СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение на тему: «Творческие задания на уроках и во внеурочное время»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если ученик не научился в школе творить, то в жизни он будет только подражать, копировать. (Л.Н. Толстой)

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на тему: «Творческие задания на уроках и во внеурочное время»»

МБОУ «Растегаевская ОШ»

































Сообщение на тему:

«Творческие задания на уроках и во внеурочное время»





Подготовила: учитель математики Филюк О.В.












2023





Если ученик в школе не научился творить,

то в жизни он будет только подражать, копировать

Л.Н. Толстой

Задача педагога - организовать педагогический процесс таким образом, чтобы у учащегося, повышался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась самостоятельность в работе. Чтобы в процессе обучения учащиеся не только овладевали установленной системой научных знаний, получали и отрабатывали учебные умения и навыки, но и развивали свои познавательные способности, накапливали опыт творческой деятельности, развивали творческое воображение.

Развитие творческой потенции ученика можно только при непосредственном включении его в творческую деятельность. Никакой рассказ о творческой деятельности других людей и даже показ её не может научить творчеству.

Быстрота мысли, сообразительность, способность с ходу схватывать основное, сокращать рассуждения, последовательность соответствующих действий, раскрывать связи и отношения между различными математическими понятиями, характеризуют ученика с богатым опытом творческой деятельности. Такие учащиеся проявляют творческую самостоятельность, они выполняют задания не только по готовым образцам, по аналогии, а вносят в этот процесс что-то новое. Пользуются более совершенными методами решения поставленных вопросов, высказывают новые стороны изучаемых явлений и т. Д

Реальная творческая деятельность и творчество учащихся в учебном процессе – несколько разные вещи, поскольку последних творчеству всё-таки обучают. Поэтому в процессе творческой деятельности учащемуся может оказываться определенная помощь, например, через предъявление ему определённых эвристических предписаний. Осуществление таких предписаний может быть реализовано через творческие задания на уроках математики, через совместную деятельность педагога и учащихся. С дидактической точки зрения творческие задания представляют собой логически взаимосвязанные с друг другом задания, которые предлагаются учащимся в определенной последовательности, от простого к сложному. По моему мнению творческие задания должны включать обязательный элемент тренинга и элемент новизны.

Итак, под творческим заданием мы понимаем вид учебной деятельности, в которой учащиеся при непосредственном участии педагога целенаправленно усваивают знания, приобретают умения и навыки, которые в свою очередь используются в создании нового, посредством комбинации прошлого опыта.

Применение творческих заданий на уроках математики способствует формированию убеждённости учащихся в том, что они не только успешно усваивают теоретический курс математики, но и сами создают нечто новое, несущее учебную нагрузку.

Определим место творческих заданий в целостном педагогическом процессе, в частности на уроках математики:

  1. организация выполнения творческих заданий должна соответствовать основным целям и задачам обучения;

  2. творческие задания должны сочетаться с другими видами учебной деятельности учащихся на уроке;

  3. необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, уровень их подготовки, их интересы и склонности, а также уровень самостоятельности;

  4. необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и влияние переходного периода на развитие воображения;

  5. работа по выполнению творческих заданий на уроке математики может быть различной длительности по времени (от 5 минут до 45 минут);

  6. отличительной и главной чертой творческих заданий на уроке должен являться уровень новизны, так же актуализация прошлого опыта;

  7. творческие задания позволяют самим ученикам дифференцированно подходить к их выполнению в соответствии со своими умениями и навыками;

  8. на первоначальном этапе применения творческих заданий учитывать желание учащихся, их мотивы;

  9. оценка выполнения творческих заданий должна желательно носить позитивный характер.

