Предметные результаты | Классы | Планируемые результаты |
1.1. Объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений, животных и человека на примерах сопоставления биологических объектов. | 6 | Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп). |
Приводить примеры усложнения растений в процессе эволюции, природных и искусственных сообществ. |
7 | Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп). |
8 | Объяснять родство человека с млекопитающими, человеческих рас. |
2. Аргументировать необходимость сохранения биологического разнообразия для сохранения биосферы. | 6 | Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы и необходимость защиты растительного мира. |
7 | Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы и необходимость защиты животного мира. |
9 | Обосновывать роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере. |
3. Анализировать и оценивать влияние деятельности человека на биосферу. | 6 | Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, влияние собственных поступков на многообразие видов растений, на их среду обитания и экосистемы, последствия этой деятельности. |
7 | Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, влияние собственных поступков на многообразие видов животных, на их среду обитания и экосистемы, последствия этой деятельности. |
9 | Обосновывать влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности. |
2.1. Выделять существенные признаки живых организмов. | 5 | Знать признаки живых организмов. |
6 | Знать основные признаки царства растений. |
Знать признаки классов однодольных и двудольных отдела покрытосеменных растений. |
Знать отличительные признаки семейств покрытосеменных растений. |
Знать основные признаки царства бактерий. |
Знать существенные признаки царства грибов. |
7 | Знать основные признаки царства животных. |
Знать основные признаки типов многоклеточных животных (кишечнополостных, плоских червей, круглых червей, кольчатых червей, моллюсков, членистоногих, хордовых). |
| 7 | Знать основные признаки классов моллюсков, членистоногих, хордовых. |
Знать основные признаки отрядов (типов насекомых, земноводных, пресмыкающихся, хордовых). |
9 | Различать существенные и несущественные признаки вида. |
2. Делать выводы о единстве строения клеток представителей разных царств и о том, какой объект имеет более сложное строение. | 9 | Характеризовать роль клеточной теории в обосновании единства органического мира. |
Сравнивать строение и функции клеток растений и животных. |
3. Выделять существенные признаки строения клеток разных царств. | 5 | Знать строение клеток растений и животных. |
6 | Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток растений, бактерий, грибов. |
7 | Знать строение клеток растений и животных. |
8 | Знать строение клеток животных и человека. |
9 | Характеризовать строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных. |
4. Устанавливать связь строения частей клетки с выполняемыми функциями. | 5 | Знать строение и функции клеток растений и животных. |
6 | Знать основные части и органоиды клеток растений, бактерий, грибов. |
Знать строение и функции клеток растений. |
7 | Знать строение и функции клеток животных. |
8 | Знать строение и функции клеток животных и человека. |
9 | Знать строение и функции клеток бактерий, грибов, растений и животных. |
5. Раскрывать сущность процессов жизнедеятельности клеток (питания, дыхания, обмена веществ, роста, размножения). | 5 | Знать сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость, регуляция жизнедеятельности растительной и животной клетки. |
6 | Знать сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость, регуляция жизнедеятельности растительной, грибной и бактериальной клетки. |
7 | Знать сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение конечных продуктов жизнедеятельности, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость, регуляция жизнедеятельности животной клетки. |
8 | Знать сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности человеческой клетки. |
9 | Знать обмен веществ и превращение энергии, роль ферментов и витаминов в клетках живых организмах, особенности питания, дыхания, передвижения веществ, выделения конечных продуктов жизнедеятельности, размножение, рост и развитие бактериальной, грибной, растительной и животной клеток. |
6.Устанавливать взаимосвязи между строением и функциями тканей живых организмов. | 6 | Объяснять взаимосвязь строения и функции тканей растений и грибов. |
7 | Объяснять взаимосвязь строения и функции тканей животных. |
8 | Объяснять взаимосвязь строения и функции тканей человека. |
9 | Обосновывать взаимосвязь строения и функций тканей живых организмов. |
7. Сравнивать представителей разных царств, делать выводы на основе сравнения. | 6 | Сравнивать представителей отдельных систематических групп растений, грибов, бактерий и лишайников с животными, делать выводы на основе сравнения. |
7 | Сравнивать представителей отдельных систематических групп животных с растениями, бактериями и грибами, делать выводы на основе сравнения. |
