СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение на РМО на тему "Краеведение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Новомеловатская средняя общеобразовательная школа

 

 

 

 

Сообщение по внеурочной деятельности

и межпредметным связям

по программе «Краеведение»

 (направление «Моя малая Родина»)

 

 

Автор: Каплина Любовь Павловна

учитель начальных классов, IКК

 

 

 

 

 

 

с. Медвежье

январь 2015

 

Моё Медвежье! Моя Россия, Русь!

Мне Родины другой совсем не надо!

Я здесь училась, здесь живу и здесь учусь,

Улыбке мамы, солнцу здесь я рада!

Россия, ты у каждого своя,

То место малой родиной зовется,

А вот Российская Держава есть одна,

От этих слов с волненьем сердце бьется!

                                                                   Шильникова Е.В.

Введение.

« Краеведение – это радость подробного узнавания жизни,

прирастание сердцем ко всему, что постоянно формирует у

 человека понятие «Отечество»»

 В. Песков.

Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья,

дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и

культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской

администрации и, конечно, это люди, гордость и слава родного села.

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к семье, родному селу, краю, Отечеству. Внеурочная деятельность младших школьников «Моя малая Родина» помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций. Это способствует развитию

креативных способностей учащихся, становлению гражданской позиции по

отношению к окружающему миру и общественным явлениям, формированию

толерантности и толерантного поведения, укреплению семейных связей:

заинтересованность содержанием работы кружка не только учащимися, но и

родителями; наличие богатых возможностей для большого количества

учащихся; изучение истории села через семейные архивы, рассказы

родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края

в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг

местных писателей, семейные экскурсии; общая работа родителей и детей в

деле охраны и восстановления природы; села, памятников истории и

культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями

(все  это  объективно  работает  на  укрепление  отношений  между

представителями разных поколений в семье), формированию экологической

культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности

окружающей среды как среды жизнедеятельности, развитию познавательных

интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование

стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к

краеведению через тематические акции, конкурсы, ориентация при решении

вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы,

формированию способности и готовности к использованию краеведческих

знаний и умений в повседневной жизни, видению своего места в решении

местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в

будущем.

Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образо-вания, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!»

 

В муниципальном образовательном учреждении Новомеловатская

средняя общеобразовательная школа с. Медвежье создан и функционирует с 2013 года курс внеурочной деятельности с  направлением  «Краеведение»  для начальной школы  с Программой авторов  Л.А.Обуховой и Н.С.Махиной .

 Программа по курсу «Краеведение» для младших школьников необходима для формирования преемственности патриотического воспитания младшего и среднего возраста, для заполнения пробела воспитательной системы школы «Растим патриотов» в начальном звене.

  Название программы первого года обучения «Моя малая Родина» поясняет специфику программы по сельскому краеведению. Данная программа может быть  использована в любой сельской школе при условии наполнения ее своим содержанием.

         Так как школа наша малокомплектная, мне пришлось интегрировать занятия для 1 и 2-го классов, соединяя похожие темы занятий.

В школе есть замечательный краеведческий музей. Проводя экскурсии для младших школьников в школьном  музее,  я  вижу неподдельный интерес ребят к истории своего села, своей малой родины.

         В то же время отдельные экскурсии не дают полного представления детям по истории родного села. А ведь именно в этом возрасте детей в большей  степени интересует история ближнего окружения.

ЦЕЛЬ:

      Уяснить неразрывную связь, единство истории своего края, семьи, школы

с жизнью нашей страны; воспитать детей гражданами своей Родины,

знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей

родной земли, школы.

Задачи:

Образовательные:

1. Включение  учащихся  в  практическую  исследовательскую

деятельность.

2. Развитие мотивации к сбору краеведческого материала.

3. Изучение истории и природы своего родного села.

Воспитательные:

1. Формирование потребности в саморазвитии.

2. Формирование активной жизненной позиции.

3. Развитие культуры общения.

4. Воспитание любви к своей малой Родине;

Развивающие:

1. Развитие  деловых  качеств,  таких  как  самостоятельность,

ответственность, активность, аккуратность.

2. Развитие вкуса к родному слову.

    Данная программа рассчитана на учащихся малокомплектной начальной школы (1 год - 1 и 2 классы -2 год – 2 и 3 классы -3 год - 3 и 4 классы-4 год – 4 и 1 классы).

      В первый год обучения первоклассники познают свой детский мир

внутри своей семьи, изучают семейный и детский фольклор: колыбельные

песни, потешки, прибаутки, обереги, сказки которые слышали от своих

родителей, бабушек и дедушек. Поскольку, ребята еще не умеют читать, в

основном это занятия по развитию речи. Ребята знают множество элементов

фольклора, знакомятся с фольклорными наработками своих одноклассников.

         При подготовке к занятиям большую роль играют родители.

Во второй год ребята изучают историю своей семьи, семейные традиции, семейные реликвии. Важно начать процесс патриотического воспитания с семьи. Не секрет, что чем старше становятся дети, тем больше они отдаляют-ся от семьи, тем больше их притягивает улица. Необходимо не пропустить момент, когда дети еще готовы обращаться за помощью к своим близким людям, родителям, бабушкам и дедушкам. Взрослые члены семьи

всегда готовы прийти на помощь малышам. Происходит укрепление

семейных отношений, укрепляется связь поколений, бабушки и дедушки

чувствуют свою необходимость. Растет уровень нравственности в семье.

Появляется чувство общей гордости за членов своего рода. Родители,

бабушки и дедушки – активные участники всех итоговых мероприятий,

помощники педагога.

