Слайд 1 | Приветствие коллег |
Слайд 2 | Сегодня на первый план выдвигается развивающая функция обучения, становление и развитие личности школьника. Решение задач, направленных на достижение данной цели, невозможно без формирования познавательного интереса у каждого учащегося. |
Слайд 3 | Одним из методов, способствующих саморазвитию, является дискуссия Существует несколько синонимов понятия «дискуссия»: спор, полемика, дебаты, диспут. В отличие от дискуссии, спор часто приобретает характер межличностного конфликта Полемика подразумевает столкновение с идейным противником. Дебаты – отдельный вид прений с очень строгим регламентом Диспутом специально организуется для определённой аудитории. Диспут наиболее близок к дискуссии. Таким образом, дискуссия – целенаправленный обмен мнениями, суждениями, идеями ради поиска истины. |
Слайд 4 | Использование формы дискуссии на уроках позволяет формировать все виды универсальных учебных действий Личностные УУД: Познавательные УУД: Регулятивные УУД: Самоконтроль Коррекция Оценка и самооценка Коммуникативные УУД: |
Слайд 5 | Прежде чем проводить дискуссию, определите, подходит ли для неё тема. Вопрос должен быть спорным! |
Слайд 6 | При выборе темы нужно соблюдать следующие правила: (на слайде) Пока могу привести примеры вопросов для дискуссии: («Чем мы похожи и непохожи на героев пьесы А. С. Грибоедова? Чья точка зрения на образ Евгения Онегина вам ближе: Писарева или Белинского? Виновен ли Пьер в своём браке не по любви? и др.) Насколько благотворны преобразования в общества, изменения всей культуры и самого человека? Что будет с природой? Не попадёт ли человечество в такую ситуацию, когда оно не будет в состоянии справиться с теми проблемами, которые оно само породило |
Слад 7 | Роль учителя (ведущего) — стимулировать, побуждать участников дискуссии к обмену мнениями, гибко управлять процессом поиска решения проблем. Он не должен прямо высказывать своё мнение Существуют разные формы организации дискуссии, но я предпочитаю дискуссию в группах со сменным составом. |
Слайд 8 | ДЛЯ ВЕДУШЕГО ВАЖНО: удерживать дискуссию в рамках означенной темы, не акцентировать внимания на частностях и мелких деталях. При переходе к следующей части дискуссии необходимо подводить промежуточные итоги. ВАЖНО, чтобы все участники на момент обсуждения должны располагать сведениями по фактам, относящимся к теме. |
Слайд 9 | Перед началом ознакомьте участников с правилами эффективного ведения дискуссии: 1. Всегда помните о цели дискуссии — найти истину, решение, выход. Обсуждайте только то, что относится к данному вопросу. Не давайте обсуждению уходить в сторону от темы. 2. С уважением относитесь к мнению другого человека. Любое мнение — это точка зрения человека. Пока дискуссия не окончена, любая точка зрения может быть верной. 3. Придерживайтесь дружелюбного тона. Обращайтесь к человеку по имени или другим уважительным способом (мой одноклассник, собеседник, оппонент). Ваш оппонент — не ваш личный враг, он просто человек с другой точкой зрения. Не допускайте проявлений враждебности, оскорблений, перехода на личности. 4. Любое высказываемое мнение должно быть аргументировано. Этим дискуссия отличается от скандала на базаре. Рассказчик должен доказать, почему он так считает. Выражения типа: «Мне так кажется», «Так было всегда», «Это правильно, потому что это верно» и т. п. — аргументами не являются. |
Слайд 10 | К примеру, на уроке в 6 классе я использовала дискуссию на заключительном уроке по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Дискуссия строится следующим образом: все частники получают сигнальные карточки (согласие-несогласие), отвечая с помощью них на вопросы. Далее по желанию выбираются группы аргументации: ЗА и ПРОТИВ по 3 чел, которые высказывают аргументированно своё мнение. Кратко опишу сюжет: Голодное послевоенное время. Сибирский поселок. Молодая учительница французского узнает, что один из самых способных учеников – герой рассказа – играет на деньги, чтобы заработать на пропитание. Она, перепробовав разные способы помочь и постоянно наталкиваясь на отказ, под предлогом дополнительных уроков играет с ним на деньги сама. Об этом узнает директор, и учительницу увольняют. |
Сл. 11-13 | Начинается дискуссия с вопросов, на первый взгляд, далёких от главного. - Хорошо или плохо играть на деньги? ФОТО - Чему должен учить учитель? - Что такое учительская этика? (попутно вводятся некоторые необходимые и важные ценностные понятия, например, ЭТИКА – 1) учение о морали, её рои в обществе; 2) совокупность норм поведения) ГУМАНИЗМ и т.п. |
Сл. 14 | Далее совмещаются противоречивые понятия: - Учитель и игра на деньги: совместимы ли эти понятия? - Права ли Лидия Михайловна? - Нарушила ли она учительскую этику? - Прав ли директор? ФОТО 3 шт Таким образом проводится анализ текста, и дискуссия подходит к главному вопросу: |
Сл. 15 | О каких уроках говорит Валентин Распутин? |
Сл. 16 | Для осмысления дискуссии ребятам было дано задание написать сочинение-рассуждение «В чем смысл заглавия рассказа?» |
сл. 17 | Получилась ли дискуссия? Вы можете определить это, ответив себе на данные вопросы: (на слайде) Их можно немного переформулировать и провести коллективную рефлексию. |
Слайд 18 | Преимуществ в дискуссии очень много Я считаю, что дискуссия даёт ребятам возможность осмыслить свою точку зрения, Учит принимать другую точку зрения и находить решение, а также личностно воспринимать научные знания Углублённая работа с содержанием предмета Творческое осмысление материала Выход за рамки содержания предмета Формирование ценностных ориентаций |
Сл. 19 | Спасибо за внимание! |