СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение «Педагогические приёмы создания ситуации успеха на уроке географии»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: 

содействие формированию у педагогов  потребности использования  в своей работе принципа «Успех порождает успех», как одного из условий создания здоровьесберегающей среды.

Просмотр содержимого документа
«Сообщение «Педагогические приёмы создания ситуации успеха на уроке географии»»

«Педагогические приёмы создания ситуации успеха на уроке географии»

Педагог- это не лектор,

а товарищ, участвующий в процессе творчества, обучения.

А.Штненцзаль

Цель: 

содействие формированию у педагогов  потребности использования  в своей работе принципа «Успех порождает успех», как одного из условий создания здоровьесберегающей среды.

Вообще все приемы «создания на уроке ситуации успеха» относятся к направлению гуманитарной педагогики, а ее основная -воспитать из ребёнка благородного человека. И учителя разными методами и средствами должны стараться достичь этой цели. Одним из таких методов является метод создания ситуации успеха на уроке. Как добиться этой самой «ситуации успеха»?

Во -первых, нужна ценностная определенность урока, когда учитель организует групповое интервью о значимости темы и цели урока для изучения предмета. Учитель организует групповое интервью о том, что знают ученики о теме урока и что хотели бы узнать.

Пример: «Перед вами слова: исток, устье, речная система. О чем мы будем говорить сегодня? Что вы уже знаете о реках? Вспомните. А что хотите ещё узнать?». Эти способы дают возможность ребёнку открыть для себя мотивы получения новых знаний.

Во-вторых Также, часто бывает, что ваш предмет далеко не у всех учеников является любимым, причин этого может быть множество, начиная, что не понятны какие-либо темы и вследствии этого возникают сложности с выполнением заданий или его сфера интересов сдвинута в область другого предмета и др. Тогда я часто использую межпредметные связи (с биологией, литературой, физикой, математекой и т.д.):

- Это может выглядеть как задание: нарисуйте в тетради квадрат со сторонами 100м в масштабе в 1см-25м ( сторона кв равна 4см).

- Или это может выглядеть как дополнительная интересная информация: ураган- в переводе ( англ. Hurricane- харикэн), по имени майянского бога ветра Хуракана. 

- Секвойя, ареал этого дерева Тихоокеанское побережье Северной Америки. Отдельные экземпляры секвойи достигают высоты более 110 м — это одни из самых высоких деревьев на Земле. Максимальный возраст — около двух тысяч.

-  На вершине горы высотой 3, 5 км барометр показал 720 мм. рт. ст. . Какое давление у подножья, если при подъёме на 10,5 метра атмосферное давление понижается на 1 мм рт ст? 1). 3500м : 10,5м = 333м. . 2). 720 +333 = 1053 мм рт ст

- стихотворение Бокова при изучении в 8 кл «географическое положение России и ее границы»

Откуда начинается Россия?
С Курил, Камчатки, с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья

К труду, терпению, к правде, доброте.
Вот в чём звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.

Или с помощью стихотворения очень легко объясняется сложный физический процесс выветривание :

Солнце жарко припекает
И породы нагревает,
А потом мороз ударит,
И породы остывают.
Так всё время день за днём
К разрушенью  мы идём.

В-третьих, формирование самостоятельности. Чем больше вариантов самостоятельности мы сможем предложить на уроке, тем благоприятнее условия для самовыражения ребенка.

На уроке предлагается детям самим выбирать тот вид деятельности, который им ближе, понятнее. Предлагаются несколько видов деятельности: работа с учебником, географической картой, со справочным материалом, задания на карточках разной степени сложности или на разную отметку и т.д. Каждый вид своей деятельности ученик оценивает сам, так же, как и его товарищи. Я использую все эти приемы, особенно они эффективны на мой взгляд в общеобразовательных классах, где они сами могут выбрать вид деятельности, а также степень сложности задания и как результат отметку.

Также я использую часто взаимопроверку на уроке, после выполнения теста или географического диктанта, этот прием нравится очень учащимся 5-6 классов, где ты не только сам проверяешь работу, но и оцениваешь ее.

- В четвертых, формирование самосознания, когда развитие личности - это становление самосознания ребёнка. Значимым фактором развития самосознания ребёнка является оценочная деятельность учителя, особенно личностная оценка. Это качественная оценка, своеобразная рецензия, в которой есть сравнение достигнутых ребёнком результатов с его предыдущими результатами. Конкретно указанно его продвижение, а недостатки переформулированы в цель или новую задачу.

Пример: «Ты, верно усвоил как образуется ветер - из-за давления, но почему образуется разница в давлении тебе надо уточнить».

