СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение по теме: "Имя числительное"

Нажмите, чтобы узнать подробности

гооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

Просмотр содержимого документа
«Сообщение по теме: "Имя числительное"»

Методы и приемы для изучения грамматических категории глаголов

Так, уже во II классе проводится элементарная работа над видом глагола (без термина). Учащиеся наблюдают над употреблением в речи глаголов, отвечающих на вопросы что делать? и что сделать?, учатся правильно ставить вопрос к слову. Научить различать вид глагола с помощью вопросов важно уже во II классе, так как без этого невозможно изучение изменения глаголов по временам (согласно программе это также проводится во II классе). Глаголы совершенного вида, как известно, имеют формы настоящего, прошедшего и будущего (сложного) времени, глаголы несовершенного вида настоящего времени не имеют. Невнимание к виду глагола нередко является причиной ошибок при образовании временных форм (пример ошибки: от глагола петь учащиеся образуют настоящее время пою, прошедшее пел, будущее спою вместо буду петь).

Распознавание вида необходимо и для того, чтобы определить спряжение глагола (решать — I спряжение, решить — II, отправить — II, отправлять — I и т. п.). Понимание взаимодействия вида глагола и его временных форм, хотя бы на уровне частично понятийном, вносит элемент осознанности при изменении учащимися глагола по временам и в употреблении глагола (например, для указания на завершенность действия, которое выполнялось до момента речи, ученик использует глагол сочинил, а для указания на его незаконченность — глагол сочинял и т. п.).

Важно на начальных этапах работы использовать упражнения на распознавание глагола, например:

Упражнение 1.

1. Прочитайте слова: писал, солнце, светит, голубой, бежишь, дерево, желтеют, книга, длинный, плясать.

2. Выпишите глаголы. Работайте так: устно подставьте вопросы к каждому слову, определите, что обозначает каждое слово: предмет, признак предмета или действие предмета; если слово отвечает на вопросы что делать? что делал? что делает? что делают? что делаем? что делали? и т.п. и обозначает действие или состояние предмета, это глагол. Выпишите его.

Упражнение 2.

Выделенные имена существительные замените однокоренными глаголами:

разбивка клумбы – разбивать клумбу;

погрузка багажа - …

доставка почты - ….

Когда дети овладеют навыком распознавания глагола, следует проводить упражнения на осознанное употребление этой части речи

Упражнение 1.

1. Прочитайте вопросы: Что делал ученик на уроке? Что делает тракторист? Что делала портниха? Что будет делать повар?

2. Запишите полные ответы на вопросы.

Упражнение 2.

Подберите глаголы противоположного значения к глаголам: говорить - …, радоваться - …, начать - …, подать - ...

Овладение временными формами глагола представляет для учащихся значительную трудность. Она обусловлена, в частности, тем, что при образовании временных форм ученику нужно учитывать вид глагола.

Сущность временной формы глагола раскрывается учащимся на основе сопоставления, когда совершается действие и когда о нем сообщается, т. е. на основе сопоставления времени совершения действия относительно момента речи.

При распознавании времени глагола для младших школьников основным показателем выступает вопрос, на который отвечает глагол. Прием постановки вопроса не исключает ориентировки и на смысловую сторону временной формы глагола.

Важно научить правильно, пользоваться вопросом в целях распознавания и образования временных форм глагола. Вначале эта работа выполняется коллективно и направлена на установление связи: вопрос - время глагола - суффикс (для глаголов прошедшего времени). В качестве исходной для образования временных форм берется неопределенная форма. Постановка вопроса направляет действия учащихся, например: что делать? рисовать; что делал? рисовал; что буду делать? буду рисовать; что сделать? нарисовать; что сделал? нарисовал; что сделаю? нарисую. Учитель делает предметом осознания учащихся дифференциальную постановку вопроса что делать? и что сделать? С учетом завершенности (законченности) или незавершенности действия.

Изменение глагола по временам

Неопределенная форма.

Настоящее время.

Прошедшее время.

Будущее время.  