8. Осуществлять классификацию биологических объектов на основе их принадлежности к определенной систематической группе. | 6 | Определять принадлежность растений, бактерий, грибов и лишайников к определенной систематической группе. |
7 | Определять принадлежность животных к определенной систематической группе. |
9. Различать по внешнему виду, схемам и описаниям части и органоиды растительной клетки (клеточная стенка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль). | 6 | Знать основные части и органоиды растительной клетки. |
10. Различать на живых объектах и иллюстративном материале органы растений и их видоизменения. | 6 | Знать органы цветкового растения и их видоизменения. |
11. Знать клеточное строение органов растений (корня, стебля, листа). | 6 | Знать клеточное строение органов растений (корня, стебля, листа). |
12. Устанавливать связь строения органов цветкового растения и их функций. | 6 | Объяснять взаимосвязь строения органов цветкового растения и их функций. |
13. Раскрывать сущность и роль процессов жизнедеятельности цветковых растений (питание, дыхание, обмен веществ, размножение, развитие). | 6 | Знать сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость, регуляция жизнедеятельности растительного организма. |
14. Различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям растения крупных систематических групп (зеленые водоросли, бурые водоросли, красные водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные). | 6 | Знать крупные систематические группы растений (зеленые водоросли, бурые водоросли, красные водоросли, мохообразные, папоротникообразные, голосеменные, покрытосеменные). |
15. Различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям классы однодольных и двудольных отдела покрытосеменных растений. | 6 | Знать основных представителей класса однодольных и двудольных отдела покрытосеменных растений. |
16. Различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям семейств покрытосеменных растений. | 6 | Знать основных представителей семейств покрытосеменных растений. |
17. Выявлять особенности сред обитания живых организмов. | 6 | Уметь анализировать и оценивать среды обитания растений, грибов и бактерий. |
7 | Уметь анализировать и оценивать среды обитания животных. |
8 | Уметь анализировать и оценивать состояние окружающей среды человека. |
18. Приводить примеры и раскрывать сущность приспособления организмов к среде обитания. | 6 | Приводить примеры и раскрывать сущность приспособлений растительных организмов к среде обитания и к жизни в сообществах. |
7 | Приводить примеры и раскрывать сущность приспособлений животных организмов к среде обитания и к жизни в сообществах. |
9 | Приводить примеры и раскрывать сущность приспособленности растений и животных к среде обитания. |
19. Объяснять роль различных растений в природе и жизни человека. | 6 | Объяснять роль различных отделов царства Растения в природе и жизни человека и собственной деятельности. |
20. Различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям представителей царства бактерий. | 6 | Знать строение и жизнедеятельность бактериального организма. |
21. Раскрывать роль бактерий в природе и жизни человека. | 6 | Объяснять роль различных представителей царства Бактерии в природе и жизни человека и собственной деятельности. |
22. Различать по внешнему виду, изображению, схемам и описаниям представителей царства грибов. | 6 | Знать строение и жизнедеятельность грибного организма и основных его представителей. |
23. Различать по внешнему виду, изображениям, схемам и описаниям представителей царства животных. | 7 | Знать строение и жизнедеятельность животного организма и основных его представителей. |
24. Различать и сравнивать представителей разных типов простейших на микропрепаратах и иллюстративном материале, делать выводы на основе сравнения. | 7 | Знать основных представителей типов простейших. |
25. Различать представителей типов многоклеточных животных по внешнему виду, схемам и описаниям (кишечнополостных, плоских червей, круглых червей, кольчатых червей, моллюсков, членистоногих, хордовых). | 7 | Знать основных представителей типов многоклеточных животных (кишечнополостных, плоских червей, круглых червей, кольчатых червей, моллюсков, членистоногих, хордовых). |
26. Различать представителей классов моллюсков, членистоногих, хордовых, по внешнему виду, схемам и описаниям. | 7 | Знать основных представителей классов моллюсков, членистоногих, хордовых животных. |
27. Различать представителей отрядов (типов насекомых, земноводных, пресмыкающихся, хордовых) по внешнему виду, схемам и описаниям. | 7 | Знать основных представителей отрядов (типов насекомых, земноводных, пресмыкающихся, хордовых). |
28. Объяснять роль различных животных в природе и в жизни человека. | 7 | Объяснять роль различных животных царства Животные в природе и жизни человека и собственной деятельности. |
29. Приводить доказательства родства человека с животными. | 8 | Приводить доказательства родства млекопитающих животных и человека. |