. Среди регулярно применяемых нами заданий выделим следующие:

  • составление учащимися задач по изученным темам программы с определённой целевой установкой на их содержание - экологическое, нравственное, связанное с местными проблемами и пр. (тем более, это важно в связи с тем, что содержание имеющихся в учебниках задач не всегда соответствует жизненным реалиям);

  • сочинение сказок, рассказов по изученным разделам программы, что в методическом аспекте помогает решать и задачи целостного обобщения пройденной темы;

  • сочинение стихотворений на изученное правило или закон;

  • творческие практические задачи на геометрический материал программы (придумывание фигур, названий фигурам, составление рассказов и сказок по графикам и диаграммам, как из учебных пособий, так и самостоятельно изображённым) и др.;

  • написание сочинений по математике – высшая форма письменной работы, которая отражает опыт учащихся, их умение наблюдать, видеть, представлять, систематизировать, ясно излагать свои мысли, фантазировать

Как же, не перегружая учебный план, реализовать выполнение этих заданий в системе? Основную часть творческих заданий мы предлагали классу для домашнего выполнения, причём в подавляющем числе случаев по желанию. После чего результаты творческих заданий просматриваются учителем, анализируются школьниками, из них отбираются лучшие, которые в дальнейшем предлагаются учащимся параллельных классов. Хочется отметить высокий интерес учащихся к задачам, которые составили дети из других классов.

В течение учебного года проводились конкурсы на включение рассказов, задач, сказок и других продуктов творческой деятельности в самодельный сборник, который эффективно далее использовался в целостном педагогическом процессе (во внеклассной работе по предмету, на родительских собраниях, в школьных математических олимпиадах, в учебном процессе последующих классов).

Следует отметить, что если в начале нашей работы творческие задания выполнялись около трети учащихся класса, то в дальнейшем это число возрастает почти вдвое, причём активное участие в такой творческой работе принимают и слабоуспевающие ученики. Как видим, резко повышается мотивация творческой познавательной деятельности. На заключительных этапах работы почти все учащиеся класса активно подключаются к творческой деятельности.

Также следует отметить, что часть заданий выполнялась непосредственно на самом уроке, на самых различных его этапах:

  1. это ряд заданий, выполняемых устно;

  2. задания на повторение учебного материала;

  3. задания при объяснении нового материала;

  4. задания на выработку алгоритма действий, выработку умений и навыков, на закрепление знаний;

  5. задания для самостоятельных работ творческого характера;

  6. задания с игровыми моментами.

Рассмотрим виды творческих заданий:

  1. творческие задания, несущие новую информацию для учащихся;

  2. творческие задания, знакомящие учащихся с новым для них методом решения;

  3. творческие задания, в которых происходит создание нового;

(самостоятельное составление задач, примеров и пр. оригинального содержания, аналогичных ранее решенным задачам);

  1. творческие задания, которые могут быть выполнены разными способами;

  2. творческие задания на нахождение закономерностей и составление своих закономерностей;

  3. творческие задания, которые подразумевают организацию практической познавательной деятельности: нарисовать, составить, разрезать, зашифровать, начертить, заполнить таблицу и др.;

  4. творческие задания занимательного характера, на смекалку;

  5. творческие задания, содержащие игровой момент;

  6. творческие задания с элементами тренинга;

  7. творческие домашние задания.

Проводить весь учебный процесс, на уроке только используя задания творческого характера невозможно, необходимо чередовать творческую деятельность с деятельностью алгоритмической, стереотипной. В связи с этим в творческих заданиях предусмотрены тренинги, которые способствуют многократному повторению заданий одного типа для лучшего закрепления материала и быстрой наработки навыка.

Элементы тренинга в творческих заданиях включены с учётом следующих требований: от простого к сложному. Главное же в заданиях-тренингах – это наличие творческого элемента. На заключительном этапе тренинга ученику предлагается придумать аналогичное задание и решить его. Например: придумать число, привести свой пример по изученной теме, составить задачу определённого содержания (со сказочным или фантастическим сюжетом, экологическим или историческим и т.д.). Далее - составить свою цепочку примеров “лесенку”, “ромашку” и т.д., придумать свою закономерность и другое.

Например, рассмотрим задания из темы “ Признаки делимости” 6 класс.

На 4 делятся числа, которые оканчиваются двумя нулями или у которых две последние цифры составляют число, делящееся на 4.

189512 делится нацело на 4, т.к. две последние цифры составляют число 12. Ответь на вопросы:

а) делятся ли на 4 числа и почему: 315668; 109814748; 400044014,578600?

б) будут ли делиться на 4 числа, если вместо * поставить любые цифры?

**32; **76; **16; **70; **48; **61; **50; **20?Объясните свой ответ.

в) придумайте свои многозначные числа, которые будут делиться на 4.

