СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение на МО воспитателей "Досуговая деятельность как средство профилактики асоциального поведения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема МО: «Воспитание социально-адаптированной личности к современным условиям через дифференциацию и индивидуализацию воспитательского процесса».

     Цель: Совершенствование работы воспитателей по развитию и воспитанию индивидуальных способностей обучающихся, посредством современных форм воспитательного взаимодействия и применения образовательных  и воспитательных технологий

 

III четверть 2020-2021 учебный год

 

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на МО воспитателей "Досуговая деятельность как средство профилактики асоциального поведения"»

Досуговая деятельность как средство

профилактики асоциального поведения



В современном российском обществе происходит переоценка ценностей, пересмотр идей, подходов в разных сферах. Отмечается отход от принципа «сначала работать – потом жить». Досуг рассматривается важным показателем качества жизни человека и определяется как время, деятельность и состояние. Время характеризует досуг с позиции продолжительности. Деятельность рассматривает совокупность занятий, которыми заполняется досуговое время. Досуг как состояние соотносится с определением самочувствия, расположения духа и настроения.

Одной из основных задач образовательных учреждений является вовлечение подростков в культурную деятельность, организацию разнообразных форм досуга и создание условий для самореализации личности. Но, к сожалению, в силу социально-экономических причин, отсутствия должного количества культурных организаций и недостаточного внимания к организации досуга детей и подростков со стороны местных органов власти, происходит развитие институциональных форм досуга и увеличение числа преступлений и правонарушений, совершенных подростками.

Досуг оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный воспитательный потенциал. Но характерной тенденцией наших дней в сфере досуга у детей и подростков, является невостребованность культурно-развивающего потенциала социокультурной сферы значительной частью подростков. Как показывает социальная практика, досуг при относительно низкой культуре его использования не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, духовно-нравственного и физического развития, развития творческих способностей, но иногда превращается в криминогенный фактор общества. Именно воспитание должно и может оказывать сегодня свое эффективное влияние на формирование у молодого поколения духовных ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих стереотипов и конкретных поступков.

Современный подросток преимущественно включен в досуговые практики потребительских, пассивных развлечений, что приводит к снижению творческой активности, самостоятельности, самодеятельности личности в сфере досуга. Досуг приобретает ярко выраженный потребительский характер и реализуется с помощью коммуникативного сервиса. Необходимо создать культурно-образовательное, одухотворенное пространство жизнедеятельности подростка в повседневной реальности, обусловливая поиск новых форм практик досуга, способствуя приданию им смысла высшей духовности.

В современном мире заметно снизилась потребность подростков использовать досуг как сферу удовлетворения своих творческих потребностей, самоутверждения, полноценного общения и реализации себя в свободное время, чаще всего сегодня досуг сводится к отдельным развлекательным мероприятиям, на которых подростки пассивно присутствуют или глобальное увлечение подростков гаджетами.

Программа воспитания в досуговой деятельности, это творческий проект, создаваемый и реализуемый в условиях образовательного учреждения. Досуг выражается прежде всего в деятельности, которая определяется внутренней личной необходимостью, системой ценностных ориентаций, потребностей и интересов с учетом социальных и культурных условий.

Каждый подросток в начале учебного года получает предложения заниматься тем, что он умеет, в чём виден его потенциал или теми видами деятельности, которые ему доступны. Это может быть кружок или клуб по интересам, концертная деятельность, спортивные секции. Например «Путешествия». Определяется желаниями участников клуба увидеть что-то новое для себя. Это путешествие в мир кино, театра, книг и музеев. «Соревнования». Предполагает спроектировать собственный спортивно-оздоровительный досуг, включая посещение секций, тренажёрной комнаты, спортивные командные игры. «Студия». Содержание формируется обращением подростка к миру культуры и искусства. «Действия и достижения». Представляет собой проектирование организации досуга детей и подростков с профессионально-деятельностной направленностью. Особое внимание необходимо уделять работе с детьми группы риска и с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Реализация проектов и проведение культурно-массовых мероприятий, непосредственно направленных на воспитание правовой культуры подрастающего поколения, на формирование позитивных жизненных установок и культурных стереотипов, которые помогают подросткам легче адаптироваться во взрослом мире. Большую роль в этом процессе играет библиотека, осуществляющая информационно-просветительскую деятельность по формированию у подрастающего поколения правовой культуры, негативного личностного отношения к совершению противоправных действий.

При планировании работы по организации подросткового досуга нужно учитывать возрастные особенности ребят. В деле переориентации подростков на творческое проведение досуга ответственность ложится на педагогов и специалистов дополнительного образования. Деятельность учреждений культуры по профилактике правонарушений и асоциальных явлений среди детей и подростков – неотъемлемая часть системной работы по профилактике отклоняющегося поведения. Одной из самых популярных форм работы учреждений культуры с подростками являются дископрограммы. Проведение тематических дископрограмм позволяет вести воспитательную работу с подростками доступными средствами, организовать досуг подростков и осуществлять контролирующую функцию.

Библиотека располагает обширными возможностями, являясь общедоступным, бесплатным и открытым учреждением. В целях профилактики зависимостей в библиотеке экспонируются выставки книг и материалов периодической печати на темы: «Узнай сегодня, чтобы жить завтра», «Пусть всегда будет завтра». Выставки периодики наглядно раскрывают проблемную тему, отличаются оригинальным оформлением и полным отражением материала. Для обучающихся проводят беседы, обзоры, устные журналы, тематические вечера, где информируют подростков о пагубности наркотической зависимости, о характере действия наркотиков, об уголовной ответственности за хранение и распространение наркотиков. Библиотекарь с воспитателем организуют просмотры тематических видеофильмов, распространяют информационные буклеты о том, где можно получить консультацию или помощь по этому вопросу. Занимаясь профилактической работой с подростками, используя педагогические знания, тесно сотрудничая с администрацией и с классными руководителями школы-интерната, они проводят просветительскую работу с родителями в рамках партнерства в социализации детей и подростков.

Взаимодействие в досуговой деятельности детей и подростков с родителями и специалистами является своеобразным обменом опытом, который осуществляется только в совместной деятельности. Проводятся творческие встречи, консультации для родителей по вопросам воспитания, чтения, в помощь воспитанию культуры семейных отношений, разрешению конфликтов.

Также для детей и подростков в сельском и городском Доме культуры и городском историческом музее проводятся тематические выставки, концерты, вечера поэзии. Подростки активно привлекаются к проведению выставок в качестве авторов. Просветительская работа музея направлена на работу с детьми и подростками в разных направлениях.

Творческая занятость детей и подростков, их активный, полезный, содержательный и интересный отдых является основой предотвращения асоциального поведения. Этому направлению следует отдать приоритет в деятельности педагогов в неурочное время. В современной ситуации подросток должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире производства, бизнеса, общественно-политической жизни, окружающей и коммуникативной среде, не потеряв при этом самоуважения, индивидуальности и способности к самовыражению. Очевидно, что позитивное социокультурное пространство формирует законопослушную личность и формы ее поведения в социуме.

Для детей с особыми потребностями особое значение имеет организация свободного времени, содержание и направленность которого во многом определяются ценностными ориентациями личности. Именно в свободное время реализуются запросы социального воспитания и существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии с детьми-инвалидами. Именно досуговая деятельность способствует социализации подростка в общество, развитию коммуникативных навыков и социальной активности ребёнка с особыми потребностями.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!