СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СОР по русскому языку 7класса за раздел «Культура: характер и личность»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОР по русскому языку 7класса за раздел «Культура: характер и личность» 

Просмотр содержимого документа
«СОР по русскому языку 7класса за раздел «Культура: характер и личность»»

СОР за раздел

«Культура: характер и личность» 7класс



Подраздел

Слушание

Говорение

Цель обучения

7.1.1.1 понимать сообщение продолжительностью 3-5 минут, извлекая необходимую информацию и/или определяя последовательность событий;

7.2.1.1 владеть словарным запасом, включающим эмоционально- окрашенную лексику, термины;

7.5.1.2 выбирать и использовать соответствующий ситуации общения глагол совершенного и несовершенного вида в условном наклонении.

Критерии оценивания

- Понимает содержание сообщения, извлекая необходимую информацию;

- Определяет последовательность событий;

- Создает высказывание, используя эмоционально- окрашенную лексику, термины;

- Использует в речи глаголы совершенного и несовершенного вида в условном наклонении.

Уровень мыслительных навыков

Знание, понимание

применение

Время выполнения

20 мин


1. Прослушайте текст.


Притча о характере человека.

Однажды старик сидел у городских ворот. К нему подошел юноша и спросил: — Я ни разу не был здесь. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе? Старик ответил ему вопросом: — А какие люди были в том городе, из которого ты ушел? — Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда. — Здесь ты встретишь точно таких же, — ответил ему старик. Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос: — Я только что приехал. Скажи, отец, какие люди живут в этом городе? Старик ответил тем же: — А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел? — О, это были добрые, гостеприимные и благородные души! У меня там осталось много друзей, и мне было нелегко с ними расставаться. — Ты найдешь таких же и здесь, — ответил старик. За всей этой сценой наблюдал горожанин, возившийся рядом со своей телегой. Он подошел к старику и спросил: — Почему ты одному сказал, что здесь живут негодяи, а другому — что здесь живут хорошие люди? — Везде есть и хорошие люди, и плохие, — ответил ему старик. — Просто каждый находит только то, что умеет искать.

Вывод: будь добр к человеку и тебе ответят тем же. А Вы как думаете?

Задания

1.Соотнесите слова и значения данных слов (укажите стрелками).

1. эгоизм

А) высокая нравственность, самоотверженность и честность

2. благородство

В) качество личности, проявляющееся как готовность и способность принять у себя в доме каждого человека, накормить его, обогреть, выслушать 

3. гостеприимство

С) поведение, целиком определяемое мыслью человека о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других

4. доброта

Д) духовно нравственное качество личности, выражающее ее способность и умение делать людям благо, приносить радость, помогать, защищать, исходя из критериев добра. 


2. Определите истинность/ложность утверждений.

Утверждения

И/Л

1.К старику подошел юноша, который уехал из страны, где жили злые и эгоистичные люди


2.На все вопросы старик давал одни и те же ответы.


3.У второго путника остались друзья в покинутом городе.


4.Внутренняя красота есть совокупность положительных качеств.


5.Чрезмерное себялюбие – это положительное качество.


6. В жизни существует закон бумеранга.



3.В правильной последовательности расположите события

  1. Диалог горожанина со стариком_________________________________________

  2. Приезд человека из хорошего города_____________________________________

  3. Диалог с эгоистичным человеком________________________________________

  4. Старик у городских ворот_______________________________________________

4. Составьте высказывание на тему «Как сформировать «золотой» характер?» Используйте в речи эмоционально- окрашенные слова, термины, глаголы совершенного и несовершенного вида в условном наклонении.

(Время на подготовку - 3 минуты, время на выступление – 1,5 минуты)

Критерий оценивания

задания

Дескриптор

Обучающийся

Балл

Понимает содержание сообщения, извлекая необходимую информацию.

