Чернобиль Алла Валентиновна,
учитель географии и биологии
МБОУ «Воробьевская средняя школа»
Сакского района Республики Крым
«Использование технологии развития критического мышления учащихся на уроках географии»
В своей лекции «Как научить мозг учиться» Татьяна Черниговская знаменитый российский психолингвист и нейробиолог, объясняет, что важно не столько пичкать ребёнка знаниями, сколько учить его правильно пользоваться мозгом. Иными словами, научите его учиться! Вот что рассказала: «Для детей очень важно начать учиться вовремя.»
«Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта», /Стандарты второго поколения/.
Решить эти задачи помогает технология развития критического мышления. Она раскрывает пред нами широкие возможности для организации коллективных форм работы. Каковы же преимущества этой системы? Новые формы и методы, которые:
облегчают процесс запоминания;
развивают логическое мышление;
учат творчески работать с текстом (делить на смысловые части, выделять главное, сравнивать, составлять систему вопросов, аргументировать свою точку зрения, оценивать ответы);
учат культуре общения, понимания, толерантности;
воспитывают самоуважение.
Согласитесь, весь этот комплекс достоинств и преимуществ может дать интересные результаты.
Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Программа предлагает разработанную систему методов и приёмов, которые позволяют активизировать предыдущий опыт, имеющийся у учеников, заинтересовать их, стимулировать вопросы, которые будут направлять поиск. Далее ученики должны работать самостоятельно, обговаривать материал в парах, небольших группах, рассказывать классу о результатах работы.
Технологическая карта урока по технологии развития критического мышления
Стадия (фаза) | Деятельность учителя. Задачи данной фазы мышления. | Деятельность учащихся | Возможные приемы и методы |
Стадия вызова | Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация обучающихся, мотивация для дальнейшей работы. | Обучающийся вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ. | Составление списка известной информации, рассказ - предположение по ключевым словам; систематизация мате-риала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д. |
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – парами – группами. |
Стадия осмысления (реализации). | Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» | Обучающийся читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации | Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «v», «+», «!», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа); – поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. |
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально - парами-группами. |
Стадия рефлексии | Вернуть обучающихся к первоначальным записям предположе-ниям, внести измене-ния, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. | Обучающиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления | –Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации; – возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; –ответы на поставленные вопросы; – организация устных и письменных круглых столов; –организация различных видов дискуссий; –написание эссе, синквейнов ; |
Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально – в парах – группах |
Приемов технологии развития критического мышления очень много. Наиболее эффективные, которые использовались мною на уроках географии:
Приём «Продвинутая лекция» (заполняется первая графа таблицы (что я знаю?), затем во время чтения лекции ученик ищет соответствия и несоответствия первоначальной информации с материалом лекции, кратко записывает новую информацию);
Прием «Корзина идей» Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме. Алгоритм работы:
1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
2. Обмен информацией в парах или группах.
3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.
4. Все сведения кратко записываются в «корзине идей», даже если они ошибочны.
5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»
При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.
Знаю (вызов) | Хочу узнать (вызов) | Узнал (реализация смысла или рефлексия) |
Работа в паре: что я знаю о теме урока? | Формулирование целей | Соотношение старой и новой информации |
Из урока географии в 5 классе:
Тема: «Как люди открывали Землю»
Учитель: Что необходимо нам с вами сделать, для того чтобы раскрыть эту тему?
Учащиеся: необходимо поставить цели урока.
1 этап - Фаза вызова
Рабочий лист №1 (работа с маркировочной таблицей)
Задачи: 1.Актуализация знаний и смыслов. Заполняя графу "3" учащиеся составляют список знаний, обсуждают их и обобщают. В процессе обсуждения могут аргументировать свою точку зрения. Учитель уточняет и обобщает их высказывания.
2.Пробуждение познавательного интереса. Заполняя графу "Хотим узнать", учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые, соответственно, порождают мотивацию к их удовлетворению.
