Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3 имени Героя Советского Союза Константина Матвеевича Трухинова»
ДОКЛАД
«Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения»
Северодвинск
2016
Ведение
Кто-то когда то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое- трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв…
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
С миром оборваны тонкие нити,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили…Поздно учли…
Нет! Не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли!
Актуальность.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют серьезные трудности в обучении по ряду причин:
– это дети с диагнозом – задержка психического развития (далее – ЗПР), с отклонениями в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности. У этих детей страдают все виды памяти, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, игровой, замедленное восприятие. В мышлении трудности словесно-логических операций. Низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, ограниченный запас общих сведений и представлений;
– 60-70 % учащихся состоят на учете у невропатолога с диагнозом – минимально-мозговая дисфункция (далее – ММД). Это неравномерное развитие различных отделов головного мозга. Это дети, имеющие срыв адаптационных систем в процессе созревания мозга. Иными словами, ММД – это наиболее легкая форма церебральной патологии, вследствие функциональных нарушений, обратимых по мере роста и созревания мозга;
– дети с речевыми расстройствами произносительной стороны речи (ФФНР, дизартрия, ринолалия, заикание и множество других расстройств);
– это дети, имеющие различные сопутствующие соматические заболевания (слабовидящие, слабослышащие, с заболеваниями почек, сердца, легких), ослабленные, часто болеющие. Все это влияет на качество обучения. Поэтому без специальной помощи этим учащимся не обойтись.
В последние 3-4 года в начальной школе России (по данным статистики) 10-12 детей в каждом классе имеют серьезные трудности в обучении чтению. Это 500-700 тыс. человек (15-16 % от популяции), а в 1-3 классах их число возрастает до 38-43 %. Эта цифра с каждым годом увеличивается, что ведет, в дальнейшем, к серьезным проблемам, в т.ч. и с изучением иностранных языков в школах и ВУЗах.
Таким образом, показана актуальность комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения различными специалистами: логопедом, психологом, учителем-дефектологом, специалистами ПМПК, психиатром, другими узкими специалистами
Одной из актуальных проблем современной педагогики и психологии является поиск средств преодоления трудностей в обучении.
Цель: Организация комплексного сопровождения учащихся через определение и обеспечение адекватных условий развития, обучение воспитание детей с ОВЗ в соответствии с их специальными образовательными потребностями, возрастными особенностями и индивидуальными возможностями здоровья.
Задачи:
Комплексное обследование учащихся, имеющих трудности в обучении и адаптации.
Выявление резервных возможностей ребёнка, разработка рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательной работе.
Составление программы индивидуального, коррекционно-развивающего сопровождения.
Организация здоровьесберегающего пространства.
Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка и его динамику
Американский психолог Р. Роджерс писал: «Дай человеку все, но отними сознание своей значимости, и он будет несчастлив». Нашим воспитанникам природа отказала в здоровье, но, чтобы они чувствовали себя счастливыми, мы формируем в них сознание своей значимости. Этому способствует деятельность психолого-педагогической службы, в которую входят психологи, логопеды, социальные педагоги.
Психолого-логопедическое и психолого-педагогическое сопровождение даёт детям, помимо обучения, возможность проявить свои таланты – они поют, читают стихи, рисуют, участвуют в выставках декоративно-прикладного творчества, в различных мероприятиях совместно со здоровым окружением.
Высокую оценку работе педагогического коллектива дают родители. В сотрудничестве с родителями педагоги видят сегодня большие воспитательные возможности. Общение с родителями дает возможность изучить их позицию, учитывать её при организации работы, выборе форм и направлений деятельности. Поэтому каждый родитель – желанный гость. Их мнения, пожелания, оценочные суждения учитываются педагогами. Мы используем самые разнообразные формы работы с семьёй: Дни открытых дверей, семейные гостиные, родительские собрания и индивидуальные консультации, анкетирование родителей, выставки творческих работ, открытые занятия, детские концерты, спортивные праздники, внеклассные мероприятия. От родителя к родителю передаются знания о социальных проблемах, затрагивающих интересы детей, желание изменить положение детей к лучшему через активное
Отдельный большой и важный вопрос – взаимодействие с родителями. Мы все понимаем, что первые, основные навыки социального поведения дети получают в семье. И ни для кого не секрет, что родители детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Некоторые родители не принимают своего ребенка, не могут или не хотят признать его особенность, научиться с этим, жить. Другие воспринимают дефект ребенка как некую кару, видят свое предназначение в служении ему, что приводит к «гипер» опеке, не позволяет ребенку становиться самостоятельным, сильным, он надолго остается зависимым, у него не развиваются стойкость, характер, уверенность в себе. Постоянная работа с родителями, привлечение специалистов, вовлечение их в проектную деятельность, наши совместные события позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии.