Мы видим на этом примере, как творческое задание в комплексе решает ряд обозначенных ранее проблем. Происходит обновление ранее усвоенных знаний, т.к. задание несёт новую информацию для учащихся, в то же время основывается на имеющихся знаниях, умениях и навыках (признаки делимости на 2, на5, на 10,на 3, на 9 и др.). Мы видим также тренинг с наличием нового элемента - деление на 4.

Проанализируем в качестве примера ещё одно задание по теме “ Разложение числа на простые множители” 6 класс.

Простая ромашка”.

а) Запишите простые числа в лепестках ромашки так, чтобы произведение всех этих чисел равнялось 240.

б) Нарисуйте “ простую ромашку” для числа 144. Сколько у неё будет лепестков?

в) Можно ли нарисовать “ простую ромашку” для числа 47? Обоснуйте ответ.

г) Выберите какое-нибудь своё число, нарисуйте для него “ простую ромашку”, если это возможно.

Мы видим, что это задание носит характер занимательности. В ходе урока это задание можно обыграть. Этапы а), б), в) можно использовать в ходе небольшого соревновательного момента на уроке. В зависимости от целей и задач урока задание “ простая ромашка” может быть использована как на повторении, на закреплении, так и в домашнем задании.

На наш взгляд, творческие задания могут с успехом использоваться для решения целой группы задач в педагогическом процессе: образовательных, развивающих, воспитывающих. Таких как развитие познавательных процессов личности школьника; развитие эмоционально – волевой сферы учащихся; воспитание интереса; развитие мотивационной сферы учащихся; развитие коммуникативных умений и др.

Более подробно остановимся на заданиях, в которых требуется создать нечто новое. В нашем случае это составление задач. Составление задач учащимися имеет большое значение не только для проверки усвоенных ими знаний, но также способствует развитию творческой активности учащихся. Умение учащихся критически подходить к условию задания, анализировать данные в условии задания и отношения между ними является одной из черт творческой активности. Составление задачи требует от ученика актуализации образов прошлого опыта, применения ранее полученных знаний, умений и навыков в иных связях и отношениях.

Вначале учащиеся выполняют на уроках серию задач по определённой теме, причём с нарастанием сложности (8–10 мин.). Также предусмотрены задачи с разнообразным интересным и занимательным содержанием, чтобы стимулировать более разнообразный выбор темы при составлении новой задачи.

Тематика задач в дальнейшем сильно расширяется. У отдельных учащихся задачи отличается оригинальностью, многообразием образов, необычностью сюжетов, более связаны с жизнью, интересами подростков, их чувствами и межличностными отношениями, всё чаще в них присутствует юмор.

Составление задач возможно

  • по краткой записи

  • по формулам и уравнениям

  • по указанной зависимости между величинами составляемой задачи

  • по задаче аналогичной решенной в классе

  • по числовым данным, собираемыми самими учащимися

  • составление задачи путем видоизменения данной, решенной в классе

  • составление задачи на применение изученной теории в ситуациях, максимально близких к окружающей ученика жизни

  • составление задачи на применение изученной теории в ситуациях далеких от окружающей ученика жизни (фантастический, сказочный сюжет)

  • по графикам и диаграммам

  • составление задачи, обратной данной

  • составление задачи, продолжающей данную задачу

  • по заданному вопросу

Приведем примеры задач, которые придумали учащиеся 6 классов.

  1. У Максима была коллекция значков 99 штук. 30% этих значков он подарил своей сестренке Вере. Сколько значков подарил он Вере? Сколько значков у него осталось у Максима?

  2. Раньше в Аквапарке было 15 горок. На следующий год стало 25 горок. На сколько % увеличилось количество горок?

  3. Велосипед стоит 2500 руб., а самокат на 30% дешевле. Сколько стоит самокат? У Буратино было 45 воздушных шариков. Он их приготовил на праздник. Стал надувать шары и проткнул 13% своим острым носом. Сколько осталось шаров у незадачливого Буратино? 

Обязательно предусмотрены задания на составление задач, сочинение сказок, рассказов, составление законов, математических игр. Итогом работы по четвертям являются творческие задания, которые учащиеся выполняют самостоятельно дома в каникулярное время. Они выполняют это задание на альбомных листах в виде авторского сборника творческих заданий, красочно, с рисунками. Виды творческих заданий учащиеся выбирают сами по желанию, кому, что больше нравится.

