СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение из опыта работы Развитие речевого дыхания и мелкой моторики с использованием нейропсихологических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. В связи с этим появляются трудности обучения в школе.

Для решения этой проблемы в практике коррекционной работы учителя-логопеда вопрос о внедрении нейропсихологических приемов становится актуальным.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение из опыта работы Развитие речевого дыхания и мелкой моторики с использованием нейропсихологических игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

Детский сад № 99 комбинированного вида «Домовенок» г. Орск

_______________________________________________________

462430 г. Орск, Оренбургская область

ул. Добровольского, 21 «А», тел. 8(3537) 40-06-18, 40-13-43

E-mail: [email protected]









Сообщение из опыта работы

«Развитие речевого дыхания и мелкой моторики с использованием нейропсихологических игр и упражнений для детей с ТНР»










Подготовила:

учитель – логопед 1КК

Милокумова А.А.





2021г.

Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности в освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга современных детей.

Тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу - поражение или дисфункцию определённых мозговых областей. Как следствие, возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, поэтому страдает в первую очередь.

Нарушаются все основные компоненты речевой системы: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связная речь. В связи с этим появляются трудности обучения в школе.

Для решения этой проблемы в практике коррекционной работы учителя-логопеда вопрос о внедрении нейропсихологических приемов становится актуальным.

Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему и выстроить грамотную программу сопровождения обучающего, что ведет к становлению единой организационной системы мозга, реализует полноценное развитие детской личности, а также приносит стабильный результат.

Нейропсихология - отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга.

Основная задача - выявить слабые и сильные стороны работы головного мозга ребёнка и сделать взаимодействие правого и левого полушария гармоничным.

Диагностика нарушений

Для диагностики детей старшего дошкольного возраста с ТНР, за основу взята методика нейропсихологической диагностики в дошкольном возрасте Глозман Ж. М., Потаниной А. Ю., Соболевой А. Е.

Она адаптирована для дошкольников и включает в себя определение латерального профиля ребенка и балловую оценку по пяти диагностическим параметрам:

    • общей характеристики,

    • развития движений и действий,

    • развитие гнозиса,

    • речевых функций,

    • памяти и интеллекта ребенка.

Методика позволила в результате получить информацию об общем нейропсихологическом состоянии каждого ребенка, определить его трудности и степень их выраженности, наметить индивидуальный коррекционный и образовательный маршрут; выявить общие для них «зоны риска» и наметить пути преодоления трудностей.

Диагностика проводилось в игровой форме. К каждому блоку подобраны различные задания с учетом возраста, физического и психического развития ребенка.

В диагностике принимали участие дети старшего дошкольного возраста с ТНР, посещающие группу компенсирующей направленности.

В процессе диагностики мной были выявлены следующие особенности развития:

  1. сниженный уровень концентрации внимания, рассеянность, неустойчивость;

  2. ограниченный объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации;

  3. неравномерность развития видов мышления (наиболее значительно выражается отставание в словесно-логическом мышлении);

  4. несформированность мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения;

  5. речь состоит преимущественно из существительных и глаголов;

  6. наблюдаются трудности в использовании и подборе антонимов и синонимов;

  7. отмечается ограниченный словарный запас;

  8. допуск ошибок при изложении логической последовательности событий;

  9. Наряду с речевыми нарушениями, у детей есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, наблюдается моторная неловкость.

Поэтому, считаю целесообразно, включать в свою работу нейропсихологические приемы и игры.

Нейропсихологическая коррекция – комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.

Нейрокоррекция может проводиться в форме игровых занятий, комплекса двигательных упражнений (сенсомоторная коррекция), дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции.

Принципы организации нейропсихологической помощи ребенку:

 Системности – развитие не отдельного компонента психической функции, гармонизацию всей психической жизни ребенка.

 Индивидуального подхода.

 Комплексного воздействия – сочетание методов двигательной, когнитивной и эмоционально-личностной коррекции.

 Эмоциональной вовлеченности ребенка в процесс коррекционно-

развивающего взаимодействия.

 Взаимодействия с родителями ребенка.

 Развития слабого звена при опоре на сильные звенья высших психических функций.

Нейропсихологические упражнения направлены на:

• развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;

• развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;

• работа над гармоничным взаимодействием полушарий;

• активизация речи;

• работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания.

В методы коррекции, я включила растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые непосредственно использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми. Это приемы и игры, направленные на развитие дыхания и мелкой моторики.