Простое.

Сложное.  



Что делать? строить решать

Что делает? строит решает

Что делал? строил решал

 

Что будет делать? будет строить будет решать

Что сделать? построить решить

 

Что сделал? построил решил

Что сделает? построит решит

 

Учитывая затруднения учащихся при образовании временных форм глагола, целесообразно вместе с ними составить таблицу, которая будет служить в качестве справочника и предупредит ошибки.

Для отработки навыка распознавания временных форм глагола можно использовать такие упражнения:

Упражнение 1.

1. Спишите текст.

Утро было холодное. Ночью выпал снег, он лежал на земле и траве и долго не таял. Стояла тишина. Даже верхушки деревьев не шевелились.

2. Подчеркните глаголы.

3. По смыслу и по вопросам определите время глаголов. Надпишите над каждым глаголом время.

Упражнение 2.

1. Прочитайте глаголы: учил, писал, считал, говорили, слушали.

2. Запишите эти же глаголы в два столбика:

Настоящее время Будущее время

Немало затруднений у детей при письме вызывает правописание сочетаний -ться и -тся. Причина этого – неумение различать суффиксы глаголов неопределенной формы и личные окончания 3-го лица единственного и множественного числа глаголов настоящего и будущего времени.

Учащиеся затрудняются поставить глагол в неопределенную форму в следующих случаях:

а) если при образовании личных форм глагола происходит чередование согласных (подыскать – подыщет, колыхать – колышет, щебетать – щебечет, рассказать – расскажет и др.);

б) если глагол имеет видовую пару, причем однокоренные глаголы разных видов имеют неодинаковые личные окончания (глагол одного вида является глаголом I спряжения, глагол другого вида глаголом II спряжения), например: усилить – усиливать, заметить – замечать, дополнить – дополнять и др.;

в) если глаголы безличные: дышится легко, от печи пышет жаром и др. Безличные глаголы в неопределенной форме употребляются редко;

г) если глаголы близки по смыслу, но относятся к разным спряжениям, например: гнать – гонять, слышать – слушать и др.

Учащиеся затрудняются определить, на что оканчиваются глаголы в неопределенной форме в следующих случаях:

а) если глаголы оканчиваются на -ять: сеять, веять, залаять;

б) если встречаются с глаголами клеить, удвоить и др.

Учащиеся считают их глаголами на -ять;

в) если встречаются с глаголами, которые неправильно употребляют в своей речи (кашлять, капризничать и др.).

Встречаются и другие трудные случаи:

1) глаголы на -еть и на -ать. Учащиеся или не учитывают глаголы – исключения, или считают все глаголы на -ать глаголами II спряжения;

2) глаголы с приставкой вы- (вымыть, выпить, вышить и др.), перетягивающей на себя ударение в слове, в результате чего личные окончания становятся безударными. Ошибки возникают в том случае, если учащиеся не знакомы с ролью приставки вы- и при анализе соответствующих глаголов определяют спряжение по неопределенной форме (выпьет – пить, выльет – лить);

3) в глаголах – исключениях, имеющих приставку или частицу –ся, ошибок встречается в 2-3 раза больше, чем в бесприставочных глаголах и в глаголах без частицы -ся; очевидно, наличие приставки и частицы -ся затрудняет «узнавание» глаголов – исключений;

4) глаголы I спряжения с основой на шипящие: Ж и Ш (пишешь, расскажешь и др.). Учащиеся пишут их, применяя правило: «жи, ши пиши с буквой и».

Такие наблюдения над глаголами, употребляемыми в речи мастерами слова, очень важны. Дети не просто запоминают новые слова, а учатся понимать и различать их значения. В своей речи они больше обращают внимание на словоупотребление, задумываются над тем, какай глагол следует выбрать.

































Государственное бюджетное профессиональное образовательное учереждение

Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж»











Тема: «Методы и приемы для изучения грамматических категории глаголов»



















Подготовила

Студентка

Ш-41 гр-пы

Кузнецова Ирина







Ейск 2019




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!