В-пятых, формирование способности к кооперации, соотнесению своих интересов с интересами других людей, признание ценности каждого человека. И в этом отношении самым мощным инструментом является технология обучения в сотрудничестве. Основная идея этой технологии – создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Очень часто в своей работе мной используются групповые формы, при которой каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы.

Группы формируются с учётом психологической совместимости детей. При этом я включаю в группу сильных, средних и слабых учеников, как девочек, так и мальчиков.

Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы. Чаще дети сами выбирают, кому что делать, но иногда я даю и свои рекомендации.

Оценивается работа всей группы, но очень важно, что оценивается не только знания, но и усилия учащихся, ведь у каждого ребенка своя «планка». При этом в ряде случаев можно предоставить ребятам самим оценивать результаты своего труда.

Безусловно, создание ситуации успеха не исчерпывается только этими принципами, хотя они являются доминантами при реализации принципов гуманной педагогики.

Очень давно я прочитала книгу Джона Грэя «Дети с небес. Искусство позитивного воспитания». Суть всей книги заключалась в переходе от методов, основанных на устрашении, к методам, основанным на любви и том, что с детьми можно и нужно общаться и без слов «не и нет», просто правильно выстраивая свои фразы. И он давал два образца фраз «не сделаешь ли ты..?» или «сделай пожалуйста…» ( вместо выполняй задание, или не играй в телефон). Эти формулы реально творят чудеса, проверено на собственных детях, этими фразами вы прямо приглашаете ребенка к сотрудничеству, что не вызывает у него сопротивления.

Часто мы вкладываем во фразу одно, а поскольку она выстроена не правильно ребенок слыша ее, воспринимает информацию иначе. Главное – следовать простым правилам, которые помогут найти с детьми общий язык.

1.ОБСУЖДАЙТЕ НЕ РЕБЕНКА, А ЕГО ПОСТУПКИ

Дети очень эмоциональны, чувствительны, ранимы и хотят, чтобы

ими гордились, поэтому тяжело переносят критику. К тому же, не

все дети понимают намёки и воспринимают слова взрослых буквально.

2. НЕ СРАВНИВАЙТЕ РЕБЕНКА

В разговорах с детьми нельзя их сравнивать с другими детьми или

вообще с кем- либо. Подобные фразы только понижают самооценку ребенка.


3. НЕ ОБВИНЯЙТЕ РЕБЕНКА В НЕУДАЧАХ

Дети только учатся, поэтому не правильно ожидать от них того,

что уже умеют учителя. А между тем, ошибки детей – это, на самом деле, ошибки учителей. Ведь дети умеют ровно то, чему их научили.


4. РЕБЕНОК ПОЛНОЦЕННЫЙ ЧЛЕН ОБЩЕСТВА

Учителя не любят, когда дети вмешиваются в их разговоры с другими детьми или выкрикивают во время ответа другого ребенка. Обидные фразы, которые в будущем могут вообще отбить у ребенка

желание участвовать в каких-либо обсуждениях.

5. НЕ УБИВАЙТЕ СЛОВОМ

Все знают, что словом можно убить, а можно и спасти человека. После таких фраз ребенок в лучшем случае обидится, а в худшем - перестанет

верить в себя и свои силы.

Неправильная фаза

Что слышит ребенок

Правильная фраза

-. «За что мне такое наказание?»

-.«Я горе для всех (мамы/папы) даже для учителя».

-. Подумай сам, почему у тебя не получилось.

-Вася всегда приходит на урок вовремя, а ты вечно опаздываешь»

-«Я хуже остальных детей».

- «Пожалуйста, старайся приходить во время– это очень важно». Затем можно выяснить, по какой причине ребёнок задержался.

-. «сколько тебя не учи – всё бестолку»

-.«ты-неумейка, что ты натворил»

-.«Попробуй ещё раз, у тебя обязательно получится!»,

«Давай попробуем сделать это еще раз, я тебе помогу»

- Не выкрикивай и не перебивай отвечающего

-. «Не суй нос, куда тебя не просят»

-. «Твое мнение важно для нас, сейчас ответит Маша, а потом мы выслушает твою версию»

-«Без разрешения никогда ничего не делай!»

-«Давай обсудим, а потом ты сделаешь сам»,

-«Ты очень самостоятельный – я тобой горжусь!».

Нельзя забывать, что даже если дети рассуждают, как взрослые, но при этом всё равно они ещё дети, и невзначай, со зла сказанное слово может изменить всю их жизнь не в лучшую сторону. Поэтому нужно стараться исключить из общения с детьми такие фразы как «уйди с глаз долой», «это твои проблемы», «как ты мне надоел». Чтобы не случилось, нужно найти в себе силы и сказать: «Давай разберёмся вместе!»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!