СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сопроводительный материал к презентации "Готовимся к уроку математики в условиях новых ФГОС"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сопроводительный материал к презентации "Готовимся к уроку математики в условиях новых ФГОС", к выступлению на районном МО учителей математики.

Просмотр содержимого документа
«Сопроводительный материал к презентации "Готовимся к уроку математики в условиях новых ФГОС"»

Готовимся к уроку математики в условиях новых ФГОС.
Обновление педагогической деятельности учителя в условиях внедрения ФГОС третьего поколения.

ФГОС – это федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований к программам образования.

Все учебные заведения ориентируются на образовательные стандарты, которые разрабатывает государство.

ФГОС важны как для педагогов, так и для школьников. На государственных стандартах строится весь учебный процесс. Они помогают обеспечивать единство образования на территории России: выдвигают требования к содержанию программ, условиям реализации и ожидаемым результатам учеников.

Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018.

31 мая 2021г. вышел приказ Министерства просвещения № 287 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Основными задачами нового ФГОС являются создание единого образовательного пространства по всей Российской Федерации и обеспечение преемственности образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы преподавания. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны. А педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой школы.

Основные изменения, внесенные в обновленный ФГОС 2021

1) Впервые вводится ФГОС Начального Общего и Основного Общего Образования одновременно.

2) Четко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями.

3) Сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков.

4) Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи).

5) Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и т.д.).

6) Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников

7) Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определенный год обучения.

8) Содержание тем по новым ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось).

9) Вводится предмет «Функциональная грамотность» как одна из составляющих на уроках географии, математики, информатики, окружающего мира.

10) Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ.

11) Расширяются возможности для реализации права выбора педагогическими работниками методик обучения и воспитания.

12) Школы имеют право обучать детей на родном языке, то есть на любом языке Российской Федерации.

13) Прописана процедура оценки качества образования (ВПР, РДР и т.д.)

14) Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут.

15) Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной.

16) Введены единые требования к составлению рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности.

17) Определено базовое содержание программы воспитания.

18) Уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Главная задача ФГОС третьего поколения – конкретизация требований к обучающимся. В новых ФГОС 2022 года определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.

Обучение, согласно ФГОС, больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание. Но для математиков так было всегда. Такое обучение встроено в наш предмет. Чем лучше мы учим детей решать конкретные уравнения, чем больше даем им технических умений, тем труднее им решать задачи нестандартные и новые.  Ученики пасуют перед новым.

Если у ученика сформирована «стратегия поиска ошибок», он сможет разобраться в любой жизненной ситуации, он сможет критично оценить свои действия, самостоятельно расставить приоритеты и определить цели. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Всему этому ученик может научиться на уроке.

Сегодня я хотела бы рассказать о конструировании урока в рамках ФГОС

Итак, какие же требования предъявляются к современному уроку?

Современный урок, это прежде всего –

• хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

• вывод делают сами учащиеся;

• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

• времясбережение и здоровьесбережение;

• в центре внимания урока - дети;

• учет уровня и возможностей учащихся, настроение детей;

• умение демонстрировать методическое искусство учителя;

• планирование обратной связи;

• урок должен быть добрым.

Остановлюсь на характеристике этапов урока по ФГОС: "Открытие нового

знания"

Каждый урок строится по определенной схеме. Можно выделить следующие

этапы урока по ФГОС (математика это будет или русский язык, в принципе, значения

не имеет):

1.Мотивация к учебной деятельности.

2.Актуализация и пробное действие.

3.Выявление места и причин затруднения.

4.Построение проекта и решение проблемы.

5.Реализация сформированной модели.

6.Первичное закрепление с проговариванием вслух.

7.Самостоятельная работа с самоконтролем.

8.Включение в систему знаний и повторений.

9.Рефлексия учебной деятельности на заняти

Остановлюсь на характеристике этапов урока по ФГОС: "Открытие нового

знания"

Каждый урок строится по определенной схеме. Можно выделить следующие

этапы урока по ФГОС (математика это будет или русский язык, в принципе, значения

не имеет):

1.Мотивация к учебной деятельности.

2.Актуализация и пробное действие.

3.Выявление места и причин затруднения.

4.Построение проекта и решение проблемы.

5.Реализация сформированной модели.

6.Первичное закрепление с проговариванием вслух.

7.Самостоятельная работа с самоконтролем.

8.Включение в систему знаний и повторений.

9.Рефлексия учебной деятельности на заняти

Остановлюсь на характеристике этапов урока по ФГОС: "Открытие нового

знания"

Каждый урок строится по определенной схеме. Можно выделить следующие

этапы урока по ФГОС (математика это будет или русский язык, в принципе, значения

не имеет):

1.Мотивация к учебной деятельности.

2.Актуализация и пробное действие.

3.Выявление места и причин затруднения.

4.Построение проекта и решение проблемы.

5.Реализация сформированной модели.

6.Первичное закрепление с проговариванием вслух.

7.Самостоятельная работа с самоконтролем.

8.Включение в систему знаний и повторений.

9.Рефлексия учебной деятельности на заняти



Давайте, поговорим о структуре урока и особенностях некоторых его этапов в технологии системно-деятельностного подхода.

Начало урока, это организационный момент, цель которого включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. • У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. • включение в деятельность; • выделение содержательной области. ПРИМЕР

 

Следующий этап – это актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. На этом этапе осуществляется актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи); создается проблемная ситуация. Ученики выявляют и фиксируют затруднение в громкой речи: где и почему возникло затруднение. На этом этапе определяются тема и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

На этом этапе можно применить такой прием как «Корзина» идей, понятий, имен…» Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Следующий этап - постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. ПРИМЕР

Следующий этап - «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. Способы: диалог, групповая или парная работа; Используются такие методы, как побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. • Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя, которое впоследствии пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения. ПРИМЕР

На этапе «Первичное закрепление» проговариваются новые знания, записываются в виде опорного сигнала. На этом этапе применяются фронтальная работа, работа в парах. Используются такие средства обучения как комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий, выполнение заданий с проговариванием. В процессе первичного закрепления задания выполняются с комментированием. ПРИМЕР

Следующий этап - самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель этапа: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Для этого предлагается выполнить небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий); Выполняется письменно, используются методы самоконтроля и самооценки. При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха. ПРИМЕР

Завершающий этап урока - Рефлексия деятельности (итог урока) и домашнее задание. Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Учитель ставит вопросы: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? Где можно применить новые знания? ПРИМЕР

По возможности необходимо дифференцировать домашние задания (по характеру, содержанию, объёму) для разных групп учащихся; с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!