Как организовать самостоятельную работу всех учащихся?
Для этой цели в АСО применяют многоуровневые задания с адаптацией, объём и трудность которых увеличивают от уровня к уровню. Так же используются приёмы контроля и самоконтроля. Самостоятельная работа проводится преимущественно в парах. В каждый момент такой работы половина учащихся говорит, половина контролирует. В рамках АСО устная самостоятельная работа учащихся на уроке ведётся с использованием трёх видов пар: статической, динамической и вариационной.
Статическая пара-совместно работают учащиеся, сидящие за одной партой.
Динамическая пара-малая группа из 4 человек. Для работы объединяются учащиеся, сидящие за соседними партами. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнёров.
Вариационная пара- малая группа из 4 человек. Каждый работает то с одним, то с другим партнёром. При этом происходит обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом группы.
В статической паре работа ведётся в режиме "взаимообучение"; "взаимоконтроль".
В динамической паре работа ведётся в режиме "коллективного взаимодействия".
В вариационной паре ведётся в режиме "обработка разнообразных материалов".
Индивидуальная работа учителя на уроке заключается в сотрудничестве учителя с каждым учеником: настрой, помощь, совет, поощрение; "во включенном" контроле, в ходе которого определяет степень самостоятельности учащихся, смотрит, как они осуществляют взаимоконтроль, как помогают товарищу, не проявляют ли излишней строгости, выставляя оценки за этот этап работы; в "отключенном контроле", который предполагает работу учителя с учеником по материалам дифференцированным для индивидуальной работы с каждым учеником, главной задачей учителя прежде всего является, перестройка привычной структуры урока так, чтобы каждая минута рабочего времени каждого ученика была занята активной деятельностью, общением учащихся друг с другом, овладением приёмами самостоятельной работы.
Поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Должны не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Мы должны стремиться к тому, чтобы из пассивного слушателя ученик превратился в самостоятельную, критически мыслящую личность.
Что такое АСО?
Это принципиально новая модель организации обучения. В условиях АСО обучение - это обучение приёмам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приёмам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свёрнутом виде. Умение самостоятельно работать - это то, чему ученик должен научиться в школе. Основным признаком АСО является резкое увеличение времени самостоятельной работы на уроке, это не только сообщение новой информации, умение добывать знания, иметь и доказывать свое мнение, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. Умение самостоятельно работать- это то, чему ученик должен научиться в школе. Основным признаком АСО является резкое увеличение самостоятельной работы на уроке, и как следствие этого, нормализация загруженности учащихся домашней работой.
В чем значимость АСО:
Повышает качества образования;
Формирует целостную систему универсальных знаний и умений, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся;
Обеспечивает право каждого ученика на индивидуальное развитие, которое не противоречит его природным возможностям, склонностям, интересам и создать хорошие условия для обучения, развития, здоровья ученика с разными возможностями – это и есть адаптивность;
На адаптивном уроке интегрируются несколько технологий. Но особое внимание обращаю на такие технологии, как развивающее и дифференцированное обучение,технология деятельностного метода, методики коллективных способов обучения, информационно-коммуникационные технологии. Все эти технологии помогают грамотно организовать учебно-познавательную деятельность обучающихся и являются здоровьесберегающими.
Работа учителя на уроке:
Осуществление отключенного и включенного контроля;
Участие в работе групп в роле консультанта;
Осуществление индивидуальной работы с отдельными учащимися во время их самостоятельной работы;
Учитель не может вслух оценивать, давать эмоциональную оценку работе детей.
Работа детей:
Самостоятельное изучение материала;
Выполнение заданий, работа в режиме "самоконтроль", "взаимоконтроль", "комплексное взаимодействие".
Критерии эффективности адаптивного урока:
Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока, принцип деятельностного подхода является ведущим в развитии обучающегося, нужно планировать деятельность каждого ученика на разных этапах урока. Учитель планирует не только собственную деятельность, но и деятельность ученика, начиная с совместного вывода темы и целеполагания.
Обеспечение эмоциональной сопричастности обучающегося к собственной деятельности и деятельности других.
«Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи, то это способствует включению мотивационных центров», - писал педагог-психолог Л.С. Выготский.
Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке. Мотивация связана с поддержанием интереса к изучению материала. Существуют различные методы мотивации, которые в обязательном порядке нужно использовать на современном адаптивном уроке в начальных классах:
эмоциональные (поощрение, учебно-познавательные игры, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания,создание ярких наглядно-образных представлений);
познавательные (опора на жизненный опыт, создание проблемной ситуации, выполнение творческих и развивающих заданий);
волевые (предъявление учебных требований, информация об обязательных результатах обучения, самооценка своей деятельности, коррекция, рефлексия);
социальные (взаимопомощь, сотрудничество, заинтересованность результатами коллективной работы, взаимопроверка).
Обеспечение самоконтроля в процессе деятельности в течение всего урока.
Ученик отслеживает свои результаты или с помощью учителя оценивает их.