СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Составление авторских заданий суммативного оценивания по химии и биологии с целью повышения качества знаний

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе автор пошагово объясняет, как быстро и качественно составлять задания суммативного оценивания

 

Просмотр содержимого документа
«Составление авторских заданий суммативного оценивания по химии и биологии с целью повышения качества знаний»

Составление авторских заданий

суммативного оценивания по химии и биологии

с целью повышения качества образования

Грамотно спланированное оценивание в любой системе образования является залогом высокого качества преподавания дисциплин. Чтобы ученик действительно знал предмет, при оценивании материал должен быть охвачен полностью, чтобы в последствии знать, какие пробелы в знаниях имеет ученик, чтобы в дальнейшем вести работу над пробелами и недопониманием той или иной темы.

Разные виды оценивания нужно и планировать в соответствии с календарно –тематическим и поурочным планированием, опираясь на документальную основу.

Имея необходимые документы, каждый учитель в начале учебного года составляет КТП, а к нему и график суммативного оценивания на год.

Изначально задания мы также брали готовые из СМК, которые были сложные и непонятные, и возможность составлять авторские задания, которая теперь нам предоставлена, меняет и качество заданий, и их понимание, а вместе с этим и качество знаний наших учеников.

Как правильно запланировать оценивание, чтобы охватить весь материал и повысить качество знаний?

  • В самом начале четверти определяемся с датами СОР и СОЧ

  • В спецификациях СОЧ находим цели проверяемых разделов

  • В КТП отмечаем данные цели , чтобы иметь ввиду, что они охвачены

  • Оставшиеся цели можно использовать для составления СОР.

(Если целей мало, их же и планируем повторно)

  • Исходя из целей, которые мы ставим для проверки знаний, формулируются критерии,

  • Если критерии сформулированы, уже легче придумать задание.

  • А когда задание придумано, на дескрипторы уходит совсем немного времени.

К дескрипторам нужно относиться очень ответственно, сейчас многие учащиеся ими пользуются, спрашивают, поэтому игнорировать данный , заключительный этап ни в коем случае нельзя. Не забывайте о том, что в дескрипторах не должно быть подсказок!

Подробно хочу остановиться на видах заданий

По классификации задания сумативного оценивания за раздел и четверть могут быть закрытого или открытого типов. Каждый вид задания актуален и необходим для достижения определенных целей обучения.

2. Задания закрытого типа - самые распространенные в педагогике и психологии. Они сравнительно легко формируются, легче понимаются учащимися. Закрытые задания могут иметь разнообразную внутреннюю структуру при сохранении общего дидактического смысла задания. Это позволяет создавать различные варианты заданий на одном и том же дидактическом материале, но с различными количественными и качественными характеристиками.

Однако, при использовании только заданий закрытого типа, полученные знания и навыки учащихся будут ограниченными и неполными.

Наиболее часто используются следующие виды заданий закрытого типа:

- задания с множественным выбором ответов: выбор одного правильного ответа, выбор нескольких правильных ответов;

- задания на установление соответствия;

- задания на установление последовательности;

- задания на определение истинности утверждения – «Правда или ложь?»

Коротко остановлюсь на содержании каждого типа заданий.

Задания с множественным выбором ответов.

Множественный выбор является специальной формой вопроса с объективным ответом, где ответ учащегося ограничен в рамках предложенного списка вариантов ответа. Задания с множественным выбором ответа состоят из двух компонентов: текста задания и вариантов ответов, правильный ответ является ключом, а неправильные - дистракторами. Текст задания должен быть максимально коротким, но в то же время должен раскрыть контекст вопроса. Очень важно, чтобы задание было грамотно сформулировано. Нельзя создавать трудности понимания задания из-за сложности его формулировки. Задания должны быть составлены с соблюдением правил орфографии и грамматики.

При составлении заданий с множественным выбором ответов необходимо соблюдать определенные требования.