Упражнения на дыхание.

Цель – активизация работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария.

Распределение воздуха в процессе речи заключается в формировании умения сознательно делить объём выдыхаемого воздуха на равномерные интонационные отрезки. Произносимая фраза делится на смысловые единицы речи. Для этого нужно чёткое распределение воздуха.

Дыхательные упражнения улучшают ритмы, повышают энергитическое обеспечение деятельности мозга, элиминируют многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы и т.д.

Сознательный контроль дыхания способствует снятию эмоционального напряжения, уменьшения чувства тревоги и общей релаксации.

Для выполнения дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

  1. Во время дыхательных упражнений необходимо научить детей дышать животом, для того чтобы задействовать диафрагму.

  2. Дыхательные упражнения должны проводиться в четыре фазы: выдох животом – пауза 2-3 с – вдох животом – пауза 2-3 с.

  3. Следить чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи.

  4. Дыхательные упражнениями следует заниматься не более 2 – 3 минут за один прием. Упражнения можно проводить несколько раз в день.

Для того чтобы дети почувствовали свое дыхание, можно положить руку на область диафрагмы и почувствовать, как на вдохе рука поднимается вверх, а на выдохе опускается вниз.

Для того чтобы дети увидели свое дыхание, им можно предложить дуть на перышко, ветерок, султанчик и т.д.

На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных, но регулярные тренировки делают глубокое и медленное дыхание естественным, регулируемым на бессознательном уровне, что со временем приводит к увеличению объема легких, улучшению кровообращения, общему оздоровлению.

Упражнение «Качели»

Цель: научить детей диафрагмальному дыханию.

Ход игры:

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх, (вдох)

Качели вниз, (выдох)

Крепче ты, дружок, держись. (выдох)

«Тренажер с шариками»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ход игры:

Ребенок делает вдох воздуха через трубку - шарики поочередно поднимаются в колбах. Выдох через нос.

Перевернув тренажер подставкой вверх, ребенок набирает воздух носом и выдохнув в трубку - шарики опять поочередно поднимутся вверх. Каждая колба рассчитана на определенный объем воздуха.

«Футбол»

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха.

Ход игры:

Возьмите шарик и положите на середину поля. Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии.

- Надо дуть на шарик так, чтобы он закатился в ворота другого игрока. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал в твои ворота. Дуть нужно сильно. Делаем вдох носом, а выдох через рот. Побеждает тот, кто сумел задуть шарик в ворота другому игроку большее количество раз.

«Парящий шарик»

Цель: развитие сильного плавного непрерывного выдоха.

Ход игры:

Педагог предлагает ребенку подуть в трубочку так, чтобы шарик мог удержаться над корзинкой не менее 3 секунд.

Видео - ролик Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения и задания из разработанного комплекса.

Мелкая моторика

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук.

Цель: оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга, формирование базиса для формирования подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев на ряду со стимулирующем влиянием на развитие речи является, по мнению М.М. Кольцовой «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».

Средством для этого выступают кончики пальцев ребенка, так именно здесь сосредоточены внимание, память, речь.

Работая над раздельными и синхронными движениями пальцев рук, используя акупунктурное воздействие на кончики пальцев обучающихся (воспитанников), способствует восстановлению поврежденных участков мозга и профилактике психосоматических дисфункций ребенка.

Правила выполнения:

1 С начала одной рукой, другой рукой (педагог или ребенок держит вторую руку).

2 Синхронное движение пальцев обеих рук

Виды движений: постукивание, шевеление, пригибание и потирание в разных направлениях.

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения и задания из разработанного комплекса.

«Межполушарная доска»

Цель: улучшается взаимодействие и синхронизация работы левого и правого полушария мозга.

Ход игры:

  1. упражнение выполняется одной (ведущей) рукой по часовой стрелке, а затем этой же рукой - против часовой стрелки;

  2. упражнение выполняется другой рукой по часовой стрелке, а затем этой же рукой - против часовой стрелки;

  3. упражнение выполняется синхронно двумя руками: пробуем пройти лабиринт сперва по часовой стрелке, а потом - против часовой стрелки;

  4. последним заданием будет прохождение лабиринта одновременно двумя руками, но в разном направлении.

«Резиночки»

Цель: развивать координацию тонких движений пальцев рук с помощью нестандартного оборудования.

