СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сопроводительный текст к презентации «Использование дискуссии на уроках как средство формирования коммуникативных УУД»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сопроводительный текст к презентации «Использование дискуссии на уроках как средство формирования коммуникативных УУД»

Просмотр содержимого документа
«Сопроводительный текст к презентации «Использование дискуссии на уроках как средство формирования коммуникативных УУД»»

Сопроводительный текст к презентации
«Использование дискуссии на уроках как средство формирования коммуникативных УУД»

Слайд 1

Приветствие коллег

Слайд 2

Сегодня на первый план выдвигается развивающая функция обучения, становление и развитие личности школьника. Решение задач, направленных на достижение данной цели, невозможно без формирования познавательного интереса у каждого учащегося.

Слайд 3

Одним из методов, способствующих саморазвитию, является дискуссия

Существует несколько синонимов понятия «дискуссия»: спор, полемика, дебаты, диспут.

В отличие от дискуссии, спор часто приобретает характер межличностного конфликта

Полемика подразумевает столкновение с идейным противником.

Дебатыотдельный вид прений с очень строгим регламентом

Диспутом специально организуется для определённой аудитории. Диспут наиболее близок к дискуссии.

Таким образом, дискуссия – целенаправленный обмен мнениями, суждениями, идеями ради поиска истины.

Слайд 4

Использование формы дискуссии на уроках позволяет формировать все виды универсальных учебных действий

Личностные УУД:

  • Самоопределение; формирование гражданской идентичности

  • Нравственно-этическое оценивание

Познавательные УУД:

  • Общеучебные (поиск и выделение информации)

  • Логические (установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование)

 Регулятивные УУД:

  • Самоконтроль

  • Коррекция

  • Оценка и самооценка

Коммуникативные УУД:

  • Постановка вопросов

  • Разрешение конфликтов

  • Управление поведением партнёра, точность выражения своих мыслей

Слайд 5

Прежде чем проводить дискуссию, определите, подходит ли для неё тема. Вопрос должен быть спорным!

Слайд 6

При выборе темы нужно соблюдать следующие правила: (на слайде)

Пока могу привести примеры вопросов для дискуссии:

(«Чем мы похожи и непохожи на героев пьесы А. С. Грибоедова? Чья точка зрения на образ Евгения Онегина вам ближе: Писарева или Белинского? Виновен ли Пьер в своём браке не по любви? и др.) Насколько благотворны преобразования в общества, изменения всей культуры и самого человека? Что будет с природой? Не попадёт ли человечество в такую ситуацию, когда оно не будет в состоянии справиться с теми проблемами, которые оно само породило

Слад 7

Роль учителя (ведущего) — стимулировать, побуждать участников дискуссии к обмену мнениями, гибко управлять процессом поиска решения проблем. Он не должен прямо высказывать своё мнение

Существуют разные формы организации дискуссии, но я предпочитаю дискуссию в группах со сменным составом.

Слайд 8

ДЛЯ ВЕДУШЕГО ВАЖНО: удерживать дискуссию в рамках означенной темы, не акцентировать внимания на частностях и мелких деталях. При переходе к следующей части дискуссии необходимо подводить промежуточные итоги.

ВАЖНО, чтобы все участники на момент обсуждения должны располагать сведениями по фактам, относящимся к теме.


Слайд 9

Перед началом ознакомьте участников с правилами эффективного ведения дискуссии:

1. Всегда помните о цели дискуссии — найти истину, ре­шение, выход. Обсуждайте только то, что относится к данному вопросу. Не давайте обсуждению уходить в сторону от темы.

2. С уважением относитесь к мнению другого человека. Любое мнение — это точка зрения человека. По­ка дискуссия не окончена, любая точка зрения может быть вер­ной.

3. Придерживайтесь дружелюбного тона. Обращайтесь к человеку по имени или другим уважительным способом (мой одно­классник, собеседник, оппонент). Ваш оппонент — не ваш личный враг, он просто человек с другой точкой зрения. Не допускайте проявлений враждебности, оскорблений, перехода на личности.   

4. Любое высказываемое мнение должно быть аргумен­тировано. Этим дискуссия отличается от скандала на базаре. Рассказчик должен доказать, почему он так считает. Выражения типа: «Мне так кажется», «Так было всегда», «Это правильно, по­тому что это верно» и т. п. — аргументами не являются.

Слайд 10

К примеру, на уроке в 6 классе я использовала дискуссию на заключительном уроке по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского».

Дискуссия строится следующим образом: все частники получают сигнальные карточки (согласие-несогласие), отвечая с помощью них на вопросы. Далее по желанию выбираются группы аргументации: ЗА и ПРОТИВ по 3 чел, которые высказывают аргументированно своё мнение.

Кратко опишу сюжет: Голодное послевоенное время. Сибирский поселок. Молодая учительница французского узнает, что один из самых способных учеников – герой рассказа – играет на деньги, чтобы заработать на пропитание. Она, перепробовав разные способы помочь и постоянно наталкиваясь на отказ, под предлогом дополнительных уроков играет с ним на деньги сама. Об этом узнает директор, и учительницу увольняют.

Сл. 11-13

Начинается дискуссия с вопросов, на первый взгляд, далёких от главного.

- Хорошо или плохо играть на деньги? ФОТО

- Чему должен учить учитель?

- Что такое учительская этика?

(попутно вводятся некоторые необходимые и важные ценностные понятия, например, ЭТИКА – 1) учение о морали, её рои в обществе; 2) совокупность норм поведения) ГУМАНИЗМ и т.п.

Сл. 14

Далее совмещаются противоречивые понятия:

- Учитель и игра на деньги: совместимы ли эти понятия?

- Права ли Лидия Михайловна?

- Нарушила ли она учительскую этику?

- Прав ли директор? ФОТО 3 шт

Таким образом проводится анализ текста, и дискуссия подходит к главному вопросу:

Сл. 15

О каких уроках говорит Валентин Распутин?

Сл. 16

Для осмысления дискуссии ребятам было дано задание написать сочинение-рассуждение «В чем смысл заглавия рассказа?»

сл. 17

Получилась ли дискуссия? Вы можете определить это, ответив себе на данные вопросы: (на слайде)

Их можно немного переформулировать и провести коллективную рефлексию.

Слайд 18

Преимуществ в дискуссии очень много Я считаю, что дискуссия даёт ребятам возможность осмыслить свою точку зрения, Учит принимать другую точку зрения и находить решение, а также личностно воспринимать научные знания

Углублённая работа с содержанием предмета

Творческое осмысление материала

Выход за рамки содержания предмета

Формирование ценностных ориентаций

Сл. 19

Спасибо за внимание!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!