3.Определение направления в изучении темы. Учащиеся самостоятельно ставят цели; определяют основные понятия и направления изучаемой темы, наполняя содержанием графу "X".
Учитель: Для того, чтобы определить цель урока, возьмите рабочий лист №1 -О чем говорит вам этот лист?
Учащиеся: Рабочий лист №1 представляет собой маркировочную таблицу, при помощи которой мы будим ставить и раскрывать цель урока. Итак, по ходу урока заполняем маркировочную таблицу (примерная работа учащихся)
З | Х | У |
1 Земля И ее описание | 1. кто первый начал исследовать Землю? (сообщение) | 1«Отцом географии» называют…(Эратосфена) |
2. Что такое эпоха Великих географических открытий? | 2.Что за время и почему так называется? | 2 Период с середины XI века до середины XVII века, то есть приблизительно за 200 лет, люди узнали о Земле больше, чем за всю предыдущую историю человечества. |
После заполнения 1 и 2 колонки «ЗХУ» учащиеся формулируют цели урока.
Цели: сегодня на уроке мы должны узнать: Что период «эпоха Великих географических открытий и почему так называется?
2 - этап: Фаза реализации смысла (осмысление)
1. Активное восприятие информации. Слушая сообщения одноклассников подготовленного дома и работая самостоятельно с текстом учебника § 3 учащиеся отбирают ту информацию, которая им была необходима для удовлетворения своих познавательных запросов, связанных с темой. Учащиеся открывают текст и определяют, какие вопросы они будут изучать.
2. Сопоставление нового и старого знания. По ходу работы, учащиеся могут корректировать знания в графе "3".
На основании сообщения, учащиеся делают вывод и заполняют таблицу «ЗХУ» - колонку «У»
2. Приём «Чтение с пометками «INSERT» (позволяет информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы). Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.
Маркировочные пометки:
«v» — это мне уже известно;
«+» — это новое для меня знание;
«!» — это мне очень интересно;
«?» — это не совсем понятно, надо задать вопрос учителю.
Может быть несколько вариантов пометок:
2 значка - “+” и “V”, 3 значка - “+”, “V”, “?” или 4 значка - “+”, “V”, “?”, “!”
После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки:
V” - знаю | “+” - новое | “?” - есть вопросы |
Такой приём не предполагает пассивного чтения, а позволяет вчитываться, оценивать текст, эмоционально отзываться на его содержание. После анализа текста с маркировкой учитель и учащиеся обсуждают прочитанное.
3. «Толстый и тонкий вопросы». Прием «Толстый и тонкий вопросы» известен и используется при организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких» вопросов.
4. Кластеры. Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.
Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
Из урока географии в 9 классе по теме: Пространство Северо-Запада
В начале урока учащиеся делятся собственными знаниями о Северо-Западе. Они рассказывают, что им известно о природе, культуре, исторических памятниках этого района. Используя текст § 19, а также имеющиеся знания, ученики создают кластер.
5. «Синквейн».
Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая под влиянием японской поэзии.
Дидактический синквейн основывается на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Первая строка — тема синквейна, заключающая одно слово (обычно существительное), которое обозначает объект, о котором пойдёт речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные), дающие описание признаков и свойств выбранного предмета.
Третья строка образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.
Четвёртая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объекту.
Пятая строка — одно слово — вывод, характеризующий суть объекта.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.
Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова.
В дидактических целях используется как эффективный метод развития образной речи. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Составление сиквейна - увлекательное и творческое занятие, подходящее для любого возраста. Оно развивает системное мышление и аналитические способности, учит вычленять главное и формулировать свою мысль.
Этот прием я применяю на этапе рефлексии.
Из урока географии в 6 классе по теме: Ветер
Ветер | Муссон |
Ураганный, переменчивый | Летний, зимний |
Дует, меняется, поднимается. | Освежает, бодрит, увлажняет. |
Разность в атмосферном давлении. | Бывает, опасен для человека. |
Движение | Ветер. |