СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение на тему: «Хохломская роспись»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему: «Хохломская роспись»»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»



















Сообщение на тему «Хохломская роспись»












Выполнила:

студентка Ш-31 группы

Малышевская Диана











Ейск, 2022г.

Ремесло появилось в небольших селениях и деревнях Заволжья. Хохлом принято было называть место сбыта ручных изделий, расписанных умельцами. Отсюда и появилось название росписи. Для промысла свойственна особенность, отличающая его от других типов искусства: хохлома предполагает проведение золочения, после чего осуществляется декорирование всевозможными орнаментами. Мастера в процессе работы применяли своеобразную манеру «свободной кисти». Так, одновременно выполнялась фоновая роспись с последующим нанесением верховой композиции.
Город Хохлома расположен в Нижегородской области. Раньше на левом побережье Волги находилось множество селений, коренные жители которых специализировались на росписи деревянных изделий. В центр рукотворные предметы свозились из других поселений: Шабаши; Глибино; Хрящи.

Ученые склоняются к версии, что окрашивание предметов «под золото» связано с заволжскими старообрядцами. Они жили обособлено и расселялись на удаленных лесных территориях, изолированных от остальных людей. Среди представителей старой веры выделялись талантливые живописцы. Они кистевым тонким изображением писали иконы, отделывали книги.

В целом жители Заволжья были настоящими умельцами, смогли освоить и совершенствовать резьбу по дереву, токарное дело. Совмещение этих направлений, возможно, и положило начало росписи. Об этом следует упомянуть в реферате или рассказе, сообщении на тему хохломы.

Если давать общую характеристику, то промысел сохранил в себе и передал безупречные линии, создаваемые заволжскими умельцами, вычурность иконописцев. Все это логично сочеталось с классическими формами и шикарной презентацией.

Существует несколько преданий, связанных с появлением росписи. Одна легенда связана с иконописцем Андреем Лоскутом, который уехал из столицы, когда начались реформы патриарха. Он поселился в глухом лесу и продолжал рисовать иконы по привычной и уже ставшей традиционной методике. В скором времени патриарх узнал о беглеце, который не только продолжил рисовать лики святых, но и обучал этому ремеслу местное население. С целью недопущения публичного наказания Лоскута собственноручно сжег себя. Перед этим он просил учеников сохранить уникальное искусство.

Другое повествование указывает, что в удалении от общества жил неизвестный умелец, который работал над изделиями с богатым декором. Он часто приносил свои работы в находящиеся неподалеку деревни. Слухи о небывалом мастерстве дошли до самого царя. Он приказал подчиненным отыскать «хохломиста» и доставить его в палаты. Но мастер скрылся в лесу, так и не сдавшись государевым опричникам.

Классические предметы выглядят изящно и привлекательно. Непонятно до сих пор, как умельцы, имея минимальный набор красящих компонентов, могли создавать уникальную роспись. При наличии скудной палитры на деревянные изделия наносили уникальные узоры, соединяющиеся в причудливые композиции. Применение специальной золотистой основы придавало шик и роскошь, в результате получалась удивительная фактура. Яркий оттенок выступал фоном или же использовался для нанесения центральных деталей. Обязательно наличие красного и черного цвета. Многогранность и глубина готового орнамента обеспечивалась вкраплением в композицию охры или белого тона. В исключительных случаях хохлома создавалась на красной, оранжевой, изумрудной или бирюзовой основе. Главная задача заключалась в том, что сочетающиеся между собой цвета должны выражать идею мастера через сложную игру между разными мазками.

Нарисовать хохлому в 5 классе будет несложно, если детально изучить основы ее нанесения.
Промысел предполагает наличие фонового и верхового письма. В последнем случае орнамент наносится на золотистый фон, он представлен белыми, красными и черными цветами. Через хохломскую роспись с уникальной подачей раскрывается настоящая русская душа. Она демонстрирует наивное и слегка романтичное восприятие реальности целой нацией. Небывалые шедевры из насыщенных оттенков и весьма деликатных мазков представлены колосками, травинками, элементами натюрмортов. Природные узоры раскрываются особенными мотивами «под осоку». В старинном варианте присутствуют на серебряной основе: специальные мазки; завитки; небольшие по размеру ягоды; колоски.

Начиная с середины XIX века искусство стало известно на просторах заграничных государств. Во Франции в 1889 году была организована целая выставка, после которой хохломское мастерство распространилось на все континенты планеты. Предметы русских умельцев стали встречаться на рынках Западной Европы, Китая, Индии. Популярность изделий, изготовленных заволжскими мастерами, способствовала развитию отрасли. Ассортимент в скором времени значительно расширился: вслед за чашками и ложками стали появляться кружки, бокалы, шкатулки, бочонки. На Западе большое распространение получили братины, выполненные в виде огромных посудин наподобие ладьи, дополненных дюжиной ковшиков. Такие предметы обычно применялись на массовых пиршествах.

В русской культуре старинный народный промысел занимает отдельную нишу. Характерный символ хохломской росписи — Жар-птица в огненном исполнении. В течение нескольких веков искусство только совершенствовалось. Причудливые узоры с растительными переплетениями полюбились в России, они широко известны далеко за ее пределами. В кратком тексте сочинения или сообщения про хохлому к школьному уроку стоит обозначить основные особенности искусства. Важным станет описание подготовки предметов для дальнейшей росписи.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!