Отрицательные формулировки осложняют определение верного ответа учащимися, так как вызывают трудности восприятия. При этом они не влияют на определение реального уровня усвоения изучаемого материала. Однако, в случаях, когда отрицательная формулировка неизбежна, необходимо дополнительно использовать графические эффекты. Например, подчеркнуть, выделить курсивом или жирным шрифтом, написать с заглавной буквы ту часть, где присутствует отрицание.

Необходимо избегать заданий, в которых требуется вставить пропущенные слова в предложения из заданного текста. Такие задания направлены, в первую очередь, на проверку зрительной памяти, а не на качество усвоения пройденного материала.

В заданиях на множественный выбор количество вариантов ответов может варьироваться. Следует отметить, что чем больше количество вариантов, тем меньше шансов у учащихся угадать верный ответ. Однако чрезмерно большое количество альтернативных вариантов увеличивает затрачиваемое учащимся время на выполнение задания. Рекомендуется использовать от 2 до 5 вариантов ответов.

Варианты ответов могут располагаться в различной логической последовательности (алфавитная, хронологическая, возрастание/убывание, грамматические категории и др.). Таким образом, учащиеся не смогут определить верный ответ по его позиции. Например, если вариант ответа начинается со слова, то они располагаются в алфавитном порядке. Если вариант ответа начинается с цифры, то они располагаются в порядке возрастания/убывания. Если два варианта визуально схожи друг с другом, то их необходимо располагать последовательно, чтобы учащемуся было легко их сравнить.

Согласно алгоритмам разработки заданий, при составлении заданий с множественным выбором ответов рекомендуется сформулировать ключ до того, как будут сформулированы вопрос и дистракторы. Это гарантирует то, что в задании действительно есть верный ответ. Варианты ответов нужно формулировать очень тщательно, чтобы учащиеся не могли определить дистрактор по тому, как он был сформулирован.

Дистракторы должны соответствовать изучаемому материалу и быть неправильными, но правдоподобными. Основная задача использования дистракторов – привлекать внимание тех учащихся, которые недостаточно освоили учебный материал.

Например, задание в СОЧ 3 по химии в 10 классе

Определите основные области применения соединений кальция.

А) в медицине

Б) машиностроении

В) легкая промышленность

Г) лакокрасочное производство

Д) в быту

Е) в строительстве

Ж) в хлебопечении (ответы А, Д,Е)

Задание в СОЧ 3 по биологии в 8 классе

Выберите вариант, в котором кости соединены полуподвижно:

А) локтевой сустав

Б) лобная и теменная кость

В) тазобедренный сустав

Г) шейные позвонки

Д) теменная и затылочная кости

Следующий вид задания закрытого типа – задания на установление соответствия.

Одним из простых видов на соответствие является задание, состоящее из двух столбцов: в первом содержится вопрос или задача, на которые нужно ответить, а во втором - ответы, которые необходимо сопоставить с заданием из первого столбца. При этом количество заданий в первом столбце и соответствующих им ответов одинаково. Такого рода задания могут содержать некоторые риски: учащиеся могут угадывать ответы, в то же время, если учащийся ответит неправильно в одном случае, это сразу повлечет за собой ошибку и во втором случае. Не исключена следующая ситуация: ученик точно знает соответствие по всем позициям, кроме одной, где ответ получается сам собой.

В правом столбце должно быть на несколько позиций больше, чем в левом. В идеальном случае позиций справа должно быть в два раза больше, чем слева.

Для удобства обработки результатов рекомендуется позиции левого столбца обозначать цифрами, а правого – заглавными буквами.

В идеально составленном задании на соотнесение каждой строке левого столбца должна соответствовать лишь одна строка

Замечу, что вопросы на соответствие обеспечивают наиболее эффективный способ проверки знаний на уроках, в которых важны события, даты, имена и места. Задания на соответствие хорошо подходят для естественнонаучных предметов, в которых необходимо помнить многочисленные эксперименты, результаты, специальные термины и определения.

