СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сопоставительный анализ стихотворения "Запоздалый дождь" М.Р.Чойбонова и "Молитва" М.Ю.Лермонтова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Самое удивительное свойство лирического произведения — проникать в душу читателя, пробуждать в ней самые разные сильные, глубокие чувства. Одно из таких чувств — ощущение бытия Бога, упование на Него. В данной презентации идет сопоставительный анализ внутреннего мира лирического героя двух поэтов в стихотворениях "Запоздалый дождь" и "Молитва".

Просмотр содержимого документа
«Сопоставительный анализ стихотворения "Запоздалый дождь" М.Р.Чойбонова и "Молитва" М.Ю.Лермонтова»

Библейская тема в произведениях русской классической литературы и современной бурятской литературы  (сопоставительный анализ стихотворения «Запоздалый дождь» М.Р.Чойбонова и «Молитва» М.Ю.Лермонтова)     Цыденова С.Ц .

Библейская тема в произведениях русской классической литературы и современной бурятской литературы (сопоставительный анализ стихотворения «Запоздалый дождь» М.Р.Чойбонова и «Молитва» М.Ю.Лермонтова)

Цыденова С.Ц .

Введение   Почти у каждого поэта, за редким исключением, есть стихотворения-молитвы, которые можно назвать жемчужинами духовной поэзии, потому что именно они обладают живительной силой исцелять измученные житейскими невзгодами человеческие души.

Введение

Почти у каждого поэта, за редким исключением, есть стихотворения-молитвы, которые можно назвать жемчужинами духовной поэзии, потому что именно они обладают живительной силой исцелять измученные житейскими невзгодами человеческие души.

  Самое удивительное свойство лирического произведения — проникать в душу читателя, пробуждать в ней самые разные сильные, глубокие чувства. Одно из таких чувств — ощущение бытия Бога, упование на Него.

Самое удивительное свойство лирического произведения — проникать в душу читателя, пробуждать в ней самые разные сильные, глубокие чувства. Одно из таких чувств — ощущение бытия Бога, упование на Него.

Кто такой Бог? Это  Будда, Иисус Христос, Магомед. Почему мы обращаемся к Богу с молитвой? Потому что молитва — это беседа человека с Богом. Через молитву человек соединялся с Богом, укреплялся духом, и легче ему было преодолевать выпавшие на его долю невзгоды и трудности. И это мы видим в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Молитва» и в стихотворении известного бурятского поэта-философа М.Р.Чойбонова «Запоздалый дождь».

Кто такой Бог?

Это Будда, Иисус Христос, Магомед.

Почему мы обращаемся к Богу с молитвой? Потому что молитва — это беседа человека с Богом.

Через молитву человек соединялся с Богом, укреплялся духом, и легче ему было преодолевать выпавшие на его долю невзгоды и трудности.

И это мы видим в стихотворениях М.Ю.Лермонтова «Молитва» и в стихотворении известного бурятского поэта-философа М.Р.Чойбонова «Запоздалый дождь».

«Молитва» М.Ю.Лермонтова  Обратимся к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Молитва». «Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принёс», – так отозвалась о стихотворении Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…») его бабушка, Е. А. Арсеньева.  В нем изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелегкий период жизни и находится в смятении.

«Молитва» М.Ю.Лермонтова

Обратимся к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Молитва». «Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принёс», – так отозвалась о стихотворении Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную…») его бабушка, Е. А. Арсеньева.

В нем изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелегкий период жизни и находится в смятении.

«Молитва» М.Ю.Лермонтова Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нем задается круг проблем: «В минуту жизни трудную  Теснится ль в сердце грусть»… Глагол «теснится» , используемый здесь поэтом, передает ощущение безвыходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает свое решение: «Одну молитву чудную  Твержу я наизусть»

«Молитва» М.Ю.Лермонтова

Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нем задается круг проблем:

«В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть»…

Глагол «теснится» , используемый здесь поэтом, передает ощущение безвыходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает свое решение:

«Одну молитву чудную Твержу я наизусть»

«Молитва» М.Ю.Лермонтова Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Показана неизъяснимая прелесть этой молитвы, и ее Лермонтов описывает в следующем двустишии: «И дышит непонятная,  Святая прелесть в них» Повторение знакомых слов успокаивает, придает «благодатные силы», о чем и говорится в последних четырех строках: «С души как бремя скатится,  Сомненье далеко –  И верится, и плачется,  И так легко, легко…» Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве. Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед.

«Молитва» М.Ю.Лермонтова

Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Показана неизъяснимая прелесть этой молитвы, и ее Лермонтов описывает в следующем двустишии:

«И дышит непонятная, Святая прелесть в них»

Повторение знакомых слов успокаивает, придает «благодатные силы», о чем и говорится в последних четырех строках:

«С души как бремя скатится, Сомненье далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко…»

Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве. Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед.

