СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение. Психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сообщение. Психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ»

Психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).


Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) представляет собой  актуальную социальную проблему.  Так, например, в США гиперактивных детей 4—20%, Великобритании — 1—3%, Италии — 3—10%, в Китае — 1—13%, Австралии — 7—10%, России — 4—18%. По данным  Н.Н. Заваденко, из общего числа обследованных московских школьников признаки СДВГ отмечаются у 7%. В учебном заведении признаки гиперактивности и дефицита внимания отмечаются примерно у 5-7% из общего числа детей, обучающихся в начальной школе. Наибольшее количество обращений за помощью к психологу приходится на период обучения в начальной школе.        Не перестает удивлять тот факт, что многие взрослые, взаимодействующие с детьми данной группы, несмотря на большое количество информации, проводимую психологами просветительскую работу, все же  игнорируют  неврологический статус ребенка, объясняют его поведение слабой мотивацией, ленью, баловством, плохим воспитанием в семье. С такими фактами психологам  приходится сталкиваться в своей повседневной работе. Педагогам часто не удается интегрировать детей с СДВГ в учебный процесс. Поведение такого ребенка  на занятиях шокирует и вызывает заметное отторжение.

Типичные жалобы родителей:  «не может собраться, когда делает домашние задания, постоянно отвлекается», «не сообщает, что задали, приходится обзванивать одноклассников», «неорганизованный, постоянно теряет вещи»,  «дневник весь красный от замечаний учителей». Кроме того, взрослые сообщают специалисту, что  ребенка «невозможно ничем увлечь надолго», «сложно дисциплинировать», он «плохо контролирует себя в гневе, вспыльчив, импульсивен», «болезненно реагирует на неудачи».         

Типичные замечания  педагогов: «шаловлив», «не работает на уроке», «качается на стуле», «постоянно что-то роняет», «мешает вести урок, выкрикивает, громко смеется, вскакивает с места». Кроме того,  они отмечают, что ребенок «регулярно не готов к уроку, забывает школьные принадлежности», «делает много ошибок по невнимательности». По данным, около 20 % детей демонстрируют  лишь  поведенческие нарушения в школе и хорошую, даже высокую, успеваемость.                        
          Типичные комментарии детей: «часто ругают и наказывают,  нередко несправедливо», «в школе замечают только мои проступки, а шалости других детей почему-то не видят»,  «очень долго делаю уроки дома, свободного времени совсем нет», «взрослые постоянно придираются ко мне». Дети, особенно в начальной школе,  великодушнее в оценках взрослых людей редко на них жалуются.

СДВГ как неврологическое расстройство обусловлено мозговой дисфункцией и в самом общем виде проявляется задержкой развития различных функциональных систем мозга, недостаточной сбалансированностью процессов возбуждения и торможения при преобладании первых. Установлено, что в основе дефицита внимания лежит низкий уровень возбуждения корковых структур головного мозга, особенно лобных его отделов. Поэтому дети  высоко утомляемы, энергетически бедны. Для компенсации пониженного возбуждения организм вынужден прибегать к своеобразной стимуляции коры головного мозга через двигательные центры. То есть повышенная двигательная активность ребенка при СДВГ носит компенсаторный характер и  временно восстанавливает нормальное взаимодействие между различными зонами коры головного мозга, сохраняет возможность полноценного интеллектуального  развития.

Как показывает опыт, организация психологической помощи детям с СДВГ и их семьям будет более эффективна, если предполагает несколько этапов: постановка диагноза, лечение и коррекция, помощь ребенку в школе, психологическая помощь родителям.                                                                            

Остановимся  на организации помощи детям с СДВГ в школе. Перевод ребенка в специализированные классы не актуален, поэтому  вся работа с ребенком  сводится исключительно к индивидуальной помощи.   1) обучение учителей младших классов (с 1 по 6 класс) проактивным формам педагогики; 2) интеграция усилий педагогов в психолого – педагогической  поддержке детей  с усилиями их родителей; 3) обучение детей  контролю  за своим поведением, управлению гневом, сдерживанию агрессии, 4) профилактика академической (учебной) несостоятельности и повышение образовательной компетентности детей с СДВГ; 5) оптимизация референтности детей в глазах их одноклассников.

         Кроме того, в обучении и воспитании  учащихся с СДВГ, необходимо, решение следующих задач: 
развитие навыков социализации, особенно способности к социальному  прогнозированию; умение следовать инструкции взрослого человека, с одной стороны, и  определенную независимость, с другой;  совершенствование тонкой моторики рук (в том числе согласованных движений обеих рук); усиление волевых качеств; поддержание интереса к обучению.

Также особенно  важно  облегчить для ребенка с СДВГ процесс адаптации к условиям обучения в начальной школе. Часто у таких детей встречаются нарушения письма и чтения, логопедические занятия в школе помогают преодолеть трудности в формировании этих  навыков.  Педагоги начальной школы обращают внимание детей данной категории на подробное разъяснение  правил поведения на уроке и на перемене, подсказывая  как лучше взаимодействовать с учителем и одноклассниками. Наибольший акцент на развитии устойчивости произвольного внимания, формировании волевых задержек, представлений о «можно» и «нельзя». Педагоги понимают как можно задействовать двигательную активность ребенка: такие дети любят трудиться и помогать, ведь избыточная двигательная активность нужна ребенку именно для стимуляции деятельности мозга, поэтому он не может одновременно  сидеть спокойно и слушать внимательно, слушать внимательно он может, только раскачиваясь на стуле. Педагоги  учитывают, что такие дети плохо работают на отсроченный результат, для них важен принцип «здесь и сейчас», им трудно дается поэтапная отработка навыка.

Работая с родителями, важно донести, что прекратить синдром нельзя. Компенсаторные механизмы в нервной системе протекают медленно. После установления диагноза родители должны настроиться  на долгую нелегкую работу по нормализации состояния ребенка. Особенно важно обратить их внимание  на формирование  у ребенка  стабильной  адекватной самооценки.
         Успешная коррекция  возможна только  при условии интенсивной работы с детьми, родителями и учителями.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!