9 | Приводить доказательства родства млекопитающих животных и человека. |
30. Сравнивать клетки и ткани организма человека, находить сходства и различия. | 8 | Знать строение клеток и тканей организма человека, находить сходства и различия. |
31. Различать на микропрепаратах, изображениях и по описанию ткани человека, устанавливать связь строения и функций тканей. | 8 | Знать строение тканей человека. |
32. Выделять существенные признаки и различать на иллюстративном материале и по описанию органы и системы органов человека. | 8 | Знать строение органов и систем органов человека. |
33. Устанавливать связь строения и функций органов и систем органов. | 8 | Знать строение и функции органов и систем органов человека. |
34. Сравнивать процессы нервной и гуморальной регуляции деятельности организма человека, делать выводы на основе сравнения. | 8 | Знать процессы нейрогуморальной регуляции деятельности организма человека. |
9 | Обосновывать роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека. |
35. Сравнивать газообмен в легких и тканях, делать выводы на основе сравнения. | 8 | Знать процессыгазообмена в легких и тканях в организме человека. |
36. Определять нормы рационального питания. | 8 | Уметь определять нормы рационального питания. |
37. Сравнивать стороны обмена веществ в организме, делать выводы на основе сравнения. | 8 | Знать сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии в организме человека. |
9 | Характеризовать обмен веществ и превращение энергии в организме. |
38. Объяснять механизмы проявления наследственных заболеваний, сущность процессов наследственности и изменчивости у человека. | 8 | Уметь объяснять причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека. |
9 | Приводить примеры изменчивости и наследственности у человека. |
Уметь объяснять причины проявления наследственных заболеваний у человека. |
39. Сравнивать безусловные и условные рефлексы, делать выводы на основе сравнения. | 8 | Знать особенности высшей нервной деятельности и поведения организма человека. |
9 | Знать особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. |
40. Сравнивать психическую деятельность человека и млекопитающих, делать выводы на основе сравнения. | 8 | Знать психическую деятельность человека и млекопитающих, делать выводы на основе сравнения. |
9 | Знать психическую деятельность человека и млекопитающих, делать выводы на основе сравнения. |
41. Различать на иллюстративном материале и по описанию части рефлекторной дуги. | 8 | Знать части рефлекторной дуги. |
42. Раскрывать сущность процессов жизнедеятельности организма человека (кровообращения, дыхания, газообмена в легких и тканях, пищеварения, образования и отделения мочи, терморегуляции, индивидуального развития). | 8 | Знать сущность биологических процессов жизнедеятельности организма человека: кровообращения, дыхания, газообмена в легких и тканях, пищеварения, образования и отделения мочи, терморегуляции, индивидуального развития. |
9 | Характеризовать обмен веществ и превращение энергии, особенности питания, дыхания, передвижения веществ, выделения конечных продуктов жизнедеятельности, размножения, роста и развития, особенности размножения и развития человека. |
43. Выделять существенные признаки уровней организации живой природы и описывать процессы, происходящие на каждом уровне. | 9 | Знать уровни организации живой природы и описывать процессы, происходящие на каждом уровне. |
44. Сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения. | 9 | Знать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения. |
45. Объяснять механизмы наследственности и изменчивости, делать выводы на основе сравнения. | 6 | Выявлять изменчивость растительных организмов. |
7 | Выявлять изменчивость у животных. |
8 | Уметь объяснять причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека. |
9 | Знать сущность биологических процессов: наследственности и изменчивости живых организмов. |
46. Доказывать родство организмов на основе клеточного строения живых организмов. | 9 | Знать роль клеточной теории в обосновании единства органического мира на основе клеточного строения живых организмов. |
47. Сравнивать половое и бесполое размножение, делать выводы на основе сравнения. | 5 | Характеризовать половое и бесполое размножение живых организмов. |
6 | Знать половое и бесполое размножение царства растений. |
Знать половое и бесполое размножение царства бактерий. |
Знать половое и бесполое размножение царства грибов. |
7 | Знать половое и бесполое размножение царства животные. |
8 | Знать особенности размножения и развития человека. |
9 | Характеризовать половое и бесполое размножение бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека. |
48. Выделять существенные признаки вида. | 9 | Знать существенные признаки вида. |
49. Объяснять причины многообразия видов. | 6 | Уметь объяснять причины многообразия видов растительного мира. |
7 | Уметь объяснять причины многообразия видов животного мира. |
9 | Уметь объяснять причины многообразия видов растений и животных. |