Примерные творческие задания за 1 полугодие(6 класс):

  1. Если ты представляешь себя сказочником, то сочини сказку “Из жизни дробей”.

  2. Если ты любишь сочинять стихи, то придумай стихи на изученные правила, свойства, законы.

  3. Если тебе нравиться придумывать задачи, то составь задачи оригинального содержания на любую изученную тему. Количество задач не ограничено и не регламентируется.

  4. Если ты просто любишь рисовать, то нарисовать картину “игры с закономерностями” (использовать кошек, человечков, домики, квадраты и др.) тебе не составит труда.

  5. Если ты любишь играть, то придумай математическую игру с дробями.

  6. Составь кроссворд по теме “Дробные числа”.

  7. И, наконец, напиши математическое сочинение по одной из предложенных тем: “История дроби”, “Как дроби помогают человеку”, “Мои любимые задачи”, “Математические забавы с дробями”.

Инструкция учителя: выберите на свое усмотрение такие виды творческих заданий, которые вам понравились и выполните их. Можно предложить что-нибудь свое оригинальное.

На наш взгляд составление задач учащимися по различным темам курса математики наиболее продуктивно способствует развитию творческого воображения, так как они в процессе составления задач создают нечто новое.

Таким образом, применение творческих заданий в целостном педагогическом процессе реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной творческой работы, владеющего способами целенаправленной интеллектуальной деятельности.

Как же, не перегружая учебный план, реализовать выполнение этих заданий в системе? Основную часть творческих заданий мы предлагали классу для домашнего выполнения, причём в подавляющем числе случаев по желанию. После чего результаты творческих заданий просматриваются учителем, анализируются школьниками, из них отбираются лучшие, которые в дальнейшем предлагаются учащимся параллельных классов. Хочется отметить высокий интерес учащихся к задачам, которые составили дети из других классов

Отдельно остановимся на использовании игровых технологий.

Я считаю, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при устном счете:

- математический лабиринт,

- магические квадраты,

- элементы судоку,

- кроссворды,

- ребусы,

- головоломки и др.

При закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения. Так же мною разработаны викторины, часы занимательной математики, факультативы. Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков. Игровые технологии находят также широкое применение во внеклассной работе.

 Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, то формирование личности этого школьника будет отличаться от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повторения сказанного учителем. "Не накормить голодного рыбой, а научить ловить ее!" Цель любого преподавателя - организовать обучающий процесс так, чтобы дать ученику возможность и мотив самостоятельной исследовательской работы! А вот задача ученика - использовать этот тактический шаг таким образом, чтобы самому прийти к истине!

Развитие творческого мышления формирует у ребят осознанность умственных действий, а это – путь к развитию высокой интеллектуальной активности обучаемых.   Учитель, развивая творческий потенциал школьников, тем самым развивает и свои творческие способности.

  1. Не стандартные уроки

  1. Урок физики - Урок повторение и обобщение по физике "Физика в сказках, пословицах, поговорках («Взаимодействие тел»)

Весь урок наполнен творческими заданиями прослеживающими связь физики, математики и литературы

А) Задание «Сказочный эксперимент»

Сейчас вы будете работать в парах. У вас на столах есть предметы, о которых говорится в сказках (клубок, зеркало, яблоко). А так же динамометры. Определите при помощи динамометра силу тяжести, действующую на предметы, запишите и сравните.

Б) Домашнее задание. «Старая сказка на новый лад»

Придумайте сказку, где героями являются три сказочных героя и один физический прибор. Например:

-Золотая Рыбка, Старик, Старуха, весы

-Дюймовочка, Крот, Ласточка, измерительная линейка.

-Сестрица Аленушка, братец Иванушка, Баба Яга, термометр.

-Емеля, царевна Несмеяна, Полкан, динамометр.

Учебных задания на развитие памяти.

    1. Воспроизведите основные термины сегодняшнего урока.

