СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сонаты венских класскиков.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Произведения венских классиков очень актуальны, они исполняются учащимися от школы до училища.

Просмотр содержимого документа
«Сонаты венских класскиков.»

Сонаты венских класскиков.


Произведения венских классиков очень актуальны, они исполняются учащимися от школы до училища. Классицизм – образцовое направление в искусстве и музыке в начале XVII - XVIII в. Любое исполнение этих произведений основывается на собственном творческом начале. Творческая личность должна разбираться в сути произведений Гайдна, Моцарта, Бетховена.

Гайдн написал пятьдесят две фортепианных сонаты, он стоит на эпохе возрождения. Его сонаты от 2-х частной формы (Скарлатти) преобразовались в классические, состоящие из 3-х частей – быстро – медленно – быстро. Штриховое разнообразие – одно из главных средств выразительности этих сонат. Обязательное условие исполнения метро-ритмическое, темповое единство. За единицу ритма принимается удар сердца.

Бетховен использовал темпы Andante, Allegro, Presto, Andantino. У Гайдна и Моцарта стоят чисто темповые обозначения, а у Бетховена к обозначению темпа прибавляется Con moto, Andante sostenuto, Allegro moderato. Старинные темпы были другими. Неправильный выбор темпа может испортить произведение. Надо смотреть на мелкие длительности, играть чисто и ясно (Гайдн, Моцарт). Сонаты Гайдна близки к клавесинному звучанию, не подчёркивают изменение темпа только используют фермату (предугадывание, расширение).

Большое значение имеет штриховая культура. Главный момент – ▼ звонкое, отрывистое звучание ближе к клавесину. Клинышек ▼ играется короче, чем стаккато. Работает кончик пальца, кисть и рука. Лиги больше близки к инструментальным лигам. Надо выделать начало лиги. Важны ноты, которые звучат между опорными долями. Мордент исполняется быстро. Обязательно нужно обращать внимание на конец мордента. Первые две ноты в нем не играть громко. Для правильного исполнения мордента надо иметь хорошую техническую подготовку учащихся, играть гаммы, арпеджио.

В сонатах Гайдна есть драматические моменты. Аккорд, подчеркивающий напряжение следует выделять sf (быстрое взятие звука). К sf не надо делать крещендо. У Гайдна минимальная педаль. Короткая звучность зависит от темпа произведения. Основной метрической основой будет самая мелкая, аккомпанемент позволит удержаться и от начала до конца выдержать один темп. Педаль минимальная, если надо что - то подчеркнуть. Лучше, когда это полупедаль. Наши руки должны быть очень пластичны, помогать игре. Эти сонаты играть очень трудно, любой текст реализуется в звучании. Необходимо следить за звучанием инструмента. Надо слышать 2 контрастные темы или 2 разных элемента – сопоставление образов мужского и женского, решительного и мягкого. Паузы в музыке имеют очень большое значение, лучше её передержать чем не додержать.

Педаль у Моцарта берется больше, шире, чем у Гайдна. Гармоническая основа должна быть подчеркнута. Лиги, которые ставит Моцарт, его собственные. Снятия незаметные. Надо показывать затакт. Форшлаги исполняются как длинные, в долю. Группето в медленных частях объединяет одну мелодическую линию. Выделяется ярче нота, с которой начинается украшение.

У Бетховена все сонаты имеют оркестровое звучание. В 6-ой сонате аккорды должны звучать звучно. Начать её надо с игр. Выбирать соотношение звучания левой и правой руки. В левой руке использовать возможность 1-ого пальца провести тему. У Бетховена – тутти звучание оркестра. Педаль у Бетховена длиннее и богаче, чем у Моцарта и Гайдна.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!