СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение на методобъединении "СЕКРЕТЫ ОРФОГРАФИИ (из опыта работы)"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из главных задач предмета «Русский язык» в школе была и остается задача формирования орфографических навыков.

 

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на методобъединении "СЕКРЕТЫ ОРФОГРАФИИ (из опыта работы)"»

СЕКРЕТЫ ОРФОГРАФИИ

Одной из главных задач предмета «Русский язык» в школе была и остается задача формирования орфографических навыков.

Несмотря на огромное количество рекомендаций  по формированию правописных навыков, проблема орфографической  грамотности была и остается одной из загадок методики преподавания русского языка. Почему одни пишут грамотно, а другие нет, несмотря на одинаковые условия обучения русскому языку? Нет ли объяснения в теории врожденной грамотности и врожденной неграмотности? Очевидно, что речь может идти не о врожденной грамотности \ неграмотности , а о врожденных способностях к овладению не только одним (родным) языком \ речью, но двумя и более языками. Не является ли заблуждением утверждение о том, что орфографическую грамотность обеспечивает только изучение и знание правил правописания? Вопросы, вопросы, вопросы…..

Что формирует орфографическую зоркость, умение отличить правильное написание от неправильного?

Говорят, что этому способствует чтение, однако известно, что далеко не всякое чтение обеспечивает орфографическую зоркость, хотя, несомненно, является одним из важнейших условий ее формирования.

Помимо этого, орфографическая зоркость требует представления зрительного образа слов в их полном буквенном составе. Она формируется осознанным чтением, при котором слова вызывают  в сознании  наглядно – чувственные образы предметов, их признаки, действия, изучением орфографических правил,  на формирование умений  применять эти правила при письме и при проверке написанного. Что же дает изучение орфографических правил, выполнение многочисленных упражнений, редко однообразных, вызывающих скуку и гасящих интерес к изучению богатейшего русского языка?

Какие упражнения воспитывают орфографическую зоркость?

Основной целью в школьной практике обучения орфографической грамотности должно быть формирование орфографической зоркости, зрительных (графических) образов слов в их полном буквенном составе, остающихся в кладовой зрительной памяти учащихся по окончании школы.

Изучение и знание правил – не самоцель, а лишь одно из важнейших средств формирования орфографической зоркости в различных заданиях и упражнениях.

Если слабому ученику работа с упражнениями и заданиями поможет восполнить имеющийся пробел в знаниях, то хорошо подготовленным учащимся может быть предложен занимательный материал  взамен  упражнений, которые выполняет класс, или как дополнение к ним. В каждом конкретном случае учитель сам решает, как ему использовать дополнительный материал, чтобы получить больший педагогический эффект.

Прежде чем предложить ученику упражнение, нужно решить, какая преследуется цель: помочь устранить пробелы, повторить изученное или закрепить изучаемое. Учитывая особенности подготовки и возможности каждого ученика, учитель решает, какое упражнение и когда следует ему предложить.

Изобретение автомобиля не лишило человека возможности и удовольствия ходить пешком. Создание корректорских компьютерных программ не снимает, разумеется, проблем грамотности, и не нужно надеяться на то, что написанная через « А» корова будет превращена в « нормальную» корову хитроумной программой. Наши надежды – на хорошего словесника, грамотного ученика, который без « электронных костылей» будет самостоятельно, не хромая, ходить путаными лингвистическими путями.

Как достичь этого? Убеждены, что это в наших силах даже в сегодняшних условиях.

Начиная с 5 класса, мы говорим детям, что грамотно они писать не будут, если не смогут видеть орфограмму, узнавать её и применять соответствующее правило. Такие понятия как « орфограмма», «морфема», «часть речи» тесно связаны между собой. Процесс нелегкий, но он учит детей думать над каждым словом.

Как показывает нам практика,, для формирования системы ведущих знаний, умений и навыков по орфографии в поле зрения учащихся на каждом этапе обучения необходимо постоянно держать определённую группу звуко – буквенных орфограмм, регулируемых правилами, и определённую группу звуко – буквенных орфограмм, нерегулируемых правилами, а также слов (и словосочетаний), пишущихся с прописной буквы. Упражнения с комплексными заданиями мы используем как в начале урока ( в виде «орфографических пятиминуток»), так и в конце урока ( на этапе закрепления изученного). В нашем сборнике данные упражнения помогут учащимся прочно усвоить изученный материал и сформировать навыки направленного письма, уже начиная с первого года обучения в средней школе (т. е. с 5 класса).

Можно ли давать учащимся текст с орфографическими ошибками, сопровождая заданием « Исправьте ошибки»? Такие задания мы считаем полезными, так как они формируют зрительный образ буквенного состава слова. В сборнике заданий и упражнений есть задания типа: «Из букв, входящих в слово, составьте существительные в начальной форме. Кто больше?» Эти задания имеют не только развлекательный (игровой ), но и обучающий характер, так как

1) слово, которое дано требует внимания к орфографии;

2) выполнение задания привлекает внимание к буквенному составу слов.

Разумеется, полезны для общего развития школьников, для обогащения их активного словаря и т. д. разнообразные кроссворды, которые, несомненно, воспитывают и орфографическую зоркость, внимание к буквенному составу слов. Формированию орфографической зоркости способствуют и задания на составление «лесенок». В «лесенке» можно выделить (цветом ) суффиксы, а в словах без «лесенки» обозначить все морфемы.

Полезны и задания следующего типа.

Запишите слова с двумя  л,  р,  н. При проверке заданий можно вспомнить правила, определяющие написания слов, выяснить значение некоторых слов, их происхождение. Можно предложить учащимся самим придумать задания на какие-либо правила орфографии, например, со словами

1)    Ночь, мышь, помощь;

2)    Мяч, шалаш, сторож.

Подобные задания развивают логическое мышление учащихся ( так как заставляют их устанавливать ассоциативные связи между, казалось бы, разнородными предметами и явлениями реального мира), творческие способности, стимулируют воображение и т. д. В сборник мы включили ишь некоторые  типы заданий, которые способствуют формированию орфографической зоркости.

Примерные проверочные задания

1задание Зачеркни ненужную букву

1)Н(Е,И)БЕСНЫЙ, ЦВ(Е,ИТНОЙ),ПР(Е,И)ЛЕСТНЫЙ)

2)М(А,О)ХНУТЬ), СП(А,О)СТИ, К(А,О)РМИТЬ

3)К(А,О)ЧЕЛИ, М(А,О)ЛЫШ, Л(О,А)ЖИТЬСЯ

4)Б(О,А)ЛЬШОЙ, П(О,А)ДХВАТИЛ, ОСТ(А,О)НОВКА

5)Ж(И,Ы)ЗНЬ, Ш(И,Ы)РОКИЙ, Ш(И,Ы)РИНЫ

6)СП(Е, И)ШИТ НА РАБОТУ, СП(Е,И)ШИТЕ ПРАВИЛЬНО

7)ПР(Е,И)МИРЕНИЕ, ПР(Е,И)МЕРЯТЬ КОСТЮМ

8)П(О,А)ЛАСКАТЬ К(О,А)ТЕНКА, П(О,А)ЛАСКАТЬ Б(Е,И)ЛЬЕ

9)СВ(Е,И)ЛА ГНЕЗДО, СВ(Е,И)ЛА С ТР(О,А)ПИНКИ)

10)ВЫЛ(Е,И)ЗАТЬ ИЗ НОРКИ, ПРОЛ(Е,И)ТЕТЬ,ВЫЛ(Е,И)ВАТЬ

11)УК(О,А)ЛОТЬ, ПР(О,А)ПОЛОТЬ, ЗАП(О,А)СТИСЬ

12)ОСТ(О,А)НОВКА,СП(А,О)САТЕЛЬ, Д(О,А)РОГОЙ

13)ОБ(Е,И)ЖАЛ ПЛОЩАДКУ, ОБ(Е,И)ЖАЛ ТОВАРИЩЕЙ


2 задание Вставьте нужные буквы

Б – П.? – кно_ка, сугро_, клу_бок, кор_ки, погре_ок;

В – Ф? – любо_ь, кров_, пло_, борода_ка, жира_;

Г – К? – поро_, почер_, побе_, пиро-;

Д – Т? -  бутербро_, бро_, бре_, стар_, впере_, вертоле_;

Ж – Ш.? – камы_, варе_ки, стра_, гара_, бродя_ка, пробе_ка.


3 задание Допиши шуточные двустишия, подчеркни в словах сочетания –жи-, -ши-, -чу--, -щу-

1.     В поле травы хоро…  ,                      ,

А на речке камы….

2.     Возле поля, мимо р…

Шли колючие е…  .

3.     Я руки в воду опу…

И их в воде прополо…  .

4.     Или, а зажгу све…,

Или лампочку вклю….


4 задание Спишите пословицы, вставляя на месте пропусков глаголы из скобок в форме второго лица, ед. числа,, настоящего времени; -ь- подчеркните.

 Воду, что рядом течёт, (не) -------------- (ценить).

 

Когда___________ (спешить), всегда на пути холмов много.

 

Если____________ ( любить)  меня, люби и мою собаку.

 

В каком народе _______ (жить), того и обычаев держись.

 


5 задание Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки

Воду толоч_ - вода и будет.

                                                             

Люблю  грет_ся,  да боюсь обжеч_ся.

 

Из одной хворостины трудно разжеч_  огонь.

 

Одежду (не) береч_ - порвёт_ся , дружбу (не) хранить – оборвёт_ся.

 

С малого начинай, чтоб высокого достич_.

 

Все доброхоты, а в беде помоч_  нет охоты.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!