«Молитва» М.Ю.Лермонтова     В стихотворении Лермонтова «Молитва» анализ художественных средств имеет не меньшее значение для понимания его идеи, чем рассмотрение самого текста. Какими же приемами пользуется автор?  Прежде всего, отметим, что при небольшом объеме стихотворения (три четверостишия), в нем большое количество тропов. Это и эпитеты : «минута жизни трудная», «чудная молитва», «непонятная, святая прелесть», «благодатная сила», и метафоры : «дышит непонятная, святая прелесть в них» и сравнения «с души как бремя скатится». Все они служат одной цели: передать то возвышенное, приподнятое настроение, в котором находится лирический герой, выразить глубину его переживаний и настроить самого читателя на возвышенный лад.

«Молитва» М.Ю.Лермонтова

В стихотворении Лермонтова «Молитва» анализ художественных средств имеет не меньшее значение для понимания его идеи, чем рассмотрение самого текста. Какими же приемами пользуется автор? Прежде всего, отметим, что при небольшом объеме стихотворения (три четверостишия), в нем большое количество тропов. Это и эпитеты : «минута жизни трудная», «чудная молитва», «непонятная, святая прелесть», «благодатная сила», и метафоры : «дышит непонятная, святая прелесть в них» и сравнения «с души как бремя скатится». Все они служат одной цели: передать то возвышенное, приподнятое настроение, в котором находится лирический герой, выразить глубину его переживаний и настроить самого читателя на возвышенный лад.

«Запоздалый дождь» М.Р.Чойбонова   Одним из ярких представителей философии буддизма в Бурятии является Матвей Рабданович Чойбонов , который учение Будды отразил в стихах. Он обращается к нему как к Богу, Спасителю. Как утверждает сам поэт в стихотворении «Запоздалый дождь» именно Бурхан помог ему в жизни.

«Запоздалый дождь» М.Р.Чойбонова

Одним из ярких представителей философии буддизма в Бурятии является Матвей Рабданович Чойбонов , который учение Будды отразил в стихах. Он обращается к нему как к Богу, Спасителю. Как утверждает сам поэт в стихотворении «Запоздалый дождь» именно Бурхан помог ему в жизни.

«Запоздалый дождь» М.Р.Чойбонова Стихотворение можно разделить на 2 части.  Поэт в 1-ой части говорит о своём прошлом. Какое же оно было?  (Прошлое было «тёмное», были разлуки, злые случаи, предательства друга и «Была моя жизнь под каким-то вопросом,/ Казалось, случайно попал я на свет…» ).  В стихотворении изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром.    И вот человек, не находя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу. Как вспомнишь-слеза на глаза навернётся, Но час мой пробьёт по прошествии лет: Судьба повернётся и мне улыбнётся, И Боги к себе позовут на совет….

«Запоздалый дождь» М.Р.Чойбонова

Стихотворение можно разделить на 2 части.

Поэт в 1-ой части говорит о своём прошлом.

Какое же оно было? (Прошлое было «тёмное», были разлуки, злые случаи, предательства друга и «Была моя жизнь под каким-то вопросом,/ Казалось, случайно попал я на свет…» ).

В стихотворении изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром.

И вот человек, не находя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу.

Как вспомнишь-слеза на глаза навернётся,

Но час мой пробьёт по прошествии лет:

Судьба повернётся и мне улыбнётся,

И Боги к себе позовут на совет….

«Запоздалый дождь» М.Р.Чойбонова Что он хочет найти, и что он находит? Ответ на это вопрос находим во второй части стихотворения: И я, молодой, закалённый, неспешно К богам свои стопы направил- и вот Не видно во мне обречённости прежней,- Спокоен и светел, как летний восход.   И в сердце вселилась навеки надежда,- Отныне не быть мне сосной на юру. Идут ко мне боги для светлой услады В моём сотворенном молитвой дому. Теперь он как бы снова начал жизнь. Боги исцелили его душу. Уходит тоска, томленье, их сменяют вера и надежда.

«Запоздалый дождь» М.Р.Чойбонова

Что он хочет найти, и что он находит? Ответ на это вопрос находим во второй части стихотворения:

И я, молодой, закалённый, неспешно

К богам свои стопы направил- и вот

Не видно во мне обречённости прежней,-

Спокоен и светел, как летний восход.

 

И в сердце вселилась навеки надежда,-

Отныне не быть мне сосной на юру.

Идут ко мне боги для светлой услады

В моём сотворенном молитвой дому.

Теперь он как бы снова начал жизнь. Боги исцелили его душу. Уходит тоска, томленье, их сменяют вера и надежда.

«Запоздалый дождь» М.Р.Чойбонова  В первой части ощущение печали, смуты, тяжести выражены наречиями сыро, серо, дерзко, косо, случайно, мерзко. Существительными разлука, вопрос, слеза, химера - несбыточная и странная мечта, разлука). Прилагательными запоздалый, тёмный, неизбежный, злой, кроткий.   При описании силы и прелести жизни поэт использует прилагательные и причастия: молодой, закалённый, спокойный, светлый, славный. Существительные: боги, восход, пир, сердце, надежда, услада -доставляет наслаждение и радость, молитва, дом).

«Запоздалый дождь» М.Р.Чойбонова

В первой части ощущение печали, смуты, тяжести выражены наречиями сыро, серо, дерзко, косо, случайно, мерзко. Существительными разлука, вопрос, слеза, химера - несбыточная и странная мечта, разлука). Прилагательными запоздалый, тёмный, неизбежный, злой, кроткий.

При описании силы и прелести жизни поэт использует прилагательные и причастия: молодой, закалённый, спокойный, светлый, славный. Существительные: боги, восход, пир, сердце, надежда, услада -доставляет наслаждение и радость, молитва, дом).

«Запоздалый дождь» М.Р.Чойбонова  В стихотворении «Запоздалый дождь» Чойбонова М.Р. анализ художественных средств имеет не меньшее значение для понимания его идеи. Какими же приёмами пользуется автор?    В стихотворении много троп. Это и эпитеты : «запоздалый дождь», «большая химера», «годы былые», «кроткий друг», «летний восход», «осеннюю тьму», «светлой услады», и метафоры  «торопливый дождь» «И в сердце вселилась навеки надежда»; «В моём сотворенном молитвой дому», и сравнения «Спокоен и светел, как летний восход»; «И прошлое–будто большая химера », и олицетворения  «дождь шумит и шумит»,  «прошлое стоит», «судьба повернётся и мне улыбнётся».

«Запоздалый дождь» М.Р.Чойбонова

В стихотворении «Запоздалый дождь» Чойбонова М.Р. анализ художественных средств имеет не меньшее значение для понимания его идеи. Какими же приёмами пользуется автор?

В стихотворении много троп. Это и эпитеты : «запоздалый дождь», «большая химера», «годы былые», «кроткий друг», «летний восход», «осеннюю тьму», «светлой услады», и метафоры «торопливый дождь» «И в сердце вселилась навеки надежда»; «В моём сотворенном молитвой дому», и сравнения «Спокоен и светел, как летний восход»; «И прошлое–будто большая химера », и олицетворения «дождь шумит и шумит», «прошлое стоит», «судьба повернётся и мне улыбнётся».

«Запоздалый дождь» М.Р.Чойбонова  Поэт обращается к нашим чувствам. Он хочет, чтобы мы пережили с ним это движение души от грусти и тоски - к надежде и вере.  В стихотворении, благодаря таким опорным словам, как «запоздалый дождь», «осенняя тьма», - представлена природная зарисовка осени. Время природы – увядание, и автор заставляет задуматься о времени жизни человека.  Идея стихотворения: человеку после молитвы становится легко. Он обретает веру, надежду на лучшее в своей жизни).  Все они служат одной цели: передать то возвышенное, приподнятое настроение, в котором находится лирический герой, выразить глубину его переживаний и настроить самого читателя на возвышенный лад.

«Запоздалый дождь» М.Р.Чойбонова

Поэт обращается к нашим чувствам. Он хочет, чтобы мы пережили с ним это движение души от грусти и тоски - к надежде и вере.

В стихотворении, благодаря таким опорным словам, как «запоздалый дождь», «осенняя тьма», - представлена природная зарисовка осени. Время природы – увядание, и автор заставляет задуматься о времени жизни человека.

Идея стихотворения: человеку после молитвы становится легко. Он обретает веру, надежду на лучшее в своей жизни).

Все они служат одной цели: передать то возвышенное, приподнятое настроение, в котором находится лирический герой, выразить глубину его переживаний и настроить самого читателя на возвышенный лад.

«Заключение В заключение всего вышесказанного можно отметить, что «Молитва» М.Ю.Лермонтова и «Запоздалый дождь» М.Р.Чойбонова дополняют друг друга, поскольку позволяют «собрать» более полный и разносторонний образ лирического героя. Мы видим, что герои, несмотря ни на что, верят в Бога. Не находя опоры вокруг себя, они обращаются к высшим силам за помощью. А помощь эта ему необходима — герои обладают ранимой и чувствительной душой, сильно страдают, часто испытывают невыносимую боль. Однако герои способны любить и ценить прекрасное, что и кроется в святых словах молитвы.

«Заключение

В заключение всего вышесказанного можно отметить, что «Молитва» М.Ю.Лермонтова и «Запоздалый дождь» М.Р.Чойбонова дополняют друг друга, поскольку позволяют «собрать» более полный и разносторонний образ лирического героя. Мы видим, что герои, несмотря ни на что, верят в Бога. Не находя опоры вокруг себя, они обращаются к высшим силам за помощью. А помощь эта ему необходима — герои обладают ранимой и чувствительной душой, сильно страдают, часто испытывают невыносимую боль. Однако герои способны любить и ценить прекрасное, что и кроется в святых словах молитвы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!