СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение в рамках районного заседания "Школа молодого педагога" на тему "Особенности преподавания математики в начальной школе. Из опыта работы."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение в рамках заседания "Школа молодого педагога" содержит краткие теоретические сведения об особенностях преподавания математики в начальной школе, необходимые для каждого, особенно молодого педагога и практические приемы из личного опыта работы .

Просмотр содержимого документа
«Сообщение в рамках районного заседания "Школа молодого педагога" на тему "Особенности преподавания математики в начальной школе. Из опыта работы."»

Сообщение на заседании «Школа молодого педагога»

«Особенности преподавания математики в начальной школе»



Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. В свете требований ФГОС этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Основными целями начального обучения математике являются:

  • математическое развитие младших школьников;

  • формирование системы начальных математических знаний;

  • воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач и во взрослой жизни.

Обучение математике в начальной школе направлено на реализацию следующих задач:

  • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира;

  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

  • развитие пространственного воображения, математической речи;

  • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;

  • формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

  • формирование критичности мышления.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал.

Математика в начальной школе должна хорошо подготовить учащихся для дальнейшего математического образования в основной школе, это дает учащимся владение определенным объемом математических знаний и умений, которые дадут им возможность успешно изучать математические дисциплины далее на усложняющемся уровне.

Своеобразие начальной ступени обучения состоит в том, что именно на этой ступени у учащихся должно начаться формирование элементов учебной деятельности. На основе этой деятельности у ребенка возникает теоретическое сознание и мышление, развиваются соответствующие способности (рефлексия, анализ, мысленное планирование); в этом возрасте у детей происходит также становление потребности и мотивов учения.

Начальный курс математики имеет свои особенности построения.

1. Арифметический материал составляет главное содержание курса. Основой начального курса является арифметика натуральных чисел и основных величин. Кроме того, в него входят элементы геометрии и алгебраической пропедевтики, которые по возможности включаются в систему арифметических знаний, способствуя более высокому уровню усвоения понятий о числе, арифметических действиях и математических отношениях, т.е. элементы алгебры и геометрии не составляют особых разделов курса математики, а органически связываются с арифметическим материалом. Такая связь дает возможность, с одной стороны, раньше приобщить детей к идеям алгебры и геометрии, и с другой - достичь более высокого уровня усвоения младшими школьниками арифметических знаний. Поэтому советую не пренебрегать такими заданиями типа 57 + а, где а = 8 и т.д.

2. Материал начального курса вводится концентрически. Сначала изучается нумерация чисел первого десятка, которая не подлежит десятичному расчленению, вводятся цифры для записи этих чисел, изучаются действия сложения и вычитания.

Затем рассматривается нумерация чисел в пределах 100, раскрывается понятие разряда, позиционный принцип записи чисел, которые подлежат десятичному расчленению, изучается сложение и вычитание двузначных чисел, вводятся два новых арифметических действия: умножение и деление. Далее изучается нумерация чисел в пределах 1000. Здесь рассматриваются три разряда (единицы, десятки, сотни), составляющие основу нумерации многозначных чисел, обобщаются знания об арифметических действиях, вводятся приемы письменного сложения и вычитания. Наконец, изучается нумерация многозначных чисел, рассматривается понятие класса, обобщается знание принципа поместного значения цифр, вводятся алгоритмы письменных вычислений (так называемых «в столбик») . Таким образом, в курсе выделены четыре концентра: десяток, сотня, тысяча, многозначные числа. Одновременно и в тесной связи с рассмотрением нумерации и арифметических действий изучаются другие вопросы: величины, доли, алгебраический и геометрический материал. Выделение именно таких концентров объясняется особенностями десятичной системы счисления и арифметическими действиями.

3. Вопросы теории и вопросы практического характера органически связываются между собой. Многие вопросы теории вводятся индуктивно, а на их основе раскрываются вопросы практического характера. Например, при изучении десятков вводится понятие дм, при изучении двузначных чисел - дм, мм, идет параллельно разложение на сумму разрядных слагаемых и перевод одних геометрических единиц в другие (25 = 20+5 и 25 мм = 2 см 5 мм и т. д)

При такой взаимосвязи хорошо усваиваются осознанные практические умения. Опыт показывает, что геометрический материал, связь между величинами воспринимается обучающимися с определенными трудностями.

4. Математические понятия, свойства, закономерности раскрываются в курсе в их взаимосвязи и получают свое развитие.

Так, при изучении арифметических действий сначала раскрывается конкретный смысл, затем свойства действий, связи между компонентами и результатом арифметических действий. Например, связь компонентов при сложении и вычитании находит свое продолжение в решении уравнений (1-2 класс), а после действия умножения и его компонентов изучается действие деление, а затем, задачи, обратные действию умножения(простые задачи на деление по содержанию и на деление на равные части). Подход к введению понятий соответствует возрастным возможностям младших школьников, обеспечивает доступность овладения математическим материалом. Так, во 2 классе смысл умножения раскрывается через сложение одинаковых слагаемых. Мы с детьми сразу работаем со всей таблицей умножения (даю установку, что нужно будет выучить 300 примеров, но не сразу), рассматриваем и закрепляем на практике смысл умножения и подходим к таблице умножения с вопросом: - А зачем её учить, если я смогу сложить одинаковые числа и только поняв все «секреты», дети убеждаются, что учить надо для быстрого ответа.

5. Опыт показал, что целесообразно рассматривать в сравнении сходные или связанные между собой вопросы. В этом случае сразу же можно выделить существенное сходное и различное, а это предотвратит ошибки, которые допускают учащиеся, программа предусматривает сближение во времени изучения некоторых вопросов курса (например, действия сложения и вычитания вводятся одновременно), а также введение новых вопросов в сравнении со сходными, ранее изученными. Так, периметр прямоугольника и квадрата изучаем перед непосредственным заучиванием табличных случаев умножения числа 2.

Бесспорно, как раньше, так и сейчас, на уроке математики главным является его математическое содержание, которое должно глубоко отражать логику данного учебного предмета и быть определяющим во всем, что делается на уроке. Теперь же в свете требований ФГОС важно обучать учащихся не столько математическим фактам самим по себе, сколько приобщать школьников к методам математики, развивать у них мышление. В каждом уроке важно выделить стержневую идею его математического содержания и вокруг нее сгруппировать все остальное с оптимальным выбором средств, методов и приемов обучения и воспитания на уроке. На протяжении десятилетий практически неизменными остаются взгляды на его целевую направленность, содержание, сочетание методов и средств обучения.







Использованная литература

  1. Зайцева С.А. Методика обучения математике в начальной школе. М.: ВЛАДОС, 2012.

  2. Кучер Л.Н. Становление и развитие профессиональной компетентности педагога в условиях введения и реализации ФГОС. Тверь: ТОИУУ, 2012.

Интернет-ресурсы

  1. http://images.esosedi.ru/shalya_novoe_zdanie_shkolyi - фото

  2. http://studbooks.net/1271600/pedagogika/zaklyuchenie

  3. http://bookish.link/vozrastnaya-psihologiya/komponentyi-uchebnoy-deyatelnosti.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!