СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сонет. Изучение сонета РКИ.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сонет. Изучение сонета при обучении русскому языку как иностранному.

Просмотр содержимого документа
«Сонет. Изучение сонета РКИ.»

Практическое занятие №8

  1. Выявить общее и установить отличие в текстах перевода 66 сонета У. Шекспира.

Основной идеей во всех представленных переводах 66 сонета У. Шекспира является отрицание лирическим героем противоречий окружающей его действительности, выражающееся в номинативном перечислении основных человеческих пороков, построенное на антитезе добродетелям. Герой предпочел бы умереть, а не жить дальше в несправедливости социума, где нет места красоте, искусству, истине. Но он остается в живых благодаря любви.

В переводе А. Кремлева остро и четко представлены социальные мотивы: произвол властей, цензура, необразованность, бедность населения и презрение к беднякам. Силы лирическому герою придает любовь, поддерживающая его в этом несправедливом мире.

В. Гоппен в своем переводе персонифицирует добродетели и пороки. Преобладает лексика с ярко выраженной негативной оценкой, грубой окраской: «убогий», «скиталась», «кривлялась», «порок», «разврат», «безбожно». Риторический вопрос, которым заканчивается стихотворение, усиливает скорбь лирического героя, не вселяя надежды, будто любовь является обязательством, вынуждающим героя оставаться в этом грубом несовершенном мире.

Перевод С. Ильина представляет описание неизбежности судьбы, рок, превалирование невежества и лжи как проявление абстрактных темных сил. Усталость измученной души не найдет покоя в прохладе могилы, так как на земле лирического героя держит друг.

Повтор в начале и конце перевода Б. Кушнера, выраженный деепричастным оборотом «душой устав», придает закольцованность стихотворению. Анафора усиливает динамику стихотворения, происходит постепенное наращивание представленной подмены добродетелей пороками, что, в конце концов, заканчивается порабощением добра злом. Аллитерации громких созвучий с «р», «пр» вызывают тревожность, напряжение у читателя. Вопросительно-восклицательное риторическое вопрошание в конце сонета звучит надрывно, на пределе эмоций.

С. Маршак в своем переводе также прибегает к такому приему, как анафора, но более сглаженный фонетический облик стихотворения не вызывает такого напряжения, тревожности, как в переводе Б. Кушнера. Утвердительная интонация в конце стихотворения вселяет надежду, что поддержка друга поможет справиться с серостью, несправедливостью мира.


А. Кремлёв

Зову я смерть — покой моих скорбей, —
Я вижу, что бедняк всем чужд, назначен
Не к радости, а к горю средь людей,
Дом верности чистейший в них утрачен;
Честь ложно и постыдно воздана;
Достоинство унижено обидно,
И чистота души развращена;
Хромая, власть сковала дух постыдно,
Заставила искусство замолчать,
Невежда, как ученый, правит знаньем,
И глупостью все скромность стали звать,
Добро в плену у зла: таким сознаньем
     Измученный, оставил землю б я,
     Когда б не здесь была любовь моя!

В. Гоппен

Я видел Заслугу: по свету она,
Как нищий убогий, скиталась…
Я видел, как Бедность в одежде шута
Пред сильными мира кривлялась…
Я видел, как нагло в порок и разврат
Невинность безбожно толкали,
Как Гений и Разум пред Силой молчат,
Как Честь и Любовь оскорбляли…
Как в докторской тоге, с дипломом в руках
Безумие гордо шагает!..
Я видел Добро в кандалах и цепях,
А Зло — на свободе гуляет!..
     И я устал, устал!.. И смерть призвал бы я,
     Но как же я умру, оставив здесь тебя?!

С. Ильин

Я смерть зову измученной душою,
Устав смотреть, как слеп капризный рок,
Как добродетель борется с нуждою
И в золоте купается порок.
Как рядом с верой ложь живет на свете,
Как лаврами ничтожество дарят,
Невинность как бесстыдно ловят в сети,
Как всюду силы темные царят.
Как рот искусству нагло зажимают,
Как в нем судьей невежда хочет быть,
Как глупостью правдивость называют,
Как добродетель злу должна служить…
     Уйти б скорей в прохладный мрак могилы,
     Да друга бросить здесь не хватит силы.

Б. Кушнер

Душой устав, я плачу о кончине.
Нет силы видеть муки нищеты,
И пустоту в ликующей личине,
И совершенство — жертвой клеветы,
И девственность, что продана разврату,
И простоту, что превратили в срам,
И веры повсеместную утрату,
И неуместной славы фимиам,
И глупость, поучающую вечно,
И власть, остановившую перо,
И мощь в плену у мерзкого увечья,
И злом порабощенное добро.
    Душой устав, уснул бы я совсем.
    Но как тебя оставить с этим всем?!

 


С.Я. Маршак


Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж

Достоинство, что просит подаянья,

Над простотой глумящуюся ложь,

Ничтожество в роскошном одеянье,

И совершенству ложный приговор,

И девственность, поруганную грубо,

И неуместной почести позор,

И мощь в плену у немощи беззубой,

И прямоту, что глупостью слывет,

И глупость в маске мудреца, пророка,

И вдохновения зажатый рот,

И праведность на службе у порока.


Все мерзостно, что вижу я вокруг...

Но как тебя покинуть, милый друг!

  1. Какие фоновые знания / экстралингвистические факторы необходимо учитывать для понимания сонета?