Таким образом, наше учреждение стремится всеми доступными средствами обеспечить условия получения творческого развития детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В нашем учреждении для обучающихся, имеющих отклонения в развитии, создана среда, где можно развиваться, адаптироваться в здоровом обществе. На каждого ребенка ОВЗ заполняется индивидуальная карта развития, в которой отслеживаются поведенческие, психофизические, организационно-волевые, ориентационные качества, дается характеристика его деятельности. С детьми работает психолого-медико-педагогический консилиум, педагог-психолог, логопед. В конце учебного года подводится оценка, указываются положительные и отрицательные изменения в поведении, характере, деятельности ребенка, а также намечается перспективный план работы на следующий учебный год. С педагогами регулярно проводятся обучающие семинары по работе с детьми «группы риска» и использованию приемов и средств коррекционной работы. Комплексный подход в работе с детьми с ОВЗ необходим для того, чтобы организовать обучение детей в режиме «двустороннего движения» Консультации для родителей и занятия проводятся педагогом-психологом, логопедом.
У нас есть свой богатый опыт работы, появились новые возможности использовать инновационные технологии в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Так по программе «Доступная среда» наша школа получила современное оборудование и пособия для кабинетов психолога и логопеда. Получен специализированный программно-технический комплекс с акустической системой для проведения коррекционной работы с детьми с ОВЗ. В школе организована и оснащена «комната психологической разгрузки» для учащихся с ОВЗ и других детей, имеющих проблемы. На центральном входе в школу построен пандус для детей инвалидов.
Следующее направление - это внеурочная деятельность, в которую входят кружки и секции. Наши дети уже не первый год посещают кружки «Шашки и шахматы», «Моряна», «Азбука нравственности», «Завиток», «Умелые ручки». Их цель – развивать познавательный интерес, готовить к выбору будущей профессии, воспитывать аккуратность, бережливость, эстетический вкус, умение общаться, трудолюбие, умение выступать перед зрителями. В этом направлении уже есть первые результаты: ребята занимают призовые места среди сверстников. Очень нравилось ребятам посещать кружок «Завиток», который проводила педагог дополнительного образования ДЮЦ.
Также эти ребята очень любят посещать спортивные секции, участвовать в соревнованиях, где они наравне со всеми борются, побеждают, учатся переживать неудачи, правильно их анализировать, стремится к поставленным задачам. Ежегодно проводятся «Веселые старты», в прошлом году ребята заняли первое место, в этом году - второе среди первых и вторых классов. Конечно, соревноваться с классами нормы очень сложно, но дети очень стараются.
Не обходим мы стороной и конкурсы. «Прилежный ученик - образцовый класс» наш класс занял второе место среди параллели первых и вторых классов. Дети очень старались победить, и были довольны своей победой, ведь даже маленькая победа делает человека целеустремлённым, собранным, ответственным и счастливым. В этом году приняли участие в областном конкурсе для детей с ОВЗ «Тепло наших рук». Выполняя поделку, ребята очень старались, переживали, что ничего не получится и радовались своим результатам.
Уже третий год в нашем городе проводится конкурс чтецов «Живое слово», где учащиеся с ОВЗ могут показать свои таланты выразительного чтения, знания о своей малой и большой родине, любви к поэтическому слову, умения эмоционально правильно передавать содержание стихотворного текста. Радостно всем, когда есть результат кропотливого труда ребенка, ежегодные призовые места. Ведь это повышает самооценку детей.
Учителями-логопедами города совместно был разработан конкурс «Речецветик» для детей с ОВЗ. Главной целью этого конкурса является демонстрация и умелое использование полученных навыков и знаний учащихся по развитию связной речи, умение работать в коллективе. По итогам проведения этого конкурса дети нашей школы заняли по городу первое место.
Хорошим способом развития и социализации детей является проектная деятельность, которая развивает не только навыки проектирования, но и учит детей выступать на публике, защищать свою идею, нести ответственность за полученный результат. Работая над проектом, у детей повышается мотивация, так как они видят результат своего труда. Мы принимали участие во Всероссийской эколого-культурной акции «Покормите птиц!». Вместе с ребятами составили проект, где представили разные кормушки, из разного материала, для разных птиц, изучили природные особенности нашего климата, приняли участие в конкурсе кормушек, развесили кормушки на территории школы. Ежедневно ребята ходят и смотрят за своими кормушками, кормят птиц.
Если раньше мы с детьми с ОВЗ не участвовали в городских играх, то уже сейчас третий год участвуем в городских играх, проводимых ДЮЦ – это «Семь ремесел» и «Чудо – дерево», «Моя семья». Ребята с интересом занимаются, узнают что- то новое.
Многие наши традиционные мероприятия направлены на осознание детьми своих человеческих качеств: умения сопереживать другим, оценивать свои и чужие поступки, взаимодействовать друг с другом, взаимопомощи. Это рождает мотивацию детей к самопознанию, развитию самоконтроля и как результат происходит саморазвитие ребёнка.
Проблемы.
Хотелось бы затронуть и проблемы, с которыми сталкиваются специалисты школы и родители.
-Это отсутствие разработанных адаптированных программ для учащихся с ОВЗ специалистами институтов;
-Недостаточное сопровождение детей с ОВЗ узкими специалистами, в частности невропатологом и психиатром;
-Отсутствие рекомендаций по сопровождению детей с ОВЗ специалистами ПМПК;
Заключение
Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их личностную самореализацию в образовательном учреждении. Социализированность ребенка, как результат усилий семьи и педагогов, возможна только при комплексном подходе, учете всех факторов, влияющих на социальное развитие ребенка.