1

соотносит 1 слово со значением;

1

соотносит 2 слово со значением;

1

соотносит 3 слово со значением;

1

соотносит 4 слово со значением;

1

2

определяет 1 истинное утверждение;

1

определяет 2 истинное утверждение;

1

определяет 3 истинное утверждение;

1

определяет 4 истинное утверждение;

1

определяет 1 ложное утверждение;

1



определяет 2 ложное утверждение;

1

Определяет последовательность событий

3

определяет последовательность событий текста

1

Создает высказывание, используя эмоционально- окрашенную лексику, термины;

4


раскрывает тематику выступления;

1

высказывает свою точку зрения;

1

использует слова, выражающие отношение говорящего к предметам

1

Использует глаголы совершенного и несовершенного вида в условном наклонении.

применяет в речи глаголы совершенного и несовершенного вида в условном наклонении.

1

Всего баллов:

15


СОР за раздел «Здоровый образ жизни: спорт и здоровое питание»


Подраздел

Чтение

Письмо

Цель обучения

7.3.4.1 использовать виды чтения, включая поисковое 7.4.1.1 создавать тексты публицистического стиля (репортаж о событии, отзыв);

7.5.2.1 использовать простые осложнённые вводными конструкциями, однородными членами предложения

Критерий оценивания

- Находит конкретную информацию из текста;

- Пишет творческую работу публицистического стиля;

- Использует вводные конструкции, однородные члены предложения

Уровень мыслительных навыков

Применение

Навыки высокого порядка

Время выполнения

20 минут


Прочитайте текст.

Спорт и здоровый образ жизни стали важной частью жизни современного человека. Загруженность на работе, малоподвижный образ жизни, неправильное питание, стрессы снижают качество жизни людей и как следствие возникают  проблемы со здоровьем -  избыточный вес, хроническая усталость, стресс.  Поэтому большое количество людей осознало, что лучший способ для сохранения здоровья, красоты, молодости  и хорошего настроения  - это здоровый образ жизни, занятие спортом и правильное питание. Хорошее здоровье, позволит человеку прожить полноценную, полную радостей жизнь.

Для того, чтобы быть в хорошей физической форме и сбросить лишние килограммы одного правильного питания не достаточно.  Нужно уделить внимание  физкультуре и спорту. Можно начать с малого – больше ходите. За день необходимо пройти 10000 шагов либо 6,5-7 километров. Откажитесь от лифта, выходите на одну остановку раньше, чаще гуляйте перед сном. Приобретите велосипед – это отличная возможность избавиться от лишних килограммов, совмещая приятное с полезным.

 

Посещайте бассейн хотя бы 2 – 3 раза в неделю. Плавание позволяет укреплять все группы мышц, сердечно-сосудистую систему.  Старайтесь плавать без остановок, в подходящем для себя темпе.  

Купите абонемент в фитнес-центр или в тренажерный зал, там вам помогут подобрать оптимальную программу тренировок,

Раз уж вы решили заняться здоровым образом жизни, то стоит подумать над тем, чтобы избавиться от вредных привычек. Ведь это не только продлит вам жизнь, но и сэкономит большую сумму денег.  

В заключении хочу отметить, что  вести или нет здоровый образ жизни – это личный выбор каждого человека. Чем раньше вы начнете заботиться о своем здоровье, тем полноценнее  будет ваша дальнейшая жизнь.

Задания

1.Найдите ответы на вопросы из текста.

1.К чему приводит малоподвижный образ жизни, неправильное питание, стрессы? ____________________________________________________

2. Почему необходимо заниматься плаванием? __________________________________________________

3.Какие «плюсы» от отказа от вредных привычек? ____________________________________________________________

2.Напишите письменную работу публицистического стиля (репортаж) на одну из тем «Интересный матч» или «Как я провожу свободное время?». Объём работы – 60-80 слов. В работе используйте вводные конструкции, однородные члены предложения.