50. Выделять существенные признаки экосистемы, характеризовать роль редуцентов, продуцентов, консументов в экосистеме. | 9 | Знать существенные признаки природных сообществ, пищевые связи в них. |
Знать существенные признаки искусственных сообществ, роль человека в продуктивности искусственных сообществ. |
51. Приводить примеры разных типов взаимоотношений организмов в экосистеме. | 6 | Выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме. |
7 | Выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме. |
9 | Выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме. |
3.1. Наблюдать микрообъекты и процессы, делать рисунки микропрепаратов, фиксировать результаты наблюдений. | 5 | Готовить микропрепараты, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать растительные клетки, клетки животных и человека. |
6 | Готовить микропрепараты, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать растительные клетки, клетки бактерий, грибов. |
7 | Готовить микропрепараты, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки и ткани животных. |
8 | Готовить микропрепараты, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки и ткани человека. |
2. Наблюдать части растительной клетки под микроскопом клетки и описывать их. | 6 | Готовить микропрепараты, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать растительные клетки. |
3. Использовать методы изучения живых организмов (наблюдение, эксперимент, описание, измерение). | 5 | Описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты. |
Сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам. |
Описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ. |
6 | Наблюдать за размножением, ростом и развитием растений, бактерий, грибов, сезонными изменениями в природе, описывать биологические объекты (растительные клетки, бактерии, грибы). |
7 | Наблюдать за ростом и развитием животных, поведением и сезонными изменениями в жизни домашних и с/х животных, сезонными изменениями в природе, описывать биологические объекты (клетки и ткани животных). |
8 | Ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты (клетки и ткани человека). |
9 | Наблюдать за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека. |
Ставить простейшие опыты изучения жизнедеятельности растений, поведения животных. |
4. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии. | 5 | Знать правила безопасности при проведении практических работ. |
6 | Знать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии. |
7 | Знать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии. |
8 | Знать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии. |
9 | Знать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии. |
5. Работать с увеличительными приборами. | 5 | Соблюдать правила работы с увеличительными приборами. |
6 | Соблюдать правила работы с увеличительными приборами. |
7 | Соблюдать правила работы с увеличительными приборами. |
8 | Соблюдать правила работы с увеличительными приборами. |
9 | Соблюдать правила работы с увеличительными приборами. |
6. Наблюдать биологические объекты, проводить биологические эксперименты. | 5 | Описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты. |
Сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам. |
Описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ. |
6 | Наблюдать за размножением, ростом и развитием растений, бактерий, грибов, сезонными изменениями в природе, описывать биологические объекты (растительные клетки, бактерии, грибы). |
7 | Наблюдать за ростом и развитием животных, поведением и сезонными изменениями в жизни домашних и с/х животных, сезонными изменениями в природе, описывать биологические объекты (клетки и ткани животных). |
8 | Ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты (клетки и ткани человека). |
9 | Наблюдать за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека. |
Ставить простейшие опыты изучения жизнедеятельности растений, поведения животных. |
4.1. Аргументировать и приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. | 6 | Соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. |
2. Аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых простейшими, паразитическими червями. | 7 | Соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых простейшими, паразитическими червями. |
3. Аргументировать необходимость сохранения биологического разнообразия для сохранения биосферы. | 9 | Обосновывать необходимость сохранения биологического разнообразия для сохранения биосферы. |
4. Анализировать и оценивать влияние деятельности человека на биосферу. | 9 | Оценивать влияние деятельности человека на биосферу. |
5. Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от окружающей среды. | 8 | Объяснять взаимосвязь человека и окружающей среды, зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. |
9 | Обосновывать взаимосвязь человека и окружающей среды. |
Обосновывать влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека. |
6. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стресса, вредных привычек, нарушения осанки, плоскостопия, слуха, зрения; инфекционных и простудных заболеваний. | 8 | Соблюдать меры профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний. |
9 | Соблюдать меры профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний. |
5.Раскрывать роль биологии в практической деятельности людей, роль различных организмов в жизни человека. | 6 | Объяснять роль биологии в практической деятельности людей. |
Объяснять роль различных отделов царства Растения, царства Бактерии, Грибы и Лишайники в жизни человека и собственной деятельности. |
7 | Объяснять роль животных в жизни человека и собственной деятельности. |
8 | Объяснять роль биологии в практической деятельности людей, роль растений, бактерий, грибов, лишайников и животных в жизни человека. |
9 | Объяснять роль биологии в практической деятельности людей, роль растений, бактерий, грибов, лишайников и животных в жизни человека. |
6.1. Применять приемы размножения растений на практике. | 6 | Знать приемы выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними. |
2. Описывать и использовать приемы ухода за домашними животными. | 7 | Знать простейшие рекомендации по содержанию и размножению домашних животных, ухода за ними. |
3.Доказывать необходимость соблюдать правила сбора грибов и меры профилактики отравления ядовитыми грибами. | 6 | Знать правила сбора грибов и приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. |
4. Применять приемы оказания первой помощи при кровотечениях, при отравлении угарным газом, спасении утопающих, простудных заболеваниях. | 7 | Знать приемы оказания первой помощи при укусах животных. |
8 | Знать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, при кровотечениях, при отравлении угарным газом, при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего. |
9 | Знать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, при кровотечениях, при отравлении угарным газом, при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего. |
Личностные результаты | Классы | Планируемые результаты |
8.1.На основе наблюдения определять гармоничность физического развития, нарушения осанки и плоскостопия. | 8 | Знать признаки гармоничности физического развития, нарушения осанки и плоскостопия. |
2.Наблюдать за состоянием собственного организма, измерять пульс, артериальное давление. | 8 | Уметь измерять пульс, артериальное давление. |
3.Соблюдать меры профилактики нарушений обмена веществ и развития авитаминозов, заболеваний, передающихся половым путем, СПИДа, нарушений работы органов чувств, вредных привычек. | 8 | Знать меры профилактики нарушений обмена веществ и развития авитаминозов, заболеваний, передающихся половым путем, СПИДа, нарушений работы органов чувств, вредных привычек. |
4.Соблюдать принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха. | 8 | Знать принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха. |
Метапредметные результаты | Классы | Планируемые результаты |
6.1.Выделять существенные признаки биологических объектов живой природы. | 5 | Знать признаки живых организмов. |
6 | Знать основные признаки царства растений. |
Знать признаки классов однодольных и двудольных отдела покрытосеменных растений. |
Знать отличительные признаки семейств покрытосеменных растений. |
Знать основные признаки царства бактерий. |
Знать существенные признаки царства грибов. |
7 | Знать основные признаки царства животных. |
Знать основные признаки типов многоклеточных животных (кишечнополостных, плоских червей, круглых червей, кольчатых червей, моллюсков, членистоногих, хордовых). |
Знать основные признаки классов моллюсков, членистоногих, хордовых. Знать основные признаки отрядов (типов насекомых, земноводных, пресмыкающихся, хордовых). |
9 | Выделять существенные признаки вида. |
2.Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей разных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения. | 6 | Знать строение растительной клетки, тканей, органов, основных представителей разных систематических групп царства растения и делать выводы на основе сравнения. |
7 | Знать строение животной клетки, тканей, органов и систем органов, основных представителей разных систематических групп царства животные и делать выводы на основе сравнения. |
8 | Знать строение клетки человека, тканей, органов и систем органов и делать выводы на основе сравнения. |
9 | Знать строение клеток, тканей, органов и систем органов бактерий, грибов, растений и животных и делать выводы на основе сравнения. |
3.Устанавливать связь строения частей клетки, тканей и органов живых организмов с выполняемыми функциями. | 6 | Знать строение и функции растительной клетки, тканей, органов. |
7 | Знать строение и функции животной клетки, тканей, органов и систем органов. |
8 | Знать строение и функции клетки человека, тканей, органов и систем органов. |
9 | Знать строение и функции клеток, тканей, органов и систем органов бактерий, грибов, растений и животных. |
