allegro moderato. Старинные темпы были другими. Неправильный выбор темпа может испортить произведение. Надо смотреть на мелкие длительности, играть чисто и ясно (Гайдн, Моцарт). Сонаты Гайдна близки к клавесинному звучанию, не подчёркивают изменение темпа только используют фермату (предугадывание, расширение).
Большое значение имеет штриховая культура. Главный момент – ▼ звонкое, отрывистое звучание ближе к клавесину. Клинышек ▼ играется короче, чем стаккато. Работает кончик пальца, кисть и рука. Лиги больше близки к инструментальным лигам. Надо выделать начало лиги. Важны ноты, которые звучат между опорными долями. Мордент исполняется быстро. Обязательно нужно обращать внимание на конец мордента. Первые две ноты в нем не играть громко. Для правильного исполнения мордента надо иметь хорошую техническую подготовку учащихся, играть гаммы, арпеджио.
В сонатах Гайдна есть драматические моменты. Аккорд, подчеркивающий напряжение следует выделять sf (быстрое взятие звука). К sf не надо делать крещендо. У Гайдна минимальная педаль. Короткая звучность зависит от темпа произведения. Основной метрической основой будет самая мелкая, аккомпанемент позволит удержаться и от начала до конца выдержать один темп. Педаль минимальная, если надо что - то подчеркнуть. Лучше, когда это полупедаль. Наши руки должны быть очень пластичны, помогать игре. Эти сонаты играть очень трудно, любой текст реализуется в звучании. Необходимо следить за звучанием инструмента. Надо слышать 2 контрастные темы или 2 разных элемента – сопоставление образов мужского и женского, решительного и мягкого. Паузы в музыке имеют очень большое значение, лучше её передержать чем не додержать.
Педаль у Моцарта берется больше, шире, чем у Гайдна. Гармоническая основа должна быть подчеркнута. Лиги, которые ставит Моцарт, его собственные. Снятия незаметные. Надо показывать затакт. Форшлаги исполняются как длинные, в долю. Группето в медленных частях объединяет одну мелодическую линию. Выделяется ярче нота, с которой начинается украшение.
У Бетховена все сонаты имеют оркестровое звучание. В 6-ой сонате аккорды должны звучать звучно. Начать её надо с игр. Выбирать соотношение звучания левой и правой руки. В левой руке использовать возможность 1-ого пальца провести тему. У Бетховена – тутти звучание оркестра. Педаль у Бетховена длиннее и богаче, чем у Моцарта и Гайдна.