Здесь можно выделить следующие виды соотнесения:

- термины - с определениями

- фразы - с другими фразами

- причины - со следствиями

- единицы измерения - с большими единицами

- задачи - с решениями.

В преимущества этого вида заданий можно отнести то что, они просты и удобны для оценивания уровня знаний и понимания, удобны при проверке материала, который имеет много фактов.

К недостаткам можно причислить то, что требуется определенное время для составления и выполнения таких заданий; они не всегда уместны для оценивания навыков высокого порядка.

Например, задание по разделу «Галогеноалканы» в 10 классе

Для галогеноалканов характерны реакции элиминирования. Существует 2 механизма реакции.

А) Выберите правильную характеристику каждой реакции, ответ занесите в таблицу

Мономолекулярное элиминирование

Бимолекулярное элиминирование



1 Легко проходит у третичных галогеноалканов

2.Процесс идет в две стадии

3. Проходит у первичных галогеноалканов

4.Требует присутствия основания

5. Процесс идет в одну стадию

6.Присутствует стадия образования карбокатиона

Задание по разделу «Дыхание», биология 9

1

АЭРОБНЫЕ ВИДЫ СПОРТА

А

Тяжелая атлетика

2

АНАЭРОБНЫЕ ВИДЫ СПОРТА

В

Волейбол



С

Художественная гимнастика



Д

Армрестлинг



Е

Фигурное катание



F

Бег на короткие дистанции

Задания на установление правильной последовательности предназначены для оценки уровня владения последовательностью действий, процессов и т.д. В задании приводятся в произвольном случайном порядке действия, процессы, элементы, связанные с определенной задачей. Испытуемый должен установить правильный порядок предложенных действий и указать его с помощью цифр в специально отведенном для этого месте (как правило, в прямоугольниках, стоящих слева перед каждым элементом задания).

Можно выделить несколько вариантов применения таких заданий.

1) последовательность исторических событий.

2) последовательность технологических действий и операций.

3) последовательность различных процессов.

4) цепочка умственных действий, образующая систему знаний, умений, навыков и представлений.

Задания на установление правильной последовательности особенно эффективны на заключительной стадии профессиональной подготовки, что объясняется важной ролью алгоритмов в профессиональной деятельности. Цель введения таких заданий в учебный процесс - формирование алгоритмического мышления и алгоритмических знаний, умений и навыков. Алгоритм представляет собой систему четких правил упорядоченной деятельности. Основные требования к алгоритму: он должен быть понятен и доступен учащемуся, корректен с точки зрения цели и содержания, однозначен по трактовке и результативен в процессе осуществления заданного числа шагов. При этом однозначность предполагает наличие только одного алгоритма, соответствующего правильному ответу.

Например, Задание в СОЧ 3 по химии в 8 классе

Установите последовательность химических элементов по возрастанию значений электроотрицательности: Cl, Al, S, H, F,O, Na, Ca, C

Задание в СОЧ 4 по биологии в 9 классе

Установите последовательность эр, по которым развивалась жизнь на планете Земля:

А) кайнозой В) архей С) протерозой Д) палеозой Е) мезозой

Задания на определение истинности или ложности утверждений.

Это задания, в которых дается утверждение, и обучающийся должен определить, является ли утверждение истинным или ложным. Другими словами, существует только два возможных ответа для каждого вопроса, и обучающийся выбирает одно из них. Задания данного типа хорошо подходят для оценивания навыков знания и понимания. Учащиеся могут быстро реагировать и отвечать на задания, охватывающие большой контент за короткий промежуток времени.