В третий год обучения ребята будут знакомиться духовным богатством Воронежского края - учиться собирать фольклорный материал  у

односельчан, приобретать первоначальные навыки по ведению полевых

тетрадей, пользоваться миниопросниками. Чувствовать  важность  своей  работы.  Начинать  по-другому  видеть окружающий мир. Становиться внимательными и любознательными.

Четвертый год обучения по программе «Моя малая Родина» мы

посвятим изучению истории Воронежского края, путешествию в глубь времён. В школьном музее старшеклассники подготовили проект с указанием всех ранее существовавших деревень Калачеевского района.  Это

история жизни наших предков. В каждой деревне существовали свои

ремесла. Все это нужно собрать и сохранить для будущих поколений. Здесь  ведется  регулярное  пополнение  экспозиции «Крестьянский быт». Каждый ученик находит свою «изюминку», то, чего до него в экспозиции не было.

       Занятия  строятся  соответственно  возрастным  особенностям:

определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий,

организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практику,

демонстрации. Основу теоретической части курса составляют материалы,

подробное изложение которых представлено в методической копилке.

Наиболее удачная форма организации труда – активная работа ребят,

индивидуальные задания, организация выставок и конкурсов, привлечение

родителей, бабушек и дедушек учащихся.

Условия для реализации программы.

    Для успешной реализации данной программы необходимо соблюдать

ряд условий:

1. Проведение всех занятий вне класса: в школьном музее,  в библиотеке, в СДК, в гостях у односельчан, на экскурсии в природу.

2. В зале музея должны быть оборудованы рабочие места для учащихся и

педагога.

3. Привлечение к работе старшего поколения (бабушек и дедушек).

4. На рабочем столе учителя должны быть методические пособия,

дидактические материал, оборудование ИКТ.

Ожидаемые результаты.

Дети, освоив программу, знают историю своей семьи, своей школы,

своего села, земляков, прославивших родную землю, ремесла своего родного

края, населенные пункты, существовавшие когда-либо на территории села и района.

К концу 1 года обучения обучающиеся должны

Знать:

1. Роль семьи в жизни человека.

2. Элементы семейного фольклора.

Уметь

1. Рассказывать о себе, о своей семье.

2. Рассказывать бабушкины сказки, потешки, считалки, петь колыбельные

песенки.

К концу 2 года обучения обучающиеся должны

Знать:

1.Историю своей семьи,

2. Традиции своей семьи,

3. Реликвии своей семьи,

4. Роль семьи в истории села.

Уметь:

1. Собирать краеведческую информацию у членов своей семьи,

2. Делиться собранной информацией с друзьями,

3. Обобщать собранный материал.

К концу 3 года обучения обучающиеся должны

Знать:

1. Историю своего села.

2. Вклад односельчан в историю страны.

Уметь:

1. Вести полевые тетради.

2. Составлять записи фольклорных произведений.

3. Использовать миниопросники.

4. Найти свое село на карте-схеме Калачеевского района.

К концу 4 года обучения обучающиеся должны

Знать:

1. Карту заброшенных деревень района.

2. Ремесла родного края.

Уметь:

1. Провести миниэкскурсию по экспозициям крестьянского быта.

 

Литература

1.

Махина Н.С. Программа курса  «Краеведение» в 1-4 классах образовательных учреждений Воронежской области

2.

Махина Н.С. «Краеведение». Рабочая тетрадь, первый, второй, третий, четвертый год обучения, Воронеж,2011

 

3.

Бацын В. Быт русского крестьянства в XIX веке. – М., 1991.

4.

Обухова Л.А., Жиренко О.Е. Уроки краеведения 1-4 год обучения : рабочая тетрадь . – Воронеж : ВОИПКиПРО, 2011. – 35 с.

5.

Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. – Л., 1988.

6.

Буровик К. Лавка, кресло, царский трон. – М., 1986.

7.

Буровик К. Родословная вещей. – М., 1985.

8.

Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина в прошлом. – Смоленск, 1998.

9.

Живые страницы / Под ред. A.M. Аббасова. – Воронеж, 1995.

10.

Забылин М. Русский народ. Его обычаи, суеверия, предания и поэзия. – М., 1996.

11.

Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия. – Воронеж, 1992.

12.

Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. – Воронеж, 1982.

13.

Загоровский В.П. История Воронежской области. – Воронеж, 1976.

14.

Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области. – Воронеж, 1979

15.

Кретова O.K. Русский город Воронеж. – Воронеж, 1986

16.

Скривел В.И. Нестандартные формы знакомства с краеведческим материалом // Начальная школа. – 2004. – №5. – С. 22-25

17.

Музей и дети: Методические разработки цикла занятий для младших школьников. – М., 1994.

18.

Кожина О. История одежды. – М., 1998.

19.

Кулагина Г.А. Сто игр по истории. – М, 1983.

20.

Пульвер Е. Воронежская мозаика. – Воронеж, 1983.

21.

Рогов А. Как строили на Руси. – М., 1997.

22.

Русский народный костюм. – Л., 1984.

23.

Успенский Л.В. Ты и твое имя. – Волгоград, 1994.

24.

Что такое. Кто такой: В 3 т. – М., 1994.

25.

Шмойлов А.И. Весь мир в игрушке. – Воронеж, 2003.

26.

Энциклопедия обрядов и обычаев. – СПб, 1997.

27.

Якуб С.К. Вспомним забытые игры. – М., 1990.

28.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. – М., 1998.

29.

Я познаю мир: Детская энциклопедия: История. – М., 1999.

30.

Интернет-ресурсы

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!