Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко»
Использование светового песочного стола
для развития речи детей.
Воспитатель:
Пантусова Евгения Сергеевна
р.п. Большое Мурашкино
2018 год
Использование светового песочного планшета
для развития речи детей.
Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека своей способностью принимать любые формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Эти мельчайшие частички активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях.
Во-первых, игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребёнка форма деятельности отличается простотой действий, многократным повторением и созданием сюжетов.
Во – вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».
В – третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В – четвёртых, совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
В работе со световым столом используются различные формы работы:
1. Сюжетные игры.
2. Игры – забавы.
3. Дидактические игры – упражнения.
4. Рассказывание сказок.
5. Рисование песком.
Игры с песочным световым столом направлены на коррекцию следующих речевых параметров:
- звукопроизносительной стороны речи;
- лексического развития;
- грамматического строя речи;
- слоговой структуры слова;
- фонематического слуха и восприятия;
- развитие связной речи;
- навыкам звукового анализа
Автоматизация звуков в стихотворной речи
Рисуя спираль или дорожку на песке ребенок, может произносить стихотворение
«Улиточка»
У улитки, крошки,
Подрастают рожки.
Научу ее ходить,
Если будут ножки.
Описание: Продвигаясь вперед, «улитка» оставляет за собой дорожку.
«Человек»
Топ-топ, топают ножки.
Мальчик ходит по дорожке.
Описание: указательный и средний пальцы правой (левой) руки «ходят» по оргстеклу.
«Дождик»
Дождик, дождик, полно лить,
Малых детушек мочить.
Описание: указательным пальцем делать «мазки» на песке.
«Жук»
Я веселый Майский жук,
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу,
И зовут меня Жу-жу …
Описание: указательный палец «выписывает» на песке завитки.
«Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй вольный ветерок!
Здравствуй маленький дубок!
Всех я вас приветствую
Описание: нарисовать на песке солнышко.
Развитие фонематического слуха.
Дидактическая игра «Звуковые домики»
Описание: подобрать из набора предметов или картинок только те, в названии которых есть заданный звук и построить для него домик. Также можно поиграть в игру «Бассейн» в ходе, которой дети находят картинки, называют соответствующий звук, рисуют на песке , обводят картинки в кружок.
Развитие мелкой моторики.
Реализуя данную задачу, ребенок может выполнять различные скользящие движения руками, ребром ладони, пальцем, нажимать и гладить песок, создавать различные направления движений, прямые, кругообразные, зигзагообразные, создавать рисунки и узоры на песке, имитировать шаги пальчиками и т. д.
Совершенствование лексико-грамматических категорий.
Работая над данной задачей, логопед может предложить ребенку следующие игры:
«Один - много» – закрепление формы множественного числа имён существительных;
«Что без чего?» – формирование навыка образования существительных родительного падежа;
«Скажи какой, какая, какое?» – формирование навыка словообразования (относительных прилагательных: сок из яблок - яблочный);
«Весёлый счёт» – закрепление умения согласования числительных с существительными;
«Назови ласково» – формирование навыка образования уменьшительно-ласкательных существительных.
«Чья голова?» (образование притяжательных прилагательных от существительных).
«Кто кем был?» (закрепление падежных окончаний)
Мы конечно, не забыли,
Кем ещё вчера мы были.
цыплёнок – яйцом;
лошадь – жеребёнком;
корова – теленком;
дуб – жёлудем;
рыба – икринкой.
«Кто кем будет?» (закрепление падежных окончаний)
яйцо – цыплёнком, змеёй, крокодилом, черепахой;
мальчик – мужчиной;
гусеница – бабочкой;
головастик – лягушкой.
«Чего не стало?» (закрепление падежных окончаний)
Описание: ребенку предлагается отыскать в «бассейне» с песком картинки, выложить их на планшет, или обвести картинку в кружок. Можно предложить подуть в трубочку и найти под слоем песка картинки. Так же можно упражнять детей в употреблении приставочных глаголов и предложно- падежных конструкций.
Сюжетные игры так любимы нашими детьми. Множество игр можно использовать, это «Семья», «Крестьянский двор», «Джунгли», «Рыбки» и т.д. В ходе сюжетно-ролевых игр также можно отрабатывать все грамматические категории.