( механическое движение, относительность, траектория, пройденный путь)

2. На доске написаны буквенные обозначения физических величин. Составьте из них как можно больше формул. (V, t, a, m, S, b, c, g, F, ƿ)

3. Учитель читает ряд произвольных слов, среди которых «закопаны» термины , относящиеся к разделу «Строение вещества». Выберите их. (природа, атом, тело, физика, поле, опыт, гроза, наблюдение, молекула, объем, сохраняют форму )

4. «Отыщи ошибку».

Сила — это физическая скалярная величина. Она измеряется в Н. Прибор для измерения силы называется барометром. Сила является мерой сравнения тел.

5. Реши анаграмму. «Физические величины и термины»

лиса

сила

кортев

вектор

табора

работа

акулемол

молекула

соркость

скорость

сасам

масса

Тостплонь

плотность

тупь

путь



Учебные задания на развитие внимания.

1. «Найди лишнее» (на выполнение задания дается 1 минута)

А) часы, ветер, мензурка, термометр

Б) гроза, тает снег, масса, эхо, радуга

В) метр, путь, килограмм, ньютон

С) масса, плотность, скорость, инерция

2. Физический диктант. «Первоначальные сведения о строении вещества»

А.Закончите предложение:

При нагревании объём тела …

Б).Верно ли, что:

Диффузия происходит только в жидкостях? (да или нет)

В).Найди ошибку:

Молекула вещества – это наибольшая частица данного вещества

С).О каком состоянии вещества идёт речь?

Легко меняет свою форму, но сохраняет объём ( твёрдое, жидкое или газообразное – нужное подчеркнуть)

Д). Найди лишнее слово:

Ручка, стол, книга, алюминий, самолёт, стул (лишнее зачеркнуть)

3.

1.Закончите предложение:

При охлаждении объём тела …

2.Верно ли, что:

Диффузия происходит только в газах? (да или нет)

3.Найди ошибку:

Твёрдое тело не имеет собственную форму и объём (зачеркни неверное слово и напиши верное)

4.О каком состоянии вещества идёт речь?

Не имеет собственной формы и постоянного объёма, принимает форму сосуда и полностью заполняет предоставленный объём ( твёрдое, жидкое или газообразное – нужное подчеркнуть)

5.Найди лишнее слово:

Алюминий, железо, золотая монета, древесина, олово, серебро (лишнее зачеркнуть)

4. «Перепутанные линии».

V

кг/м3

m

м/с

S

Н

F

кг

g

м3

ƥ

м/с2

V

м

  1. Найди ошибки в тексте. Все вещества состоят из мельчайших частиц — атомов. Атомы в свою очередь состоят из молекул. Между частицами существуют расстояния.



Учебные задания для развития мышления.

  1. На обыкновенных чашечных весах лежат: на одной чашке - булыжник, м= 2 кг, на другой - железная гиря, массой так же 2 кг. Весы осторожно опустили под воду. Остались ли чашки в равновесии?

Ответ: Каждое тело, если погрузить его в воду, становится легче: оно "теряет" в своем весе столько, сколько весит вытесненная им вода. Булыжник весом в 2 кг занимает больший объем, чем 2-х килограммовая железная гиря, потому, что материал камня легче железа. Значит, булыжник вытеснит больший объем воды, нежели гиря, и по закону Архимеда потеряет в воде больше веса, чем гиря. Следовательно, весы под водой наклонятся в сторону гири.

  1. Имеется обычный стакан вместимостью 200 грамм, полностью заполненный горохом. Теперь представьте, что все эти горошины выложены вплотную одна к другой в один ряд. Как Вы считаете, какой примерно длины будет этот ряд?

Ответ: Средний диаметр горошины составляет около 5 мм. В одном кубическом сантиметре сможет уместиться до 8 горошин, следовательно, в стакане на 200 грамм (200 куб. сантиметров) сможет уместиться 200х8=1600 горошин. Таким образом, длина ряда будет равна 5х1600=8000мм или 8 метров. Причем с уменьшением диаметра горошин, длина ряда буде увеличиваться!


  1. Р асшифровать график и составить задачу . На доске два графика: зависимость скорости от времени и зависимость пути от времени.

V m\c S, m







t, c t,c



  1. Практическая работа. Изготовить измерительный цилиндр. Оборудование: стеклянный сосуд, или стакан V = 200 мл, линейка.