Критерии оценивания

задания

Дескриптор

Балл

Находит конкретную информацию из текста;


1

отвечает и находит ответ на 1 вопрос

1

отвечает и находит ответ на 2 вопрос

1

отвечает и находит ответ на 3 вопрос

1

Пишет творческую работу публицистического стиля;

2




пишет репортаж объемом 60-80 слов

1

раскрывает тему письма

1

соблюдает особенности стиля

1

Использует вводные конструкции, однородные члены предложения

использует вводные конструкции

1

использует однородные члены предложения

1

Всего баллов



11





































СОЧ за четверть

Слушание

Задание 1

Прослушайте отрывок из произведения «Судьба человека» М. Шолохова. Выполните задания к тексту.

Поначалу жизнь моя была обыкновенная. Сам я уроженец Воронежской губернии, с тысяча девятьсотого года рождения. В гражданскую войну был в Красной Армии, в дивизии Киквидзе. В голодный двадцать второй год подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел. А отец с матерью и сестренкой дома померли от голода. Остался один. Родни — хоть шаром покати, — нигде, никого, ни одной души. Ну, через год вернулся с Кубани, хатенку продал, поехал в Воронеж. Поначалу работал в плотницкой артели, потом пошел на завод, выучился на слесаря. Вскорости женился. Жена воспитывалась в детском доме. Сиротка. Хорошая попалась мне девка! Смирная, веселая, угодливая и умница, не мне чета. Она с детства узнала, почем фунт лиха стоит, может, это и сказалось на ее характере. Со стороны глядеть — не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. И не было для меня красивей и желанней ее, не было на свете и не будет!

Придешь с работы усталый, а иной раз и злой, как черт. Нет, на грубое слово она тебе не нагрубит в ответ. Ласковая, тихая, не знает, где тебя усадить, бьется, чтобы и при малом достатке сладкий кусок тебе сготовить. Смотришь на нее и отходишь сердцем, а спустя немного обнимешь ее, скажешь: «Прости, милая Иринка, нахамил я тебе. Понимаешь, с работой у меня нынче не заладилось». И опять у нас мир, и у меня покой на душе. А ты знаешь, браток, чтó это означает для работы? Утром я встаю как встрепанный, иду на завод, и любая работа у меня в руках кипит и спорится! Вот что это означает — иметь умную жену-подругу.

1. Расположите события рассказа в правильной последовательности.

События рассказа

Последовательность укажите цифрами (1,2,3,4)

А) Служил в в Красной Армии, в дивизии Киквидзе


В) Женился на девушке из детского дома


С) Смерть родителей и сестренки


D) Поначалу работал в плотницкой артели, потом пошел на завод, выучился на слесаря


[4]

2. Объясните значение слова нахамил.

_______________________________________________________[1]

3. Ответьте на вопросы.

1. Какую черту внутреннего мира Иринки раскрывает автор в отрывке рассказа?

А) бережливость

Б) заботливость

В) равнодушие

Г) эгоизм [1] 4.Соотнесите фразеологизмы с толкованием значении:

Фразеологизмы из текста

Толкование значении

А.Хоть шаром покати

1. Узнать насколько плохо в горе, как тяжело переживаются различные беды и испытания

В.Почем фунт лиха стоит

2.  Ничего нет, совершенно пусто где-нибудь

[2]

Всего баллов: [8]

Схема выставления баллов

Слушание

задания

вопроса

Ответ

Балл

Дополнительная информация для учителя

1

1.

А-1

1


2.

Б-4

1


3.

В-2

1


4.

Г-3

1


2

1.

Нагрубил

1

Возможны другие варианты ответов.

3

1.

В

1


4

1

А-2

1


2

В-1

1


Итого

8


Чтение Задание 2

Прочитайте текст и выполните задания.

Здоровый образ жизни

Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Его не купить ни за какие деньги. Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на созидание, на выполнение жизненных задач, не сможете полностью реализоваться в современном мире. Великий Сократ на вопрос учеников «Что такое здоровье?» ответил: «Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто!»