4.Сравнивать, раскрывать сущность и роль процессов жизнедеятельности клеток, тканей и организма в целом. | 5 | Знать сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость, регуляция жизнедеятельности растительной и животной клетки, тканей и организма в целом. |
| 6 | Знать сущность биологических процессов: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость, регуляция жизнедеятельности растительной, грибной и бактериальной клетки, тканей и организма в целом. |
7 | Знать сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение конечных продуктов жизнедеятельности, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость, регуляция жизнедеятельности животной клетки, тканей и организма в целом. |
8 | Знать сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности человеческой клетки, тканей и организма в целом. |
9 | Знать обмен веществ и превращение энергии, роль ферментов и витаминов в клетках живых организмах, особенности питания, дыхания, передвижения веществ, выделения конечных продуктов жизнедеятельности, размножение, рост и развитие бактериальной, грибной, растительной и животной клеток, тканей и организма в целом. |
5.Осуществлять классификацию биологических объектов на основе их принадлежности к определенной систематической группе. | 6 | Определять принадлежность растений, бактерий, грибов и лишайников к определенной систематической группе. |
7 | Определять принадлежность животных к определенной систематической группе. |
6.Выявлять особенности сред обитания и приспособления организмов к этой среде. | 6 | Уметь анализировать и оценивать среды обитания растений, грибов и бактерий, и приспособления организмов к этой среде. |
7 | Уметь анализировать и оценивать среды обитания животных и приспособления организмов к этой среде. |
8 | Уметь анализировать и оценивать состояние окружающей среды человека и приспособления организма к этой среде. |
9 | Уметь анализировать и оценивать среды обитания растений, грибов, бактерий, животных и человека, и приспособления организмов к этой среде. |
7.Объяснять роль различных живых организмов в природе и жизни человека. | 6 | Знать роль растений, грибов и бактерий в природе и жизни человека. |
7 | Знать роль животных в природе и жизни человека. |
8 | Знать роль различных живых организмов в природе и жизни человека. |
9 | Знать роль различных живых организмов в природе и жизни человека. |
8.Аргументировать и приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых различными организмами. | 6 | Доказать необходимость соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, грибами и бактериями. |
7 | Доказать необходимость соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными. |
8 | Доказать необходимость соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых различными организмами. |
9 | Доказать необходимость соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых различными организмами. |
9.Объяснять механизмы проявления различных заболеваний. | 6 | Объяснить механизмы проявления различных заболеваний, вызываемых растениями, грибами и бактериями. |
7 | Объяснить механизмы проявления различных заболеваний, вызываемых животными. |
8 | Объяснить механизмы проявления различных заболеваний. |
9 | Объяснить механизмы проявления различных заболеваний. |
10.Объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп живых организмов на примерах сопоставления биологических объектов. | 6 | Объяснить общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления различных растений. |
7 | Объяснить общность происхождения и эволюции систематических групп животных на примерах сопоставления различных животных. |
8 | Объяснить общность происхождения и эволюции человека на примерах сопоставления с животными. |
9 | Объяснить общность происхождения и эволюции человека на примерах сопоставления с животными. |
11.Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от окружающей среды. | 8 | Объяснять взаимосвязь человека и окружающей среды, зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды. |
9 | Обосновывать взаимосвязь человека и окружающей среды. |
Обосновывать влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека. |
12.Выделять существенные признаки уровней организации живой природы и описывать процессы, происходящие на каждом уровне. | 9 | Уметь выделять существенные признаки уровней организации живой природы и описывать процессы, происходящие на каждом уровне. |
13.Сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения. | 9 | Знать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения. |
14.Доказывать родство живых организмов. | 9 | Уметь доказывать родство живых организмов. |
15.Описывать приспособленность организмов к окружающей среде. | 9 | Уметь описывать приспособленность организмов к окружающей среде. |
16.Аргументировать необходимость сохранения биологического разнообразия для сохранения биосферы. | 9 | Уметь доказывать необходимость сохранения биологического разнообразия для сохранения биосферы. |
17.Анализировать и оценивать влияние деятельности человека на биосферу. | 9 | Уметь анализировать и оценивать влияние деятельности человека на биосферу. |