  1. На чашах весов чугунные и сосновые бруски. Весы уравновешены. Нарушится ли равновесие, если весы вместе с брусками поместить в воду.

Учебные задания для развития воображения.

1.«Лягушка-путешественница» Тут уж лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи: - Это я! Я! И с этим криком она полетела вверх тормашками на землю. Утки громко закричали; одна из них хотела подхватить бедную спутницу на лету, но промахнулась. Лягушка, дрыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше, что было для нее большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни. ? Почему лягушка упала дальше пруда? Ответ: Инерция

  1. Сочините сказку. Сказка об Архимедовой силе «Закружило, завертело все вокруг и появилась неведомая сила, которая начала поднимать некоторые пузырьки вверх»

  2. «Репка» (русская сказка) « Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, Кошка за Жучку, Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку – Тянут – потянут – И вытянули репку». ? Какие силы действовали на репку? Ответ: на репку действовали силы: сила тяжести репки, сила трения покоя и суммарная сила тяги всех героев.

  3. Изобразите расположение молекул в твердых, жидких и газообразных телах. ( в твердых телах взявшись за руки образуют круг или правильную форму, в жидкостях расстояние чуть больше и временами меняются местами, в газах — далеко друг от друга и беспорядочно двигаются)

  4. Создать модель фонтана в домашних условиях.


Учебные задания для развития восприятия.

1.«Сказка о царе Салтане»

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны плещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Вопрос: Какое физическое явление описано?

2.Обясните физический смысл пословиц

Не подмажешь, не поедешь.

Брошенный вверх камень на твою же голову упадет.

Утка в воде не намокнет.

Что кругло, легко катится.

Неподвижная арба не пойдет.

3. «Давление газов. Атмосферное давление» :

«Айболит»

…И горы перед ним на пути,

И он по горам начинает ползти.

А горы все выше, а горы все круче,

А горы уходят под самые тучи!

«О, если я не дойду,

Если в пути пропаду, что станется с ними, с больными,

С моими зверями лесными?»

Вопрос: О каких физических процессах идет речь?

  1. При итоговом повторении темы «Атмосферное давление ».

Викторина «Влияние атмосферного давления на погоду». Разгадать загадку и объяснить, при каком атмосферном давлении (по отношению к нормальному) происходит то или иное природное явление.

Физическая викторина.

1. Заря – заряница, красная девица,

врата запирала, по полю гуляла, ключи потеряла; месяц видел, солнце скрыло. (Роса)

2. Выше леса, тоньше полоса. (Дождь)

3. В холоде горой, в избе водой. (Снег)

4. Скатерть бела весь свет одела. (Снег)


5. «Сказка о рыбаке и рыбке»

В третий раз закинул он невод, -

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, - золотою.

Как взмолится золотая рыбка!

Вопрос: Какое явление описано в тексте? Почему рыбка может то всплывать, то опускаться на дно?

Обучение творчеству имеет важный социальный аспект. Если школьник с самого начала своей ученической деятельности подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения задач, то формирование личности этого школьника будет отличаться от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повторения сказанного учителем. "Не накормить голодного рыбой, а научить ловить ее!" Цель любого преподавателя - организовать обучающий процесс так, чтобы дать ученику возможность и мотив самостоятельной исследовательской работы! А вот задача ученика - использовать этот тактический шаг таким образом, чтобы самому прийти к истине!

Развитие творческого мышления формирует у ребят осознанность умственных действий, а это – путь к развитию высокой интеллектуальной активности обучаемых.   Учитель, развивая творческий потенциал школьников, тем самым развивает и свои творческие способности.

  1. Не стандартные уроки

  1. Урок физики - Урок повторение и обобщение по физике "Физика в сказках, пословицах, поговорках («Взаимодействие тел»)

Весь урок наполнен творческими заданиями прослеживающими связь физики, математики и литературы

А) Задание «Сказочный эксперимент»

Сейчас вы будете работать в парах. У вас на столах есть предметы, о которых говорится в сказках (клубок, зеркало, яблоко). А так же динамометры. Определите при помощи динамометра силу тяжести, действующую на предметы, запишите и сравните.