Ход игры:

Взрослый нанизывает на пальцы резиночки, а ребёнок повторяет их сочетание и количество. (Надевать можно определённое количество резиночек на каждый пальчик, в заданной цветовой последовательности). С начала взрослый натягивает каждую резиночку только на 1 палец, затем на 2 или 3 пальца одновременно.

Дома я одна скучала,

И резиночки достала.

Резинки я перебираю

Свои пальцы развиваю.


«Змейка»

Цель: развивать межполушарное взаимодействие и пальцевый праксис.

Ход игры:

1. Застегни петли двумя руками одновременно навстречу друг другу. Расстегни все петли двумя руками навстречу друг другу.

2. Левой рукой расстегни петли, а правой рукой расстегни. Руки работают одновременно.

3. Застегни петли в определенной последовательности.

Видео - ролик Предлагаю вашему вниманию игровые упражнения и задания из разработанного комплекса.

Заключение

Результатом моей логопедической работы, основанной на нейропсихологическом подходе, является выраженная положительная динамика в речевом развитии у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи, о чём можно судить по данным диагностических обследований.

Эффективность коррекционно-логопедической работы подтверждается следующими результатами:

• Нормализовались (в той или иной степени) все компоненты единой речевой системы: фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая сторона речи. В более короткие сроки у детей были вызваны (поставлены) и автоматизированы нарушенные звуки на основе отработанного диафрагмального дыхания. В процессе коррекционных занятий заметно увеличился словарный запас, уменьшилось количество аграмматизмов, интенсивно развивается связная речь.

• отмечается повышение работоспособности, познавательного интереса, конструктивного праксиса, гностических функций, повышение обобщающей функции мышления. Всё это свидетельствует о повышении уровня развития высших психических функций.

• повышение концентрации внимания и его устойчивости, формирование усидчивости, совершенствование графо-моторных навыков, повышение произвольности и самостоятельности, улучшение поведения.

Таким образом, опыт использования нейропсихологических приемов в коррекционной работе по преодолению тяжёлых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР является положительным, следовательно, будет пролонгирован в течение нескольких лет для получения стабильной положительной динамики речевого развития детей.

























Приложение 1


  1. Упражнение «Качели»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ход игры:

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх, (вдох)

Качели вниз, (выдох)

Крепче ты, дружок, держись. (выдох)

  1. «Тренажер с шариками»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ход игры:

Ребенок делает вдох воздуха через трубку - шарики поочередно поднимаются в колбах. Выдох через нос.

Перевернув тренажер подставкой вверх, ребенок набирает воздух носом и выдохнув в трубку - шарики опять поочередно поднимутся вверх. Каждая колба рассчитана на определенный объем воздуха.

  1. «Парящий шарик»

Цель: развитие сильного плавного непрерывного выдоха.

Ход игры:

Педагог предлагает ребенку подуть в трубочку так, чтобы шарик мог удержаться над корзинкой не менее 3 секунд.

  1. «Вертушка»

Цель: развитие сильного плавного непрерывного выдоха

Ход игры:

Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно.

- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Завертелась как мельница! Если подуть еще сильнее – то и вертушка завертится быстрее.


  1. «Мыльные пузыри»

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Ход игры:

Сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно.


  1. «Футбол»

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха.

Ход игры:

Затем возьмите шарик и положите на середину поля. Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии.

- Надо дуть на шарик так, чтобы он закатился в ворота другого игрока. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал в твои ворота. Дуть нужно сильно. Делаем вдох носом, а выдох через рот. Побеждает тот, кто сумел задуть шарик в ворота другому игроку большее количество раз.

7. «Султанчик»

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха.

Ход игры:

Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Можно использовать тонкую бумагу (например, бумажные салфетки), или елочное украшение "дождик".

Взрослый предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.

Вдох через нос – выдох через рот.

- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь подуй ты!

8. «Подуй в дудочку!»

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Ход игры:

Раздайте детям дудочки и предложите поиграть на них сначала по очереди, затем всем вместе.

- Давайте устроим музыкальный парад! Берите дудочки - начинаем играть!

Если у кого-то из детей не получается извлечь из дудочки звук, проследите, правильно ли он дует: выдох через рот должен быть сильным и попадать точно в раструб трубы, для чего его необходимо плотно зажать губами: воздух не должен выходить через нос.

Также можно предлагать для игры свирели, рожки, губные гармошки. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

  1. «Свеча»

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Ход игры:

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек.

Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

  1. «Дышим носом»

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Ход игры:

Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

  1. «Ныряльщик»

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Ход игры:

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.






