Из глубины веков до нас дошли не только факты, рассказывающие о том, как тот или иной народ относился к здоровью и поддерживал его. Большое значение имеют для нас пословицы и поговорки. Недаром они составляют важный компонент народной мудрости. Например, древние римляне советовали: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу». Другая древняя мудрость гласит: «Пусть будут твоими врачами трое – веселый характер, умеренность в еде и движение».

Каждый из нас должен находить ответ на вопрос: «Как мне жить, чтобы сохранить собственное здоровье?»

1. О чём говорится в тексте?

А) о вредных привычках

Б) о ежедневном труде

В) о здоровом образе жизни

Г)о спорте [1]

2. Определите количество микротем в тексте.

А) 5

Б) 4

В) 3

Г) 2 [1]

3. Определите тип текста.

А) описание

Б) повествование

В) повествование с элементами описания

Г)рассуждение. [1]

4. Определите стиль текста.

А) официально-деловой

Б) публицистический

В) разговорный

Г)художественный. [1]

5.Как ответил великий Сократ на вопрос учеников «Что такое здоровье?».

_________________________________________________________[2]

6.Как вы понимаете выражение: «Пусть будут твоими врачами трое – веселый характер, умеренность в еде и движение».

_________________________________________________________[2]

Всего баллов: [7]

Схема выставления баллов

Чтение

вопроса

Ответ

Балл

Дополнительная информация для учителя

1.

В

1


2.

В

1


3.

Г

1


4.

Б

1


5.

«Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто!»

1


6.

Каждый должен вести здоровый образ жизни. Правильное питание, здоровый образ жизни, стрессоустойчивость- вот залог долголетия

2

Возможны другие варианты ответов.

Итого

7


Письмо и использование языковых единиц

Задание 3

Прочитайте «Слово четырнадцатое» А.Кунанбаева

Слово Четырнадцатое: человек ли он?

Есть ли у человека что-либо драгоценнее его сердца? Называя кого-то человеком с сердцем, люди почитают его за батыра. Другие качества сердца они себе ясно не представляют. Милосердие, доброта, умение принять чужого за родного брата, желая ему благ, которые бы пожелал себе — все это веление сердца. И любовь — желание сердца. Язык, повинуясь сердцу, не солжет. Только лицемеры о сердце забывают. Те же, кого молва кличет “человеком с сердцем”, часто оказываются людьми не стоящими похвалы. Если у них не в чести учтивость, верность данному обету, отвращение от зла, способность вести за собой заблудших, а не плестись за толпой жалким псом, умение смело постоять за правое дело, когда это трудно, не отступиться от истины, когда это сделать легче легкого, то в груди тех, кого люди почитают за батыров, бьется не обыкновенное, а волчье сердце.

Казах ведь тоже дитя человеческое. Многие из них сходят с пути истины не от недостатка разума, а от того, что не имеют в сердце мужества и стойкости, чтобы принять советы умного и следовать им. Многим из тех, кто уверяет, будто совершил зло по незнанию, я не верю. Есть у них знания, но постыдное безволие и лень заставляют их пренебрегать этими знаниями. Отступившись раз, редко кто находит в себе силы для исправления.

Если человек, предавшись дурным поступкам, безудержному бахвальству, не в силах остановиться и взыскать с себя, не пытается очиститься перед Богом или собственной совестью, как назвать такого джигитом?

1. Напишите сжатое изложение, используя вводные слова и однородные члены предложения. В работе соблюдайте правописание гласных и согласных в разных частях слова, слов через дефис.

Всего баллов: [10]

Схемы выставления баллов

Письмо и использование языковых единиц

Балл

Содержание и моделирование письменной речи- 5б

Грамотность языка-5б

5

Ясно и последовательно излагает основное содержание текста;

правильно структурирует текст, четко выделяя вступительную и заключительную части текста.

Использует обширный словарный запас, ярко выраженный стиль письма.

Соблюдает речевые нормы языка.

