Просмотр содержимого документа
«СОР № 6. Литература. 10 класс. "Бесприданница". А.Островский.»
Суммативное оценивание за раздел «Человек и право в литературе».
|
Цель обучения | 10.2.4 Анализировать эпизоды, определяя их роль и место в композиции произведения, объяснять значение эпизода для раскрытия идейно – тематического замысла 10.2.5 Характеризовать героев произведения. Определяя их роль и значение в системе персонажей 10.3.3 Сопоставлять произведения (или фрагменты) русской, казахской и мировой литературы с точки зрения эстетического воздействия на читателя, объясняя общие и отличительные признаки. |
Критерий оценивания | Обучающийся -Анализирует эпизоды, объясняя их значение для раскрытия идейно-тематического замысла -Характеризует героев эпизода -Сопоставляет фрагменты произведений русской и казахской литературы. |
Уровень мыслительных навыков | Знание и понимание Навыки высокого порядка |
Задание
1.Напишите сравнительный анализ эпизодов пьесы Н. А. Островского «Бесприданница» (действие 1, явление 2) и отрывка из повести С. Сейфуллина «Айша». Определите их роль и место в композиции произведения, объясните значение эпизода для раскрытия идейно-тематического замысла. Охарактеризуйте героев эпизода, проведите смысловые параллели (чем персонажи похожи и чем отличаются). Дайте оценку эпизодам с точки зрения эстетического воздействия на читателя, определите общие и отличительные признаки.
Анализ эпизода (алгоритм)
1. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (Это - экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения?)
2. Назвать основных участников эпизода и коротко пояснить:
-кто они?
-каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?
3. Раскрыть особенности начала и финала эпизода.
4. Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания автора; персонажей.
5. Выявить и охарактеризовать тему и миниконфликт, лежащие в основе эпизода.
6. Охарактеризовать героев - участников эпизода:
- их отношение к событию, проблеме;
- друг к другу;
- кратко проанализировать речь участников диалога;
- выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков.
Критерии | Дескрипторы | Баллы |
анализирует эпизоды, объясняя их значение для раскрытия идейно-тематического замысла | определяет общую тему/проблему эпизодов | 1 |
определяет роль и место эпизодов в композиции произведения | 1 |
объяснять значение эпизода для раскрытия идейно – тематического замысла | 1 |
отбирает уместные цитаты для аргументации | 1 |
пишет сравнительный анализ эпизодов | 3 |
характеризует героев эпизода | определяет роль героя в конфликте | 1 |
раскрывает мотивы поступков | 1 |
делает вывод о значении персонажа в сюжете и системе действующих лиц | 1 |
сопоставляет фрагменты произведений русской и казахской литературы | оценивает фрагменты с позиции эстетического воздействия: передача ментальных/культурных/исторических особенностей | 2 |
анализирует способы выразительности | 2 |
оценивает степень воздействия эпизодов на зрителя или читателя | 2 |
подтверждает свои идеи примерами из текста | 2 |
оценивает эпизоды с позиции актуальности поднимаемых проблем | 2 |
Итого: | 20 |