Приложение 2


  1. «Межполушарная доска»

Цель: улучшается взаимодействие и синхронизация работы левого и правого полушария мозга.

Ход игры:

  1. упражнение выполняется одной (ведущей) рукой по часовой стрелке, а затем этой же рукой - против часовой стрелки;

  2. упражнение выполняется другой рукой по часовой стрелке, а затем этой же рукой - против часовой стрелки;

  3. упражнение выполняется синхронно двумя руками: пробуем пройти лабиринт сперва по часовой стрелке, а потом - против часовой стрелки;

  4. последним заданием будет прохождение лабиринта одновременно двумя руками, но в разном направлении.


  1. «Колечко»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Ход:

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. При этом, можно адаптировать ее для автоматизации звуков в слогах (двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Ш (любой автоматизируемый звук).

  1. «Зайчики-козлики»

Цель: способствует синхронизации работы полушарий.

Ход:
В данном упражнении необходимо поочередно и как можно быстрее менять положение рук, выполняя словесную инструкцию.

Пробы выполняются в прямом и обратном порядке, сначала каждой рукой отдельно, затем вместе.

  1. «Лезгинка»

Цель: способствует синхронизации работы полушарий.

Ход:

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз

  1. «Зеркальное рисование»

Цель: развивать межполушарное взаимодействие.

Ход:

Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

  1. «Кулак-ребро-ладонь»

Цель: способствует синхронизации работы полушарий.

Ход:

Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает мыслительную деятельность, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания.

Используем эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков (если услышишь звук Ш — ставь кулак, звук С — ставь ребро; звук Р — кулак, звук Л — ладонь и т. д.).

  1. «Змейка»

Цель: способствует синхронизации работы полушарий.

Ход:

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

  1. «Резиночки»

Цель: развивать координацию тонких движений пальцев рук с помощью нестандартного оборудования.


Задачи:

-развивать пространственную ориентацию;

- развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук;

- развивать зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение,

- развивать психические процессы;

- стимулировать речь у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры:

  1. Ребёнку предлагается рассортировать резиночки по цвету - раскладывать по тарелочкам (или стаканчикам) в соответствии с подходящей цветной геометрической фигурой, изображенной на тарелках.

Покатилось, покатилось Олино колечко,

Покатилось, покатилось с нашего крылечка.

Кто с крылечка сойдёт? Кто колечко найдёт?

И в тарелочку вернёт.

Усложнение игры: Рассортировать резиночки по цвету с помощью пинцета, затем ложки.

  1. Вместе с ребёнком надевайте и снимайте резинку поочерёдно на пальцы рук.

На пальце – перстенёк.

Он блестит, как огонёк.

Крутился, искрился,

С пальчика свалился –

Назад возвратился.

  1. Взрослый нанизывает на пальцы резиночки, а ребёнок повторяет их сочетание и количество. (Надевать можно определённое количество резиночек на каждый пальчик, в заданной цветовой последовательности). С начала взрослый натягивает каждую резиночку только на 1 палец, затем на 2 или 3 пальца одновременно.

Дома я одна скучала,

И резиночки достала.

Резинки я перебираю

Свои пальцы развиваю.

  1.  В игре участвует от 3 до 6 детей. Каждый ребёнок вытаскивает из общей стопки по карточке с заданием, и по команде все начинают надевать на свою руку (левую или правую, зависит от карточки) цветные резиночки так, как это показано на рисунке. К примеру, на мизинец - красную, потом жёлтую, на средний палец синюю, а потом на средний и указательный фиолетовую. Кто первый выполнил задание - хлопает в ладоши или говорит «Стоп игра!».

  2. В игре участвует от 3 до 6 детей. Выбирают водящего, который переворачивает картинку – схему, с изображением руки на 4-5 секунд, а потом прячет. Детям по памяти нужно надеть резиночки на правую или левую руку. Первый, справившийся с заданием, становится водящим.


  1. Ребёнку завязывают глаза. Взрослый надевает ему на руку 1-2, затем 3-4 резинки. Ребёнок ощупывает свободной рукой резинки и называет их расположение.


  1. «Змейка»

Цель: развивать межполушарное взаимодействие и пальцевый праксис.

Ход игры:

  1. Застегни петли двумя руками одновременно навстречу друг другу. Расстегни все петли двумя руками навстречу друг другу.

  2. Левой рукой расстегни петли, а правой рукой расстегни. Руки работают одновременно.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!