СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение: «Хохломская роспись»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сообщение: «Хохломская роспись»»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»





















Хохломская роспись







Выполнила:

студентка Ш-31 группы

Самарина Валентина





Ейск, 2022г.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристыйоловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Хохлома — это яркая декоративная роспись по дереву, которую легко узнать по сочетанию золотистых, красных, чёрных и зелёных тонов. Золотой оттенок в ней есть всегда, но при отделке такая краска не используется. В этом особенность хохломы. Вместо пигмента мастера применяют порошок олова, который при обжиге приобретает нужный цвет.

Хохлома обманчива не только внешне, но и в названии. Обычно промысел именуют по месту изготовления, но родиной этой росписи считаются несколько деревень — Большие и Малые Бездели, Хрящи, Шабаши, Мокушино, Глибино. Деревня Хохлома же была просто местом сбыта, где продавали готовую посуду. Однако именно она помогла русской росписи стать известной на весь мир. Но об этом позже.

Хохломская роспись появилась в XVII веке, в глухих деревнях за Волгой. После татаро-монгольского ига местные земли были разорены, поэтому для жителей поселений промысел стал главным источником дохода и способом выжить.

Как именно возникла роспись, точно неизвестно — популярно несколько версий. По одной из них промысел появился благодаря старообрядцам, которые после церковной реформы были вынуждены скрываться в лесах Заволжья. Среди беглецов были искусные умельцы, писавшие иконы и миниатюры для книг, которые использовали олово вместо позолоты для своих работ. Местные же жители отличались токарными талантами и поколениями изготавливали посуду. По воле случая эти традиции пересеклись и появилась хохломская роспись.

Однако есть документы, которые доказывают, что нижегородские мастера использовали олово для росписи по дереву прежде, чем произошёл раскол — в 1640–1650 годах. То есть до того, как на их земле появились старообрядцы. Это не опровергает, но ставит под сомнение первую теорию.

Хохломской промысел долго не развивался из-за высокой цены на олово. Привозной материал купить могли далеко не все, поэтому требовался состоятельный заказчик. И он нашёлся, им оказался Троице-Сергиев монастырь, куда позже свозили работать крестьян из 80 деревень. Именно эти поселения и известны сегодня как родина хохломской росписи.

Промыслу очень повезло с расположением. Село Хохлома, куда отправляли расписную посуду, было крупным центром торговли. Через местную ярмарку расписанная посуда и мебель распространялись по всей стране и попадали за рубеж. Близость Волги помогала делу развиваться — через реку, а потом прикаспийские степи изделия перевозили в Индию и Среднюю Азию. В Европу хохлому тоже доставляли, туда она попадала через Архангельск.

Этап

Описание

1. Создание заготовки

Для изделий используют лиственные деревья местных пород — берёзу, липу, осину. Дерево просушивают, вытёсывают и обрабатывают на токарном станке. Затем снова сушат от 3 до 20 дней, чтобы в будущем лак не пузырился. Получают «бельё», так называют нерасписанные заготовки.

2. Обработка вапой

Вапа — разновидность глины. Её раствор смешивают с мелом и с помощью шерстяной материи смазывают им изделие. Затем просушивают и вновь обрабатывают. После процедуры заготовку ставят на несколько часов в сушильный шкаф. Затем охлаждают и немного шлифуют.

3. Покрытие олифой

Сначала из льняного масла варят олифу. Потом покрывают ею заготовку в несколько слоёв: окунают тампон из вывернутой овечьей или телячьей кожи и быстрыми движениями втирают олифу в поверхность, поворачивая изделие. После покрытия заготовку сушат несколько часов, затем наносят следующий слой. Эта процедура определяет качество изделия и прочность росписи. Когда заготовка приобретает ровный блеск, переходят к следующему этапу.

4. Лужение

При лужении втирают оловянный или алюминиевый порошок (сейчас чаще используется последний), который дарит хохломе знаменитую позолоту. Полуду наносят специальными приспособлениями — куколками. Они представляют собой кожаный тампон с пришитым кусочком натурального меха, который для удобства подстригают. После лужения заготовки становятся почти зеркально блестящими и передаются на роспись.

5. Роспись

Расписывают изделия обычно женщины и делают они это на весу. Чтобы было удобнее, мастерицы сидят на специальных низких табуретах и используют невысокие столы. Художницы опирают заготовку о колено, слегка фиксируют её левой рукой и расписывают правой. Это позволяет легко поворачивать и наклонять изделие. Украшают заготовки только вручную, поэтому рисунок никогда не повторяется.

6. Лакировка

После росписи изделия 4–5 раз пропитывают лаком и просушивают перед каждым новым слоем.

7. Закалка

На финальном этапе изделие несколько часов держат в печи при температуре 150–160 °С. После этого лак становится медовым и в сочетании с металлическим слоем даёт узнаваемый золотистый цвет хохломы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!