СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение на ШМО «Использование технологии развития критического мышления учащихся на уроках географии»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на ШМО «Использование технологии развития критического мышления учащихся на уроках географии»»

Чернобиль Алла Валентиновна,

учитель географии и биологии

МБОУ «Воробьевская средняя школа»

Сакского района Республики Крым


«Использование технологии развития критического мышления учащихся на уроках географии»


В своей лекции «Как научить мозг учиться» Татьяна Черниговская знаменитый российский психолингвист и нейробиолог, объясняет, что важно не столько пичкать ребёнка знаниями, сколько учить его правильно пользоваться мозгом. Иными словами, научите его учиться! Вот что рассказала: «Для детей очень важно начать учиться вовремя.»

«Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта», /Стандарты второго поколения/.

Решить эти задачи помогает технология развития критического мышления. Она раскрывает пред нами широкие возможности для организации коллективных форм работы. Каковы же преимущества этой системы? Новые формы и методы, которые:

  • облегчают процесс запоминания;

  • развивают логическое мышление;

  • учат творчески работать с текстом (делить на смысловые части, выделять главное, сравнивать, составлять систему вопросов, аргументировать свою точку зрения, оценивать ответы);

  • учат культуре общения, понимания, толерантности;

  • воспитывают самоуважение.

Согласитесь, весь этот комплекс достоинств и преимуществ может дать интересные результаты.

Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения, как в плане общения, так и в плане конструирования знания, рождающегося в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.

Программа предлагает разработанную систему методов и приёмов, которые позволяют активизировать предыдущий опыт, имеющийся у учеников, заинтересовать их, стимулировать вопросы, которые будут направлять поиск. Далее ученики должны работать самостоятельно, обговаривать материал в парах, небольших группах, рассказывать классу о результатах работы.




Технологическая карта урока по технологии развития критического мышления

Стадия (фаза)

Деятельность учителя. Задачи данной фазы мышления.

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы

Стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация обучающихся, мотивация для дальнейшей работы.

Обучающийся вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.

Составление списка известной информации, рассказ - предположение по ключевым словам;
систематизация мате-риала (графическая): кластеры, таблицы;
верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – парами – группами.

Стадия осмысления (реализации).

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому»

Обучающийся читает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения:
маркировка с использованием значков «v», «+», «!», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);
– поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведется индивидуально - парами-группами.

Стадия рефлексии

Вернуть обучающихся к первоначальным записям предположе-ниям, внести измене-ния, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Обучающиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления

–Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;
– возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; –ответы на поставленные вопросы;
– организация устных и письменных круглых столов;

–организация различных видов дискуссий;
–написание эссе, синквейнов ;

Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации, работа ведется индивидуально – в парах – группах



Приемов технологии развития критического мышления очень много. Наиболее эффективные, которые использовались мною на уроках географии:

Приём «Продвинутая лекция» (заполняется первая графа таблицы (что я знаю?), затем во время чтения лекции ученик ищет соответствия и несоответствия первоначальной информации с материалом лекции, кратко записывает новую информацию);

Прием «Корзина идей» Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме. Алгоритм работы:

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в «корзине идей», даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации

Прием «Знаю – хочу узнать – узнал»

При изучении темы на стадии вызова учащимся можно предложить разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (это могут быть какие-то ассоциации, конкретные сведения, предположения). После обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока.

Знаю
(вызов)

Хочу узнать
(вызов)

Узнал (реализация смысла или рефлексия)

Работа в паре: что я знаю о теме урока?

Формулирование целей

Соотношение старой и новой информации


Из урока географии в 5 классе:

Тема: «Как люди открывали Землю»

Учитель: Что необходимо нам с вами сделать, для того чтобы раскрыть эту тему?

Учащиеся: необходимо поставить цели урока.

1 этап - Фаза вызова

Рабочий лист №1 (работа с маркировочной таблицей)

Задачи: 1.Актуализация знаний и смыслов. Заполняя графу "3" учащиеся составляют список знаний, обсуждают их и обобщают. В процессе обсуждения могут аргументировать свою точку зрения. Учитель уточняет и обобщает их высказывания.

2.Пробуждение познавательного интереса. Заполняя графу "Хотим узнать", учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые, соответственно, порождают мотивацию к их удовлетворению.

3.Определение направления в изучении темы. Учащиеся самостоятельно ставят цели; определяют основные понятия и направления изучаемой темы, наполняя содержанием графу "X".

Учитель: Для того, чтобы определить цель урока, возьмите рабочий лист №1 -О чем говорит вам этот лист?

Учащиеся: Рабочий лист №1 представляет собой маркировочную таблицу, при помощи которой мы будим ставить и раскрывать цель урока. Итак, по ходу урока заполняем маркировочную таблицу (примерная работа учащихся)

З

Х

У

1 Земля

И ее описание

1. кто первый начал исследовать Землю? (сообщение)

1«Отцом географии» называют…(Эратосфена)

2. Что такое

эпоха Великих географических открытий?

2.Что за время и почему так называется?


2 Период с середины XI века до середины XVII века, то есть приблизительно за 200 лет, люди узнали о Земле больше, чем за всю предыдущую историю человечества.


После заполнения 1 и 2 колонки «ЗХУ» учащиеся формулируют цели урока.

Цели: сегодня на уроке мы должны узнать: Что период «эпоха Великих географических открытий и почему так называется?

2 - этап: Фаза реализации смысла (осмысление)

1. Активное восприятие информации. Слушая сообщения одноклассников подготовленного дома и работая самостоятельно с текстом учебника § 3 учащиеся отбирают ту информацию, которая им была необходима для удовлетворения своих познавательных запросов, связанных с темой. Учащиеся открывают текст и определяют, какие вопросы они будут изучать.

2. Сопоставление нового и старого знания. По ходу работы, учащиеся могут корректировать знания в графе "3".

На основании сообщения, учащиеся делают вывод и заполняют таблицу «ЗХУ» - колонку «У»


2. Приём «Чтение с пометками «INSERT» (позволяет информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы). Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу.

Маркировочные пометки:

«v» — это мне уже известно;

«+» — это новое для меня знание;

«!» — это мне очень интересно;

«?» — это не совсем понятно, надо задать вопрос учителю.

Может быть несколько вариантов пометок:

2 значка - “+” и “V”, 3 значка - “+”, “V”, “?” или 4 значка - “+”, “V”, “?”, “!”

После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки:

V” - знаю

“+” - новое

“?” - есть вопросы

Такой приём не предполагает пассивного чтения, а позволяет вчитываться, оценивать текст, эмоционально отзываться на его содержание. После анализа текста с маркировкой учитель и учащиеся обсуждают прочитанное.

3. «Толстый и тонкий вопросы». Прием «Толстый и тонкий вопросы» известен и используется при организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких» вопросов.


4. Кластеры. Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.

Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Из урока географии в 9 классе по теме: Пространство Северо-Запада

В начале урока учащиеся делятся собственными знаниями о Северо-Западе. Они рассказывают, что им известно о природе, культуре, исторических памятниках этого района. Используя текст § 19, а также имеющиеся знания, ученики создают кластер.

5. «Синквейн».

Синквейн — пятистрочная стихотворная форма, возникшая под влиянием японской поэзии.

Дидактический синквейн основывается на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Первая строка — тема синквейна, заключающая одно слово (обычно существительное), которое обозначает объект, о котором пойдёт речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные), дающие описание признаков и свойств выбранного предмета.

Третья строка образована тремя глаголами, описывающими характерные действия объекта.

Четвёртая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объекту.

Пятая строка — одно слово — вывод, характеризующий суть объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно.

Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова.

В дидактических целях используется как эффективный метод развития образной речи. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Составление сиквейна - увлекательное и творческое занятие, подходящее для любого возраста. Оно развивает системное мышление и аналитические способности, учит вычленять главное и формулировать свою мысль.

Этот прием я применяю на этапе рефлексии.

Из урока географии в 6 классе по теме: Ветер

Ветер

Муссон

Ураганный, переменчивый

Летний, зимний

Дует, меняется, поднимается.

Освежает, бодрит, увлажняет.

Разность в атмосферном давлении.

Бывает, опасен для человека.

Движение

Ветер.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!