4

Достаточно ясно излагает основное содержание текста;

понимает структуру текста, выделяя вступительную и заключительную части текста.

Использует достаточный словарный запас, хороший стиль письма.

Соблюдает речевые нормы языка.

Ошибки не препятствуют передаче информации.

3

Недостаточно излагает основное содержание текста;

понимает структуру текста не полностью.

Использует недостаточный словарный запас, хороший стиль письма.

Показывает удовлетворительный уровень соблюдения речевых норм языка; ошибки заметны, но не препятствуют передаче информации.

2

Незначительно излагает основное содержание текста;

показывает малое понимание структуры текста, беспорядочно выделяя части. текста.

Использует незначительный словарный запас, стиль письма выдержан.

Показывает слабый уровень соблюдения речевых норм языка.

ошибки заметны, препятствуют передаче информации.

1

Неполно излагает основное содержание текста; расплывчато выделяет части текста.

Использует малый словарный запас, стиль письма нарушен.

Показывает очень слабый уровень соблюдения речевых норм языка; ошибки заметны, затрудняют понимание.

Говорение

Задание 4

Перескажите прочитанный текст, используя ключевые слова и выражения. Постройте аргументированное высказывание на основе личных впечатлений и наблюдений, выявляя проблему и авторскую позицию.

Время на подготовку пересказа: 5 мин. Время для пересказа: 3 мин.

Спорт полезен для организма. Это знают все с детства, но лишь немногие посвящают этому занятию свою жизнь. Для того, чтобы оставаться здоровым, красивым и стройным, чувствовать себя превосходно, не обязательно заниматься спортом профессионально. Достаточно несколько раз в неделю находить время на посещение тренажерного зала или бассейна, совершать пешие прогулки или кататься на велосипеде. Любая физическая активность – это возможность улучшить свое самочувствие, а также скорректировать параметры тела.  Ни для кого не секрет, что при занятиях спортом необходимо контролировать свое питание. Меню нужно составлять с учетом того, какие цели вы ставите перед собой – снизить вес, нарастить мышечную массу, поддерживать организм в форме, и так далее. Для каждой цели – свой рацион питания. Он будет отличаться калорийностью блюд, балансом и процентным содержанием белков, жиров и углеводов, количеством приемов пищи в сутки.

Всего баллов: [10]

Схемы выставления баллов

Говорение


Раскрытие идеи (5 баллов)

Грамотность речи (5 баллов)

5

Глубоко раскрывает и объясняет сложные идеи и понятия.

Точно обозначает проблематику и авторскую позицию.

Хорошо оценивает соответствующую информацию.

Точно и последовательно пересказывает основное содержание текста.

Показывает высокий уровень соблюдения речевых норм и приемов сжатия текста.

4

Достаточно точно раскрывает и объясняет сложные идеи и концепты.

Хорошо обозначает проблематику и авторскую позицию.

В целом, соответствующим образом анализирует и оценивает соответствующую информацию.

Достаточно хорошо пересказывает основное содержание текста.

Соблюдает речевые нормы и приемы сжатия текста.

3

Недостаточно раскрывает задание. Старается обозначить проблематику и авторскую позицию.

Выражает мнение с некоторым обоснованием.

Анализирует и оценивает соответствующую информацию удовлетворительно

Недостаточно пересказывает основное содержание текста. Показывает низкий уровень соблюдения речевых норм и приемов сжатия текста.

2

Незначительно объясняет простые идеи; мало раскрыта идея.

Выражает мнение с небольшим количеством обоснования или без него.

Пытается анализировать и оценивать соответствующую информацию, но не всегда удачно.

Частично пересказывает содержание текста.

Допускает очевидные ошибки даже при использовании простого языка. Ошибки несколько затрудняют понимание.

1

Выражает очень мало идей; идеи не объяснены или не раскрыты.

Дает только основную информацию. Чаще всего информация неуместна.

Часто допускает ошибки. Неточности затрудняют понимание.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!