Сложность при восприятии стихотворного текста проявляется в концентрированности смысла, ассоциативности лексики, звуковой организации текста. При изучении перевода/переводов 66 сонета Шекспира следует прибегнуть к обсуждению вечных тем, волнующих человечество: добро и зло, правда и ложь, любовь, понятие бытия (грех, смерть, гордыня) и др. Данный текст способствует освоению студентами не только языковых, но и нравственных, социальных норм общества, побуждает к обсуждению, чем актуален текст сегодня, волнуют ли эти вопросы современников. Также при работе с поэтическим текстом можно обратить внимание на композицию, художественную организацию, особенности лексики и пунктуации, что в свою очередь позволит студентам прочувствовать эмоциональную и эстетическую составляющие произведения.

  1. Найдите сонеты других авторов (не Шекспира), как реализуется в них тематика, композиция данного поэтического жанра. Предложите 2-3 задания по выбранным вами текстам.
Семён Кирсанов ЧЕТЫРЕ СОНЕТА 1 Сад, где б я жил,— я б расцветил тобой, дом, где б я спал,— тобою бы обставил, созвездия б сиять тобой заставил и листьям дал бы дальний голос твой. Твою походку вделал бы в прибой и в крылья птиц твои б ладони вправил, и в небо я б лицо твое оправил, когда бы правил звездною судьбой. И жил бы тут, где всюду ты и ты: ты — дом, ты — сад, ты — море, ты — кусты, прибой и с неба машущая птица, где слова нет, чтоб молвить: «Тебя нет»,— сомненья нет, что это может сбыться, и все-таки — моей мечты сонет 2 не сбудется. Осенний, голый сад с ней очень мало общего имеет, и воздух голосом ее не веет, и звезды неба ею не блестят, и листья ее слов не шелестят, и море шагу сделать не посмеет, крыло воронье у трубы чернеет, и с неба клочья тусклые висят. Тут осень мне пустынная дана, где дом, и куст, и море — не она, где сделалось утратой расставанье, где даже нет следа от слова «ты», царапинки ее существованья, и все-таки — сонет моей мечты 3 опять звенит. Возможно, что не тут, а где-нибудь — она в спокойной дреме, ее слова, ее дыханье в доме, и к ней руками — фикусы растут, Она живет. Ее с обедом ждут. Приходит в дом. И нет лица знакомей. Рука лежит на лермонтовском томе, глаза, как прежде карие, живут. Тут знает тишь о голосе твоем, и всякий день тебя встречает дом, не дом — так лес, не лес — так вроде луга. С тобою часто ходит вдоль полей — не я — так он, не он — твоя подруга, и все-таки — сонет мечты моей 4 лишь вымысел. Найди я правду в нем, я б кинул все — и жизнь и славу эту, и странником я б зашагал по свету, обшарить каждый луг, и лес, и дом. Прошел бы я по снегу босиком, без шапки по тропическому лету, у окон ждать от сумерек к рассвету, под солнцем, градом, снегом и дождем. И если есть похожий дом такой, я к старости б достал его рукой: «Узнай меня, любимая, по стуку!..» Пусть мне ответят: «В доме ее нет!» К дверям прижму иссеченную руку и допишу моей мечты сонет. По традиции среди сонетного наследия самой большой группой является любовная лирика, к которой относится и «Четыре сонета» С. Кирсанова. В приведенном произведении соблюдается не только внешняя форма сонета (четырнадцатистишие), но и видится внутреннее строением, связанное с его содержанием и настроением, как законченное лирическое переживание, развитое в частях сонета. При использовании данного поэтического текста на занятиях по РКИ наряду с лексико-грамматической работой, соответствующей языковому уровню студентов, можно задать следующие вопросы: 1) Сравните содержание последних строчек сонетов. Чем отличается их содержание? 2) Создайте реальный облик персонажей. Какими чертами вы их наделили и почему? Валерий Яковлевич Брюсов Сонет о поэте Как силы светлого и грозного огня, Как пламя, бьющее в холодный небосвод, И жизнь, и гибель я; мой дух всегда живет, Зачатие и смерть в себе самом храня. Хотя б никто не знал, не слышал про меня, Я знаю, я поэт! Но что во мне поет, Что голосом мечты меня зовет вперед, То властно над душой, весь мир мне заслоня. О бездна! Я тобой отгорожен ото всех! Живу среди людей, но непонятно им, Как мало я делю их горести и смех, Как горько чувствую себя средь них чужим И как могу, за мглой моих безмолвных дней, Видений целый мир хранить в душе своей. «Сонет о поэте» можно назвать сонетом-размышлением о назначении поэта, об одиночестве творца, постижении истины, волшебстве творчества. Сонет поэта Серебряного века, которым является Валерий Брюсов, это раздумья на «вечные темы»: о красоте, творчестве, о вечных загадках человеческого существования. Отличительными признаками сонета являются выразительные средства, к которым можно отнести разные интонации, сравнения (сравнивает дух поэта с силой огня, с пламенем, которое бьет «в холодный небосвод»), антитезу («Хотя б никто не знал, не слышал про меня, / Я знаю, я поэт!), ритмичные черты слов. Вопросы и задания к тексту: 1) Определите тему сонета. 2) Какой поэт в сонете В.Я. Брюсова? 3) Приведите примеры из текста сонета, которые будут иллюстрировать основные принципы построения сонета: – утверждение; – опровержение; – объяснение, указание противоречия; – вывод.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!