СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение "Формы и методы работы с детьми с ЗПР, применяемые в дополнительном образовании"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитанники с ЗПР - это особенные дети, которым необходим особый подход. Данная разработка рассказывает о методах и формах работы с такими детьми в дополнительном образовании.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение "Формы и методы работы с детьми с ЗПР, применяемые в дополнительном образовании"»

Структурное подразделение «Прометей» ГБОУ СОШ №2 имени В.Маскина

ж.-д. ст.Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области











СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ

«ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»













Составила:

Антипова Ирина Николаевна,

педагог дополнительного образования












ст. Клявлино

Январь, 2016 год

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его  вне специальных условий обучения и воспитания.

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям детей с ОВЗ относятся:

1. Дети с нарушением слуха глухие, слабослышащие, позднооглохшие

2. Дети с нарушением зрения слепые, слабовидящие

3. Дети с нарушением речи логопаты

4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

5. Дети с умственной отсталостью

6. Дети с задержкой психического развития

7. Дети с нарушением поведения и общения

8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью .

Наиболее характерные особенности детей с ЗПР:

снижение работоспособности

неустойчивость внимания

более низкий уровень развития восприятия

недостаточная продуктивность произвольной памяти

отставание в развитии всех форм мышления

дефекты звукопроизношения

своеобразное поведение

бедный словарный запас

низкий навык самоконтроля

незрелость эмоционально-волевой сферы

ограниченный запас общих сведений и представлений

Остановимся на детях с задержкой психического развития.

Такие дети занимаются в детских объединениях художественной направленности «Сокровища кожаного сундучка», «Мукосолька», «Мастерилка». Это дети 7-10 лет. Воспитанники с ЗПР — это особенные дети, которым необходим особый подход. Ведь задержка психического развития означает значительное отставание в развитии умственных способностей и поведении.

Наблюдая за работой детей с ЗПР на занятиях, можно отметить, что в одних условиях эти дети работают достаточно заинтересованно, сосредоточенно и продуктивно, в других – оказываются неработоспособными. Колебания уровня работоспособности и активности, смена настроений связаны с нервно-психическими состояниями; порой они возникают без видимых внешних причин.

На занятиях в состоянии сосредоточенности дети сравнительно быстро понимают учебный материал небольшого объема, правильно выполняют задания, реагируют на замечания и исправляют ошибки.. Однако сосредоточенность и напряжение длятся лишь недолгие минуты, после которых наступает утомление, безразличие к качеству выполняемой работы, нежелание исправлять допущенные ошибки.

В состоянии утомления работоспособность и внимание резко снижаются, возникают импульсивные, необдуманные действия. В таком состоянии дети ведут себя по-разному. Одни становятся вялыми и пассивными, ложатся на парту, бесцельно смотрят в окно, не мешают педагогу, но и не работают. В свободное время воспитанники стремятся уединиться; у других наоборот, появляется повышенная возбудимость, расторможенность, двигательное беспокойство. Эти дети, как правило, очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть детей, порой становятся жестокими. С наступлением утомления старательность и активность сменяются небрежностью и неряшливостью. В итоге работы остаются незаконченными.


С целью наиболее эффективной организации образовательного процесса нами, педагогами, применяются различные методы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития. В своей работе мы применяем наглядные, практические и словесные методы.

В работе с детьми с задержкой психического развития наглядные методы являются крайне востребованными, особенно на начальных этапах обучения.

Соединение в восприятии языкового материала слуховых (прослушивание заданий,чтение литературы, слушание музыки, аудиообразцов) и зрительных (картины, схемы поделок, подробные мастер-классы, таблицы, компьютерные презентации, демонстрации поделок, показ способов изображения, поэтапный показ действий; индивидуальная работа с полным и частичным показом способов изображения и т. д.) со стороны воспитанников способствует более прочному усвоению вводимого материала.

Применение средств наглядности способствует формированию положительного эмоционального настроя у воспитанников с задержкой психического развития, повышению их учебной мотивации, активизации познавательной активности.

Практические методы обучения (практические работы, коллективные работы, игра и др.) широко используем в процессе обучения детей для расширения их возможностей познания действительности, формирования предметных и универсальных компетенций.

На занятиях в детских объединениях используются продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.). В своей работе применяем как традиционные формы занятий, так и нестандартные формы занятий ( занятие — игра, занятие с групповыми формами работы, конкурсы, творческие отчеты и т. д.)

Работа с тестом, пластилином, бумагой, бросовым материалом и т.п развивает мелкую моторику рук (дети начали уверенно пользоваться ножницами, стекой, вылепливать мелкие детали, аккуратно складывать бумагу и т. д.). Также мы заметили, что дети стали более усидчивыми, сосредоточенными при выполнении заданий, улучшилась концентрация внимания.

Если на занятии ребенок получил определенный продукт деятельности (поделку), то мы учим его оценивать свою работу, сравнивать полученный результат с образцом.

Ни один результат в коллективе не остается без внимания, ребят ожидает похвала даже при незначительном продвижении вперед. При неоднократно успешно выполненной работе ребенок с удовольствием начинает выполнять задания самостоятельно, при этом, после собственного успеха, и его повторения, ребенок приобретает способность решать проблемы, не отличаясь от остальных сверстников.

Развитию познавательной активности воспитанников, проявлению заинтересованности в приобретении знаний способствуют игры (дидактические «Чего не стало?», «Угадай по описанию» и др. , познавательные, творческие - «Нелепицы»; «Рассуждалки»;,коммуникативные игры и упражнения: «Я хочу тебе пожелать», «Клубочек»; «Кто мой друг» и др.; игровые приемы, физминутки ).

Проведение игровых занятий создает оптимальные условия для развития потребностно-мотивационной сферы детей и облегчает процесс их адаптации к новым условиям.

Повышение уровня умственного развития учащихся осуществляется в процессе деятельности всех видов – игровой, трудовой, предметно-практической, учебной.

При выполнении заданий ребенку с задержкой психического развития необходимо соблюдать четкую последовательность, поэтапность действий, предварительно заданную педагогом. Обязательное первоначальное оречевление действий постепенно свертывается и переводится во внутренний план. Однако в случае затруднений ребенку предлагаем вновь вернуться к развернутым действиям, сопровождающимся словесными комментариями, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении учащихся данной категории.


Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют специфику в процессе обучения детей с задержкой психического развития и на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими методами.

Недостаточная сформированность основных мыслительных операций и памяти детей с ЗПР, замедление скорости приема и переработки сенсорной и речевой информации определяют необходимость дозированного сообщения нового материала (методом «малых шагов») с большой детализацией, развернутостью, с конкретностью действий в форме алгоритмов. При выполнении заданий ребенку с ЗПР необходимо соблюдать четкую последовательность, поэтапность действий, предварительно заданную педагогом. Наиболее эффективным является проведение бесед при объяснении, закреплении, обобщении материала.

Используя словесные методы в работе с детьми ЗПР стараемся создать оптимальные условия (доброжелательная обстановка, благоприятный фон, наличие на занятии эмоциональных разрядок, создание у ребенка субъективного переживания успеха и др.), которые позволяют активизировать познавательную деятельность детей, обеспечивают целенаправленность восприятия и устойчивость внимания, формируют умения учебного рассуждения.

Таким образом, методы работы будут определяться в зависимости от конкретного содержания и задач занятий. Как правило, практические, наглядные и словесные методы используются в комплексе, что позволяет детям с ЗПР полноценно воспринимать, осмысливать, удерживать и перерабатывать информацию.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!