СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение "Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через разнообразные формы работы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение для воспитателе

Просмотр содержимого документа
«Сообщение "Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через разнообразные формы работы»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №37 «ВЕСНЯНКА»

























Сообщение из опыта работы на тему:

«Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через разнообразные формы работы»





Саитгареева С.Ш. (воспитатель первой кв. категории)









Октябрьский, 2020 г.

Цель: повышать уровень знаний педагогов по методике ФЭМП.



Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем легче ему будет в дальнейшем. На каждом возрастном этапе формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Навыки, которые ребенок приобретает в дошкольном возрасте, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. Для успешного обучения ребенка основам математики необходимо создать условия и применять разнообразные формы работы.

Математическое развитие в нашей группе мы осуществляем во всех структурах педагогического процесса: в совместной деятельности взрослого с детьми (организованная образовательная деятельность и режимные моменты), самостоятельной детской деятельности, в индивидуальной работе с детьми, тем самым, детям предоставляется возможность анализировать, сравнивать, обобщать.

Непосредственная образовательная деятельность является основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе. С помощью занятий удается вооружить детей знаниями второй категории (по определению А. П. Усовой), повышенной трудности, достаточно обобщенными, лежащими в «зоне ближайшего развития». Самостоятельно приобрести их ребенок не в состоянии. На занятиях реализуются практически все программные требования; осуществление; образовательных, воспитательных и развивающих задач происходит комплексно; математические представления формируются и развиваются в определенной системе.

В своей практике работы по формированию элементарных математических представлений мы применяем следующие типы занятий:
1) занятия в форме дидактических игр;
2) занятия в форме дидактических упражнений;
3) занятия в форме дидактических упражнений и игр.

- НОД в форме дидактических игр очень нравится нашим детям, так как носит игровой характер. Мы часто применяем сюрпризные моменты, вводим игровые образы, создаем игровые ситуации на протяжении всего занятия.
Однако игровая форма не должна заслонять познавательное содержание, превалировать над ним, быть самоцелью. Формирование разнообразных математических представлений является главной задачей таких занятий.
- Занятия в форме дидактических упражнений. Обучение на них приобретает практический характер. На таких занятиях дети выполняют разнообразные упражнения с демонстрационным и раздаточным дидактическим материалом. Мы применяем приемы прямого обучающего воздействия на детей: показ, объяснение, образец, указание, оценка и т. д. Игровые элементы в разных формах мы включаем в упражнения с целью развития предметно-чувственной, практической, познавательной деятельности детей с дидактическим материалом.
- Занятия по формированию элементарных математических представлений в форме дидактических игр и упражнений наиболее распространены в детском саду. Этот тип занятия объединяет оба  предыдущих. Дидактическая игра и различные упражнения образуют  самостоятельные части занятия, сочетающиеся друг с другом во всевозможных комбинациях.

Режимные моменты занимают большую часть времени, которое дети проводят в детском саду. Они не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребенка. Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса.  

В эти моменты открывается возможность, в том числе для развития элементарных математических представлений.

Во время умывания, посещения туалета: начиная с младших групп приучаем детей  заходить в туалетную комнату по два человека, объясняли: в туалетной комнате два унитаза, значит нужно заходить по два человека,  к одной раковине можно подходить по два человека, чтобы было удобно.

 Одевание (раздевание) на (с) прогулку:   сравниваем, какая туфелька больше, прикладывая подошвы друг к другу; определяем, много ли ребят пришло в куртках; в комбинезонах,   сравниваем шарфы, определяем, у кого шарф длиннее, а у  кого короче, обращаем внимание, как надета обувь, этот сандалик на левую ногу, а этот на правую,  эти сапожки высокие, а эти низкие, обращаем внимание на форму и цвет  деталей одежды: карманы на  этом платье квадратные и синего цвета,  на этом платье овальные, красного цвета, поясок широкий, а на этом узкий, шорты короткие, а брюки длинные,  рукава на этой рубашке короткие, а на этой длинные.

Гимнастика пробуждения: кладём  массажные коврики, определяем количество, цвет, форму; работа с массажными мячиками: кладём мячик на правую ладошку, сверху левую ладошку и проговариваем «Я круги мячом катаю. Взад вперёд его гоняю».

Утренняя  гимнастика: стоим в кругу. Считаем по ходу количество сделанных упражнений, закрепляем умение двигаться в заданном направлении: вперёд, назад, направо, налево, вверх, вниз,   закрепляем понятие правая рука, левая рука.

 Во время приёма пищи  обращаем внимание, что тарелки, блюдца - круглые, котлеты, куски белого хлеба – овальные, запеканка – квадратная.

Построение в колонну по одному на занятие по физо, изо, музыку. Строимся по росту. Впереди самые высокие. Потом пониже, потом самые низкие.

 На прогулке:  собирая осенние листья, выбираем красные, желтые, зеленые, коричневые; выкладываем из них шарфики для осени (длинные и короткие); во влажном песке аккуратно делаем отпечаток подошвы обуви ребенка и воспитателя и сравниваем их по форме и по размеру; постоянно упражняемся в счете: считать ведра, формочки, лопатки, листья, кусты, цветы, насекомых, птиц.

На свежем воздухе можно играть в огромное количество игр, например: рисование мелками на асфальте – одна из излюбленных забав у малышей. Никогда не устаревают классики, просто рисование различных рисунков. Можно рисовать палочками на песке на участке или на снегу.  Однако можно совместить приятное с полезным. Когда мы изучаем геометрические фигуры, то знакомство с ними можно продолжить и на улице. Например:

  1. Изучаем круг. Нарисуйте круг. Из него можно сделать массу интересных вещей – часы, мячик, мордашки эмоций: весёлую, грустную, обиженную. Можно нанизывать бусинки-кружочки на нарисованную ниточку, рисовать бусы для бабушки, предложите малышу продолжить. Можно сочетать с изучением цветов. Рисуйте разноцветные бусинки, поиграйте в игру продолжи ряд – взрослый рисует красную, синюю, белую бусинку, а малыш продолжает рисовать цветную цепочку в том же порядке. Рисуйте пуговицы с разным количеством дырочек, сравнивайте их, находите одинаковые. Дальше можно нарисовать кофточку, платье и предложить малышу «пришить» пуговицы. Еще нарисуйте плодовое дерево, а малыш дорисует яблоки. Считайте ваши яблочки, говорите о том, какие находятся выше, какие ниже, справа, слева и т.д.

  2. Изучаем овал. Нарисуйте овал, скажите ребенку, что это дупло, а он белочка. Пусть попрыгает из одного дупла в другой. Прыгать можно в дупло, из дупла. Заодно проговаривайте, что малыш внутри или снаружи. Можно разукрасить овалы. Предложите ребенку прыгнуть в красное дупло, в синее, Овалы сделайте разного размера. Теперь можно усложнить задачу: «Прыгни не в синее и не в маленькое дупло. Прыгни в дупло, которое слева от желтого» и т.д.

  3. Изучаем треугольник. Скажите крохе, что треугольник – это платочек. Но он у нас некрасивый. Предложите его разукрасить. И рисуйте на нем все, что хотите. Если рисуете различные геометрические фигуры, то расскажите малышу, что они находятся внутри треугольника. Из нескольких треугольников нарисуйте елку. Их можно сделать много и разного размера – это будет лес (понятия большой, средний, маленький). Еще пусть треугольник превратится у вас в гору. Изучаем понятия вершина и подножье горы. Предложите малышу пальчиками дойти до самой верхушки – чем вам не пальчиковая гимнастика?

  4. Изучаем квадрат. поиграйте в игру «Робот». Нарисуйте ряд квадратиков. Предложите малышу быть роботом – он будет выполнять ваши команды: « Вперед на один квадратик, назад на два квадратика, влево на один т.д. двигательный диктант.

  5. Изучаем прямоугольник. Нарисуйте многоэтажный дом. Обязательно проговаривайте название фигуры. Скажите, что дом прямоугольный, а крыша треугольная. Можно нарисовать в этом доме окошки разной формы. Поселите в квартиры жильцов (палочки, листики, все, что угодно). Посчитайте, сколько этажей, окон в вашем доме. Пусть ребенок найдет того, кто живет под прямоугольным окном, над квадратным окном, между двумя овалами, справа то круга и т.д. Можно нарисовать несколько домов – это будет город, нарисуйте дороги узкие и широкие, светофор. Пусть по вашим дорогам ездят игрушечные машины, ходят куклы-пешеходы.

Чтение художественной литературы. Разгадывание загадок математического содержания  – это увлекательная игра, вызывающая у детей радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей. Еще поддерживаем интерес к математическим понятиям с помощью стихотворений, сказок с математическим содержанием, пальчиковых и жестовых игр.

Самостоятельная деятельность и индивидуальная работа с детьми. Для самостоятельной деятельности очень важна развивающая среда. Она выступает в роли стимулятора, движущей силы в математическом развитии дошкольников. Для формирования элементарных математических представлений детей важно создать такую среду и такую систему отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его умственную деятельность. Дидактический материал в нашей группе доступен для детей и постоянно пополняется.

В нашей игротеке много интересных игр, привлекающих внимание детей своей занимательностью: "Сложи узор", "Сложи квадрат", "Кубики для всех", "Геометрическая мозаика", счетные палочки, развивающие игры: "Страна математика", "Математическое домино" . Данные игры универсальны и подходят для детей разного возраста, так как они имеют различные степени сложности. Большим подспорьем в развитии элементарных математических представлений служат игры, сделанные своими руками и руками родителей: "Назови фигуру", "Узнай на ощупь", "Веселый счет", "Собери картинку", "Сложи фигуру", красочный ряд натуральных чисел и так далее. Дети совершенствуют умственные действия, выполняя задания с формулировкой: "Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду", "Найди лишнюю фигуру", "Что изменилось", "Чем похожи? Чем отличаются?" и др. Данные игры активно используем для индивидуальной работы.

Нами создана папка "Логические задачи", материал которой можно использовать для работы с детьми как на занятиях, так и в индивидуальной работе. В неё входят логические задания, задачи на сравнение в стихотворной форме, что привлекает внимание детей и задания на карточках.

самостоятельной деятельности детей можно создавать различные математические ситуации, направленные на решение простейших задач: "Собери листочки", "Сколько листиков ты собрал", "Сколько сделал пасок, "Сколько груш, а сколько яблок".

В нашей группе созданы такие условия для математической деятельности ребёнка, при которых он проявляет самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов.









Скачать

© 2022, 93 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!