| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
| | ПРОВЕРИЛ ________/_________/ «___»_________20___г. |
Сообщение на тему:
«Школьная дезадаптация»
Выполнила:
cтудентка Ш-21 группы
Самарина Валентина
Ейск, 2022г
Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Следствием школьной дезадаптации является не успешное прохождение адаптации к школьным условиям ребенком. Причин, которые этому служат много. Более частые – это недостаточная подготовка к школьным условиям, недостаточно знаний, не способность подстроиться под темп программы, низкий уровень развития функциональных способностей познавательных процессов, недостаточный контроль своего поведения, заниженная или завышенная самооценка у ребенка, психические заболевания, соматическое неблагополучие, психопатия и акцентуация личности.
В дезадаптации выделяют три степени. Легкая – при данной степени дезадаптации у первоклассников трудности могут затянуться до конца первой четверти. Среднетяжелая - трудности затягиваются до Нового года. Тяжелая – при данной степени трудности могут затягиваться до конца учебного года.
Признаки, по которым можно определить дезадаптивного ребенка: негативизм; нет взаимопонимания с учителем, родителями и сверстниками; склонность к прогуливанию школьных занятий; повышенная возбудимость, агрессия.
Если не проводить профилактику школьной дезадаптации и оставлять детей с ней, это в дальнейшем так же отрицательном скажется на ребенке. У него будут постоянные конфликты с окружающими его людьми. В дальнейшем перестают общаться со сверстниками, могут стать изгоями, становятся асоциальными. Возможны психогенные расстройства.
Р.В.Овчарова под профилактикой понимает систему предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, фактов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей.
Профилактика школьной дезадаптации – это предупредительные меры по образованию неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе, которые проявляются в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Профилактика сможет не только повысить уровень успеваемости, но и помочь в формировании полноценной личности ребенка. Успех профилактики лежит в ее своевременности. Она может проводиться при участии педагогов, психологов и логопедов, обязательно взаимодействую с родителями. Первое что они делают это предупреждение, далее своевременная диагностика, а затем уже ее коррекция.
Исходя из стадии развития проблемы, профилактика разделяется на три типа: первичная, вторичная, третичная.
У младших школьников ведущей деятельностью становится учебная. Игровая деятельность становится вспомогательной, но всё так, же важной для ребенка. Целью игры является создание условий для успешной адаптации ребенка в макромире, для коррекции и развитии личности. Для достижения этих целей на уроке либо во внеурочное время можно использовать игры: сюжетные, ролевые, театрализованные, подвижные, конструктивные, дидактические.
Профилактику школьной дезадаптации можно проводить в процессе игровой деятельности. Так как под дезадаптацией понимается нарушение психических процессов ученика, их недоразвитие, наблюдается плохое усвоение учебного плана, конфликты со сверстниками, отклонения в поведении, эмоциональный дискомфорт. А в младшем школьном возрасте через игру можно обучать, развивать, корректировать. Игра может у ребенка раскрыть его возможности, которые он не реализует в обыденной жизни. Она способствует развитию у ребенка коммуникативных отношений, так как в игре легко и незаметно дети начинают общаться между собой. Игра так же формирует и познавательные процессы, речь, произвольное поведение, развивает воображение. С помощью игровой деятельности ребенок, может развивать в себе какие либо качества, испытывать разные чувства, которые он не испытывает в повседневной жизни. Она играет роль в формировании всех сторон психической жизни младших школьников.