СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сорока-белобока - «лесная сплетница»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие курса "Земля - наш дом" в рамках внеурочной деятельности для 1 класса. На данном занятии учащиеся познакомятся с особенностями жизни сороки, узнают, почему ее называют "сорокой-белобокой", "сорокой-воровкой"; послушают и проанализируют сказку В.Зотова; узнают пословицы и поговорке о сороке.

Просмотр содержимого документа
«Занятие 24»

Занятие 24

Тема. Сорока-белобока - «лесная сплетница»

Цель: изучить с детьми особенности поведения сороки.

Характеристика учебной деятельности: просматривать слайды с изображением сороки; отгадывать загадки, читать пословицы, пого­ворки; читать и анализировать рассказ В.Зотова «Сорока», стихотворение Б.Заходера «Сорока»


. Организационный момент

. Введение в тему

- Отгадайте загадку:

Белобокий Почтальон
Сто вестей разносит он.
По деревням и садам,
По деревьям, проводам.
(Сорока.)

. Работа по теме занятия

1) Беседа:

- Видели ли вы эту птицу? Где? (Слайд 2)

- Что вы о ней знаете?

2) Рассказ учителя.

Сорока по величине немного крупнее галки, с нарядным оперением. Голова, крылья и хвост сороки черные с зеленоватым отливом, а брюхо, плечи и отдельные места на крыльях (бока) белые. Хвост длинный, ступенчатый, служит ей рулем при резких движениях на земле и в полете. (Слайд 3)

Сороки предпочитают опушки леса, кустарниковые заросли у рек, рощи, сады, парки, древесные насаждения вдоль железнодорожного полотна. В конце февраля они ведут себя шумно, гоняются друг за другом, распуская веером свои хвосты, и устраивают пляски. Однако летают сороки не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место. (Слайд 4)

В марте сороки начинают строить гнезда заново или ремонтировать прежние. Их гнездо обычно помещается в густых зарослях на высоте 2—3 м от земли. Оно хорошо скрыто от посторонних взоров, сложено снаружи из крупных, а внутри из более тонких прутиков, переплетенных травинками и скрепленных глиной. Лоток также цементируется глиной и представляет собой твердую глубокую чашу — ложе для яиц, устланное мхом, мягкой травой, шерстью. Сверху и с боков лоток прикрыт слоем колючих веточек, которые образуют крышу, придавая гнезду шарообразную форму. Вход в гнездо расположен сбоку. Такое устройство гнезда предохраняет сидящую на яйцах самку, а впоследствии и вылупившихся птенцов от вторжения хищников. Сквозь рыхлые стенки гнезда самка может своевременно заметить опасность. (Слайд 5)

Вылупившихся из яиц птенцов кормят оба родителя. Основной пищей птенцам служат разнообразные насекомые, их птицы добывают на окраинах лугов и полей, в лесопарках. (Слайд 6)

Сороки всеядны. В период вскармливания птенцов они истребляют многих вредителей леса и поля: в южных районах — клопа-черепашку, долгоносика, саранчу, различных мышевидных грызунов; в северных — личинок майских жуков (хрущей), гусениц непарного шелкопряда. Однако весной сороки разоряют множество птичьих гнезд, выпивая яйца и поедая птенцов. Этим они причиняют вред древесным насекомоядным птицам, а также живущим в открытом поле жаворонкам, перепелкам, куропаткам. На птичьих дворах ранним утром, когда люди спят, сорока нападает на цыплят и утят. Кроме того, сорока расклевывает на бахчах арбузы, дыни, яблоки в садах, огурцы, нанося урон урожаю.

Осенью и особенно зимой сороки держатся возле жилья. Их часто можно встретить на окраинах городов и поселков. Вглубь городов сороки обычно не проникают, так как боятся всякого шума. Они грациозно передвигаются по земле небольшими шажками, приподняв кверху хвост и помахивая головой при каждом шаге. Иногда сороки начинают прыгать большими скачками, волоча за собой хвост подобно шлейфу, оставляя на снегу характерные следы от лапок и хвоста. Выдает сороку также громкое стрекотание, которое выражает беспокойство птицы при приближении человека или животного. Стрекотание сороки служит сигналом тревоги для других лесных обитателей.



3) Слушание сказки В.Зотова «Сорока» из аудиокниги «Лесная азбука»

Беседа по вопросам:

- Почему сороку называют белобокой?

- Где и как сорока строит гнезда?

- За что сороку прозвали воровкой?

- Кто может поселиться в гнезде сороки?



4) Пословицы и поговорки о сороке

В народе о сороке сложилось немало поговорок, отражающих те или иные ее особенности.

  • Сама сорока скажет, где гнездо свила.

  • Не живет сорока без белого бока.

  • Охоча сорока до находки.

  • Не учи сороку вприсядку плясать.

  • Всякая сорока от своего языка погибает.

  • Сорока на хвосте вести приносит.

  • Сорока на хвосте принесла.

  • Сорока-белобока: зеленый хвост, долгий нос.



5) Почему так говорят?

Болтлив, как сорока.

- Приведите примеры тех ситуаций, где применимо это выражение.



6) Чтение стихотворения Б. Заходера «Сорока» 



Взлетела сорока высоко. 
И вот тараторит сорока, 
Что сахар ужасно соленый, 
Что сокол не сладит с вороной, 
Что раки растут на дубе, 
Что рыбы гуляют в шубе, 
Что яблоки синего цвета, 
Что ночь наступает с рассвета, 
Что в море сухо-пресухо, 
Что лев слабее, чем муха, 
Всех лучше летают коровы, 
Поют же всех лучше совы, 
Что лед горячий-горячий, 
Что в печке холод собачий 
И что никакая птица 
В правдивости с ней не сравнится! 
Стрекочет сорока, стрекочет - 
Никто ее слушать не хочет: 
Ведь в том, что болтает сорока, 
Нет никакого прока!



- О какой особенности поведения сороки рассказал Б.Заходер?

7) Просмотр видеоролика «Птенец сороки в гнезде»



V. Рефлексия занятия.

- Что нового вы узнали о сороке?

- Кому вы сегодня расскажете о сороке?


Просмотр содержимого презентации
«Сорока»

Сорока – белобока «лесная сплетница»

Сорока – белобока «лесная сплетница»

Интернет-ресурсы: Разделитель http://musa71022017.narod.ru/68380072_e3f73671623d.gif?rand=45227764406821  Источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт http://linda6035.ucoz.ru/

Интернет-ресурсы:

Разделитель http://musa71022017.narod.ru/68380072_e3f73671623d.gif?rand=45227764406821

Источник шаблона:

Фокина Лидия Петровна

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ ст. Евсино»

Искитимского района

Новосибирской области

Сайт http://linda6035.ucoz.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!