Министерство образования и науки Астраханской области
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Астраханской области
«Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
МДК 05.02. Применение интерактивных средств в проектной деятельности младших школьников.
Сообщение
Применение электронного учебника в начальной школе
Выполнила
студентка 4 курса группы «В»
________Шапошникова В.Д.
Преподаватель
________ Коржова А.П.
Астрахань, 2023
Современное образование немыслимо без современных средств обучения. Особое место среди них отводится электронным образовательным ресурсам, в частности электронным учебным пособиям, воспроизводимым на компьютере.
Электронный учебник - это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума.
С 1 января 2015г. все школьные учебники в России должны будут иметь электронную версию – это обязательное условие для включения в федеральный перечень учебников.
Прежде чем приступать к применению электронных учебных пособий в
обучении младших школьников, необходимо определить, с какой целью
средства информатизации включаются в образовательный процесс:
1) наиболее эффективное усвоение теоретических знаний;
2) внедрение личностно-ориентированного обучения.
Электронные учебники внедряются для того, чтобы усилить образовательные эффекты; повысить качество усвоения материала; построить индивидуальные образовательные траектории учащихся; осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению; организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
В зависимости от этого определяются общие дидактические и частные методические задачи, которые можно успешно решать на уроке с помощью электронных учебных пособий.
Первой из названных целей соответствуют следующие задачи:
расширение спектра источников учебной информации;
развитие познавательных интересов младших школьников;
увеличение числа каналов восприятия учебной информации;
разнообразие видов учебной деятельности;
развитие общеучебных умений и навыков;
индивидуализация обучения.
Каковы функции учебника вообще?
Учебник выполняет две основные функции:
1. Является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для обучаемых форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;
2. Выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.
Соответствующие этим задачам формы организации учебной деятельности младших школьников более разнообразны – это фронтальная и групповая работа, индивидуальное выполнение учебных заданий, работа в парах. Среди возможных приемов целесообразно выделить те, которые направлены на активизацию самостоятельной учебной деятельности:
1) индивидуальная работа с электронным учебным материалом, направленная на развитие навыков самоконтроля, исследования, создания образовательного продукта и др.;
2) работа в парах для получения консультативной помощи, развития навыков совместной учебной деятельности; развития навыков совместной учебной деятельности, взаимопомощи, ответственности за общий результат
и др.;
3) использование электронных ресурсов в качестве источника образовательной информации при работе в группах и индивидуально;
4) применение современных информационных технологий для оформления и представления результатов индивидуальной или групповой проектной деятельности;
5) эстафета, один из этапов которой – выполнение интерактивных заданий,
позволяющая стимулировать познавательную деятельность;
При всех преимуществах второго подхода существуют по крайней мере
две проблемы, возникающие по ходу решения перечисленных задач посредством использования данных приемов.
Во-первых, различная скорость выполнения электронных заданий младшими школьниками затрудняет организацию других видов деятельности.
Во-вторых, высокая результативность реализации названных приемов зачастую провоцирует учителя на превышение санитарно-гигиенических норм времени пребывания учеников за компьютером.
Для решения этих проблем используются частные методики интеграции применения электронных учебных пособий и традиционных средств в развивающем обучении, рекомендуется обязательный контроль со стороны учителя и, главное, осознание и соблюдение учениками необходимых ограничений в работе с электронными ресурсами.
Введение электронных учебников - жизненная необходимость. Во-первых, они дешевле, а учебники на бумажных носителях становятся все дороже. Во-вторых, абсолютное большинство современных школьников и учителей умеют работать с электронными носителями. Это так же неизбежно, как появление в XV веке учебников и книжек на печатной основе после изобретения Иоганном Гутенбергом печатного станка.
В чем преимущество электронных учебников?
Прежде всего важно содержательное качество любого учебника. В какой степени он позволяет размышлять, отвечать на вопросы, ставить проблему, иметь возможность что-то новое узнать с помощью гиперссылки, работать в нем. Исходя из этого, бумажный учебник проигрывает, так как столь широкими возможностями не обладает.
Электронный учебник ни в коем случае не должен быть вместо учителя, не должен вытеснять учителя.
«Учебник, а не самоучитель» – лозунг нового подхода. Школе нужно средство, которое поможет сделать взаимодействие учителя и ребенка эффективным, позволит построить в школе Мотивирующую образовательную среду.
Модель электронного учебника, максимально удобная как педагогу, так и ученику, предполагает не только перевод традиционной формы учебника в электронную, но создание целого учебного пространства, в рамках которого будет одновременно находиться и содержание учебников, и рабочие тетради, и контрольные, и самостоятельные работы, и все другие необходимые для урока материалы.
«Современная информационно-образовательная среда – это открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой интеллектуально и социально-развитой личности. Согласно требованиям ФГОС, учащиеся должны иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам по всем учебным предметам.
Электронный учебник должен содержать: обложку, титульный экран, оглавление, аннотацию, полное изложение учебного материала, дополнительную литературу, систему проверки знаний, функцию поиска текстовых фрагментов, список авторов, словарь терминов, справочную систему по работе с управляющими элементами электронного учебника, систему управления работой с учебником.
В чем состоят недостатки электронного учебника?
Пожалуй, единственным недостатком электронного учебника является неудобство чтения текстов с экрана монитора, хотя любую его часть в любой момент можно распечатать, а также современные мониторы и компьютерные программы делают чтение с экрана все более комфортным.
Формы работы с учебником:
1) индивидуальная;
2) групповая;
3) парная;
4) комбинированная.
Применение обучающимися электронных учебников позволяет проявить себя в новой роли; способствует созданию ситуации успеха; делает занятия интересными и развивает мотивацию; развивает творчество и уверенность.
Уроки с использованием электронных учебников: интересные, продуманные, мобильные, эффективные. С их использованием можно показать любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения.