Сопоставительная характеристика стихотворений А. С. Пушкина «Бесы» и П. А. Вяземского «Метель».
Цели урока: продолжить формирование навыков исследовательской деятельности во время сопоставительного анализа двух поэтических произведений (стихотворений А. С. Пушкина «Бесы» П. А. Вяземского «Метель»); обучать выявлять характерные особенности поэзии А. С. Пушкина и П.А. Вяземского; развивать творческие способности; воспитывать эстетический вкус.
Тип урока: лабораторная работа.
Оборудование: тексты стихотворений, карточки с заданиями, план сопоставительной характеристики двух поэтических произведений, дополнительная литература.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Мы закончили изучение творчества выдающегося русского поэта А. С. Пушкина. Пушкин – это живая связь прошлого русской литературы с её будущим, это залог её неизбывного жизнелюбия, основанного на горячей вере в добро, в его непременное торжество над злом. И сегодня в процессе работы мы попытаемся ещё раз в этом убедиться, для этого сопоставим стихотворение А. С. Пушкина «Бесы» со стихотворением другого великого русского поэта П. А. Вяземского «Метель». Но прежде, чем вы приступите к работе, прослушайте сообщение о П. А. Вяземском.
Сообщение ученика о П. А. Вяземском.
Выполнение работы.
Бесы» читаются ребятами дома, на уроке же на парты раздаётся текст «Метели»; содержанием урока становится сравнение уже известного текста с новым. После прочтения стихотворения Вяземского дается задание:- Возьмите карточки, внимательно прочитайте задания. Схема анализа стихотворений находится у каждого на столе, дополнительная литература – на столе учителя. Приступаем к работе.
Задания.
«Можно ли поставить два этих стихотворения рядом?»
Какие приёмы изображения используют авторы в своих произведениях?
Как изображается метель обоими авторами?
Какое настроение сопутствует каждому из стихотворений?
Сделайте вывод.
Пояснения: сильные ученики работают самостоятельно, а для слабых необходима помощь в виде карточек – подсказок.
Учитель в течение урока постоянно консультирует учащихся.
Выводы работы.
Роднит эти стихотворения в первую очередь изображенная ситуация — герой в дороге застигнут метелью. Из трех общих компонентов этой ситуации — путник, дорога, метель — к области сходств относится более всего метель. Метель показывается ими как природное явление, ломающее привычный порядок мироустройства, буквально перемешивающее все вокруг. У Пушкина знаменитое «Мчатся тучи, вьются тучи...» настойчиво, с интонацией заклинания повторяется на протяжении стихотворения несколько раз; у Вяземского:
День светит; вдруг не видно зги,
Вдруг ветер налетел размахом,
Степь поднялася мокрым прахом
И завивается в круги.
Снег сверху, бьет, снег веет снизу,
Нет воздуха, небес, земли;
На землю облака сошли,
На день насунув ночи ризу.
Штурм сухопутный: тьма и страх!
Вяземский сознательно использует прием антитезы в изображении метели, в каждой строчке как бы передавая состояние хаотического беспорядка, возникающего с началом метели, поэт сталкивает слова-антонимы: небо (облака, воздух) — земля, день — ночь, верх — низ.
У Пушкина: «Закружились бесы разны...», «Сил нам нет кружиться доле...»; у Вяземского: «Степь поднялася мокрым прахом // И завивается в круги...», «И Божий мир стал снежный шар...».
Весьма показательно также, что метель обоими авторами олицетворяется, причем и Пушкин, и Вяземский видят в ней проявление бесовской силы. Вспомним, что у Пушкина само название стихотворения — «Бесы» указывает на это: метель изображается им как дьявольская пляска нечисти вокруг кибитки. Ср. у Вяземского:
Тут выскочит проказник леший,
Ему раздолье в кутерьме:
То огонек блеснет во тьме.
То перейдет дорогу пеший,
Там колокольчик где-то бряк,
Тут добрый человек аукнет.
То кто-нибудь в ворота стукнет,
То слышен лай дверных собак.
Пойдешь вперед, поищешь сбоку,
Все глушь, все снег, да мерзлый пар...
Метель, (стихия) противостоит герою. Она выступает по отношению к нему как сила враждебная. Она сбивает с пути, лишает человека твердой дороги, обманывает, подменяя действительность миражами.
Однако вышеперечисленные сходства не снимают ощущения глубокого различия, существующего между двумя этими стихотворениями. Оно обусловлено разным восприятием метели героями. Реакция героя пушкинского стихотворения обозначена в первой же строфе: «Страшно, страшно поневоле //Средь неведомых равнин...» Это ощущение поддерживается самым серьезным образом на протяжении всего стихотворения и с новой силой вспыхивает в последних строках:
Мчатся бесы рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне...
Стихотворение Вяземского, кончающееся на первый взгляд более трагично — кибитка падает в овраг, — на самом деле оказывается веселым, а не страшным (ср. и в описании метели — мрачные «бесы» у Пушкина и веселый «проказник леший» у Вяземского). Герой, несмотря на собственное восклицание о метели — «тьма и страх!» — все же ничуть не боится, относится к происходящему несерьезно. Вряд ли он вообще переживает его изнутри, как это мы видим у Пушкина, — скорее, он вспоминает о забавном дорожном приключении. Это отношение подчеркивается и нарочитым каламбуром:
И Божий мир стал снежный шар.
Где как ни шаришь, все без проку, —
и особенно заключительными строками стихотворения, явно юмористическими по характеру:
И в полночь самую с дороги
Кибитка на бок — ив овраг.
Ночлег и тихий и с простором:
Тут тараканам не залезть,
И разве волк ночным дозором
Придет проведать: кто тут есть?
Кроме того, стихотворение Вяземского начинается со светлой, радостной ноты: «День светит...» Читателю показано начало метели — тем самым в его сознании утверждается мысль о том, что метель имеет границы. Раз она началась, то может и закончиться. Здесь нет и речи о «вселенскости», глобальности происходящего. Герой же Пушкина изначально пребывает в самой сердцевине хаотичного кружения метели, в стихотворении нет ни одного светлого, отрадного пятна, нет даже и намека на конечность, ограниченность стихии.
Итак, столь близкие по изображенной ситуации стихотворения оказываются противоположными по выраженному настроению.
Метель у Пушкина символична, это образ с двойным дном, он скрывает в себе некий глубинный смысл. Метель — не только природное явление; она олицетворяет собой внутреннее состояние героя, чувство душевного разлада. Ощущение мрака, тоски, какой-то безысходности, тупика владеет героем. Потому-то и страшат бесы «внешние», что находят себе отклик «внутри». Лихорадочная попытка выбраться из этой жизненной круговерти оказывается безнадежной, по крайней мере в рамках стихотворения. «ритмопись» В стихотворении Пушкина присутствует «ритмопись». Быстрый, скачущий хорей как нельзя лучше передает и мелькание метели, и бесконечное кружение заблудившегося путника.
Ничего этого нет у Вяземского. Его стихотворение проще и... площе — оно одномерно, однопланово. Это просто шутка. Как и полагается шутке — веселая и несерьезная, с хорошим, несмотря ни на что, концом.
Д. З. Сравнить изображение метели в стихотворении «Бесы» и во второй главе повести «Капитанская дочка» или в повести «Метель».