18.Делать выводы, заключения, основываясь на биологических и экологических знаниях. | 9 | Уметь делать выводы, заключения, основываясь на биологических и экологических знаниях. |
19.Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать биологические факты и явления. | 9 | Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать биологические факты и явления. |
22.Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, основываясь на биологических знаниях. | 9 | Уметь строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, основываясь на биологических знаниях. |
24.Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: - давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; - осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений биологических объектов; - обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от биологического понятия с меньшим объемом к биологическому понятию с большим объемом. | 9 | Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: - давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; - осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений биологических объектов; - обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от биологического понятия с меньшим объемом к биологическому понятию с большим объемом. |
7.1.Составлять схемы цепей питания. | 6 | Уметь составлять схемы цепей питания. |
7 | Уметь составлять схемы цепей питания. |
9 | Уметь составлять схемы цепей питания. |
2.Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик биологического объекта. | 9 | Уметь создавать схематические модели с выделением существенных характеристик биологического объекта. |
4.Создавать модели с выделением существенных характеристик биологического объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область (биология). | 9 | Уметь создавать модели с выделением существенных характеристик биологического объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область (биология). |
5.Представлять биологическую информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. | 6 | Уметь представлять биологическую информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. |
7 | Уметь представлять биологическую информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. |
8 | Уметь представлять биологическую информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. |
9 | Уметь представлять биологическую информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. |
6.Преобразовывать биологическую информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. | 9 | Уметь преобразовывать биологическую информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. |
7.Представлять биологическую информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата. | 9 | Уметь представлять биологическую информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата. |
9.1.Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта по биологии, проведения биологического исследования). | 5 | Уметь составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта по биологии, проведения биологического исследования). |
6 | Уметь составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта по биологии, проведения биологического исследования). |
7 | Уметь составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта по биологии, проведения биологического исследования). |
8 | Уметь составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта по биологии, проведения биологического исследования). |
9 | Уметь составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта по биологии, проведения биологического исследования). |
10.Формулировать и задавать вопросы по биологической тематике. | 5 | Уметь формулировать и задавать вопросы по биологической тематике. |
6 | Уметь формулировать и задавать вопросы по биологической тематике. |
7 | Уметь формулировать и задавать вопросы по биологической тематике. |
8 | Уметь формулировать и задавать вопросы по биологической тематике. |
9 | Уметь формулировать и задавать вопросы по биологической тематике. |
11.1.Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература по биологии, биологические приборы, компьютер). | 6 | Уметь, работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература по биологии, биологические приборы, компьютер). |
7 | Уметь, работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература по биологии, биологические приборы, компьютер). |
8 | Уметь, работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература по биологии, биологические приборы, компьютер). |
9 | Уметь, работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература по биологии, биологические приборы, компьютер). |
3.Преобразовывать биологическую информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | 9 | Уметь преобразовывать биологическую информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). |
4.Вычитывать все уровни текстовой биологической информации. | 9 | Уметь вычитывать все уровни текстовой биологической информации. |