Например, Задание в СОР «Выделение» по биологии в 9 классе

  1. Установите правду и истину в утверждениях

    Утверждение

    правда

    ложь

    1

    За сутки в организме взрослого человека образуется до 170 л первичной мочи



    2

    Без процесса реабсорбции организм человека терял бы столько жидкости и полезных веществ, что погиб бы от обезвоживания



    3

    Рацион питания абсолютно не влияет на работу почек



    4

    В сутки без вреда для почек можно употреблять не более 5 г соли



    5

    Пиелонефрит – это инфекционное заболевание почек



  2. В отличие от заданий на применение, задания на размышления предполагают, чтобы обучающийся мог сам обдумать тему и найти способы применения новых знаний в своей деятельности. Такие задания могут быть представлены в форме открытых вопросов, без вариантов ответов, чтобы обучающийся самостоятельно изложил свои мысли, нашел решение поставленной проблемы. Для составления таких заданий высокого порядка необходимо научиться разрабатывать вопросы открытого типа.

Итак, задания открытого типа предназначены для проверки когнитивных навыков высокого порядка, умений аргументировать, излагать собственную точку зрения, критически мыслить. Ответы на задания открытого типа могут отличаться по длине (объему) и варьироваться от одного или нескольких слов в кратком ответе до целого аргументированного суждения в развернутом ответе.

Для заданий, требующих краткого ответа, учащийся должен предоставить краткие конкретные ответы на вопросы, используя несколько слов, одно предложение, простой чертеж или формулу.

Например, задание в СОР «Выделение» по биологии в 9 классе

  1. Вставьте пропущенные термины в предложения.

Мышечные волокна – это______________________.

Молочная кислота также имеет название___________________.

Структурная единица почки - ____________________________.

Накопление молекул какого-либо вещества на поверхности другого - ______

Процесс обратного всасывания, или возврат веществ в кровяное русло это_____________________.

Инфекционное воспаление мочевого пузыря - ________________________.

Задания, требующие развернутого ответа, необходимо выполнять, используя несколько предложений, объяснение, чертеж или доказательство, состоящее из нескольких этапов.

Например, задание в СОР «Транспорт веществ» по биологии в 8 классе

Дайте определения терминам:

термин

определение

МИОКАРД


ПЕРИКАРД


ГИПЕРТОНИЯ


ТАХИКАРДИЯ


ТОНОМЕТР



Одним из вариантов заданий, требующих развернутого ответа, является эссе. С помощью эссе проверяются навыки не только письма, но и умение рассмотреть указанный вопрос или проблему с различных точек зрения, раскрыть разные аспекты указанной темы, аргументировать свою точку зрения, предлагать пути решения проблем. Однако есть и недостатки использования эссе. К ним можно отнести то, что этот вариант заданий охватывает ограниченный материал, что понижает валидность, занимает много времени и трудно оценивать, здесь возможно проявление субъективного подхода.

Например, задание в СОЧ 2 по биологии 8 класса

Напишите эссе на тему «Озоновый экран», «Парниковый эффект»

Содержание заданий не должно вызывать беспокойство и стресс у учащихся. При выборе тематики желательно не выбирать такие темы, как тяжелые проблемы семьи, социальные и религиозные проблемы, природные и техногенные катаклизмы, война и терроризм, наркомания, тяжелая болезнь или смерть.

Исходя из всего вышесказанного, при составлении заданий суммативного оценивания я стараюсь всегда применять дифференцированный подход в каждом классе.

Следует помнить, что качественное оценивание помимо хороших инструментов также зависит от правильно установленной и проведенной инструкции к процедуре оценивания. Обучающиеся должны хорошо понимать цель оценивания, точно знать, что от них требуется и в какие сроки. Для этого и вывешивается в самом начале график СОР и СОЧ

Любая наша деятельность в школе всегда должна быть направлена на повышение интереса к предмету и качества знаний. Интересные задания повышают интерес несомненно, разнообразие заданий тоже. Полный охват целей также будет направлен на повышение качества знаний.

Всем своим коллегам желаю плодотворного труда в этой области, ведь без качественного оценивания не получится повысить качество знаний!

В ваших руках - разработка качественных заданий и достижение высоких результатов обучения учащихся!

Спасибо за внимание! Успехов вам в разработке заданий для оценивания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!