СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение из опыта работы. «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация будет полезна педагогам, студентам

Просмотр содержимого документа
«Сообщение из опыта работы. «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством»»

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад «Аленушка»








Сообщение из опыта работы.

«Художественно-эстетическое воспитание дошкольников посредством знакомства

с декоративно-прикладным искусством»








Выступила:

Махиянова Екатерина Константиновна

Воспитатель









2020 год


«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.

Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и

особенно эстетического воспитания».

В. А. Сухомлинский


В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом дошкольного образования необходимо обеспечить развитие личности ребёнка, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. В области художественно-эстетического воспитания особое значение имеет развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, становление эстетического отношения к окружающему миру, формирование элементарных представлений о видах искусства, фольклора, реализация самостоятельной творческой деятельности детей (в т. ч. изобразительной).

Реализацию данных задач мы стараемся осуществлять через ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством.

С давних пор дошкольная педагогика придаёт огромное воспитательное значение народному искусству. Через близкое и родное творчество своих народных мастеров детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное художественно-эстетическое воспитание.

В нашей группе «Ягодки» большое внимание уделяется приобщению детей к истокам русской и башкирской народной культуры.

Цель: Создание условий по формированию художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, посредством знакомства с декоративно-прикладным искусством.

В соответствии с целью работы были выдвинуты следующие задачи:

1. Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Полхов-Майдан, Гжель). Расширять представления о народных игрушках (Матрешки — Городецкая, Богородская; Бирюльки);

2. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях;

3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства в детской деятельности (рисование, лепке, аппликации);

4. Воспитывать уважение к мастерам и желание создать прекрасное для оформления детского сада, дома.

Основная задача по данной теме – показать разнообразие и традиции вида декоративной росписи: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетание цветов, композиции. Вся работа проводится в трех направлениях:

• Закрепление знаний и расширение представлений о видах народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное восприятие детей, умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества, формирование потребности в прекрасном;

• Обучение некоторым приёмам росписи, лепки, вырезывания;

• Формирование детского декоративного творчества, умения создавать узор на любой форме, свободно выбирая сочетания элементов узора, цветов, композицию в зависимости от формы предмета, его назначения.

В работе используются различные методы и приемы: наглядные, словесные, игровые.

Для достижения поставленной цели и задач мной был разработан план работы по данной теме.

Для начала я изучила методическую литературу по данной проблеме.

После изучения литературы начала оформлять развивающую предметно-пространственную среду, которая создает условия для творческой деятельности детей. Она побуждает детей к игре, формирует воображение, становится материальной основой мыслительного процесса.

В процесс создания развивающей среды постепенно включала ребят, вызывая у них радость, удовольствие от красивой обстановки группы, уголка творчества.

В оформлении группы использовала индивидуальные и коллективные работы по декоративно - прикладному творчеству.

В группе представлены альбомы, иллюстрации, фотографии с изображением работ, выполненных в технике декоративно - прикладного искусства, детские работы.

Для того, чтобы нарисовать, вылепить какой-нибудь предмет, для начала дети предварительно хорошо с ним знакомятся, запоминают его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей. О многом дети узнают из рассказов воспитателя, из художественной литературы, наглядных иллюстраций и видео-материалов.

В нашей группе «Ягодки» имеются следующие игры:

Дидактические игры«Угадай изделие»«Собери пазлы», лото «Народные промыслы»«Найди вторую половинку»«Собери целое»«Составь башкирский узор (ковер)» «Составь русский узор(ковер)»«Матрешки».

Народные и подвижные игры«Ловишки»«Кого назвали, тот ловит мяч»«Мы, веселые ребята»«Прокати обруч»«Стоп»«Гуси-лебеди»,  «Мартышки»«Перебежки»«Спрыгни в обруч»«Летает - не летает».

Проводятся беседы с показом иллюстраций«Путешествие на родину хохломы»«Филимоновская игрушка»«История Городецкой росписи»«Сказка об Иване-Царевиче»«В дымковской слободке»«В мастерской художника»«История и изготовление русской матрешки», «»

Мы рассматриваем с детьми альбомы и иллюстрации«Сказочная Гжель»«Хохломская роспись»«Дымковская игрушка»«Жостовский поднос»«Матрешки».

Русское и башкирское народное декоративно – прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными традициями, праздниками, народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников.

Всю свою работу с детьми стараемся строить так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. Формы проведения занятий выбираются разные: путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир своими художественными промыслами, экскурсии в сказку, превращение в мастеров-художников.

В целях эмоционального восприятия знакомства с декоративно-прикладным искусством, так же используются художественное слово, прибаутки, потешки, образные слова, которые используют народные мастера, со звучанием народной музыки, частушек, песен. Краткие образные характеристики помогают детям запомнить того или иного персонажа, формировали доброжелательное отношение к нему.

Использование наглядного материала, художественного слова, музыки – все это помогало помочь попасть детям в необычный мир искусства, приобщения к художественной культуре. Это делало занятия живыми и интересными.

Проводились не только коллективные, но и индивидуальная работу с детьми. После занятий анализировали выполнение задания качества детской работы, отношение к деятельности.

Учебный материал стараемся подбирать с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий, постепенно его усложняя.

Для успешной реализации поставленных задач, стараемся тесно взаимодействовать с родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях.

Так же совместно с детьми стараемся принимать активное участие в различных конкурсах и мероприятиях.

Таким образом, благодаря, совместной работе с родителями и организации развивающей предметно-пространственной среды, а также использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с народным декоративно-прикладным искусством уровень их творческих способностей значительно вырос. Дети самостоятельно стали создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах.

Таким образом, тема декоративно-прикладного искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!