Б) Домашнее задание. «Старая сказка на новый лад»

Придумайте сказку, где героями являются три сказочных героя и один физический прибор. Например:

-Золотая Рыбка, Старик, Старуха, весы

-Дюймовочка, Крот, Ласточка, измерительная линейка.

-Сестрица Аленушка, братец Иванушка, Баба Яга, термометр.

-Емеля, царевна Несмеяна, Полкан, динамометр


2) I уровень

Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Сергеевича Пушкина.

  1. Вопрос 1: Кто из этих знаменитых людей сделал интересное и меткое «арифметическое сравнение», что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь? (Л.Н. Толстой) Слайд 9

  2. Вопрос 2: По чьему проекту в 1755 году был организован Московский университет, носящий его имя ныне? (М.В. Ломоносов) Слайд 10

  3. Вопрос 3: Кто из них является автором учебника для детей под названием «Арифметика»? (Л.Н. Толстой для детей Яснополянской школы) Слайд 11

Перед вами портреты древнегреческих учёных, живших в VI – III вв. до н.э., Пифагора, Архимеда, Фалеса.

  1. Вопрос 1: Кто из ученых сформулировал следующие теоремы: «Вертикальные углы равны», «В равнобедренном треугольнике углы при основании равны», «Диаметр делит круг пополам» и др.? (Фалес) Слайд 12

  2. Вопрос 2: кто из ученых помогал защищать свой город Сиракузы от римлян и при этом погиб? Легенда гласит: когда римлянин занёс меч над ученым, тот не просил пощады, а лишь воскликнул: «Не трогай мои чертежи!» В миг гибели учёный решал геометрическую задачу. (Архимед) Слайд 13

  3. Вопрос 3: Кому из них принадлежат слова «Числа правят миром»? (Пифагор) Слайд 14



Внеклассная деятельность по математике, физике призвана не только возбуждать и поддерживать у учеников интерес к предмету, но и желание заниматься ею дополнительно, как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности по приобретению новых знаний.



А в условиях школы с малой наполняемостью классов довольно сложно вести учителю либо кружок, либо факультатив. Поэтому нужны такие виды деятельности, которые были бы интересны учащимся с разной математической подготовкой, позволяющие им почувствовать личную значимость. Можно и нужно говорить о полезности такой деятельности, которая, с одной стороны, стимулирует учебный процесс, повышает познавательную активность учащихся, с другой – учащиеся получают возможность познакомиться с другой математикой: более интересной и увлекательной. Особое место в системе внеклассной работы по математике занимает предметная неделя.

Предметная неделя по математике является комплексной формой работы по предмету, своеобразным итогом работы ученика, демонстрацией детской фантазии и творчества. Для школ с малой наполняемостью классов - это еще и возможность проявить себя в той или иной степени для каждого, пусть даже плохо успевающего ученика. Это возможность для совместной деятельности учащихся разных возрастов. Это пример плодотворного сотрудничества учителей разных предметов.

Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным”.

Б. Паскаль


Мероприятия – НЕДЕЛЯ ФИЗИКИ (план)

1 день



Оформление школы и кабинетов.

Открытие недели математики:

1. На стенах и дверях кабинетов вывешиваются плакаты с высказываниями великих людей о математике и ее важности для других наук. (Приложение 1)

2. Оформление стенда «Великие математики», с краткими подписями об их достижениях, с биографическими сведениями.

3. Оформление выставки книг по истории математики, занимательной математике.

4. Проводится линейка, посвященная открытию Недели математики. На линейке делают объявление о начале недели математики. Объявляют программу недели, и приглашают всех желающих принять участие. Оглашают членов жюри, которые подведут итоги всех конкурсов в конце недели.

5. Викторина «Знаешь ли ты историю математики»

2 день



Заочная викторина «Самый умный».

3 день



Конкурс-игра «Реши, если сможешь» (Разгадывание математи-ческих ребусов, кроссвордов, решение задач.)



4 день

Конкурс творческих работ «Я – талант».

(В коридоре школы ставятся столы, на которых выставляются различные модели геометрических тел, рисунки и аппликации с математическим содержанием, ребусы и кроссворды, составленные учащимися математические стихи и сказки).

5 день




Игра «Математическая мозаика», 5 – 9 классы.




Подведение итогов Недели математики.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!