Составление и решение задач с помощью линейных уравнений в 7-м классе
Основная цель: учить составлять уравнения к задаче.
В ходе урока учащиеся смогут:
находить связи между данными в задаче;
использовать виды сравнения при составлении задач;
решать линейные уравнения;
составлять уравнения по тексту задачи;
составлять задачу по схеме;
оценить результат своей работы и результат работы групп;
работать в группе.
Развитие поисковой деятельности и мыслительной активности учащихся, умения применять свои знания в нестандартных ситуациях.
Материалы к уроку:
Листы бумаги с незаполненными таблицами.
Карточки для работы в группах.
Ход урока
Устно(6мин)
Приведите уравнения к виду ax=b.
1. 3х+8=12 (результат записывают рядом ) 3х=4
2. 6х-10=4х-2 2х=8
3. 2(х-3)=24 2х=30
4. 7х+11=11 7х=0
5. -3(х+2)=-3х 0*х=6
II. Мотивация(5 мин)
- Даны два числа: 60 и 15.
- Свяжите между собой два числа: 60 и 15. (Учащиеся, используя виды сравнений, связывают эти числа различными действиями).
1) (Сумма): 60 + 15 = 75
2) (Разностное сравнение): 60 – 15 = 45
3) (Кратное сравнение): 60: 15 = 4 (раз)
15:60 =1/4
- Сформулируйте вопрос к каждому действию.
(Ответы учащихся:
- Чему равна сумма чисел 60 и 15?
- На сколько одно число больше (меньше) другого?
- Во сколько раз одно число больше другого?
Учитель: Итак, используя эти два числа 60 и 15, мы составим задачи. Ещё Джанни Родари говорил, что чтобы научиться думать, надо научиться придумывать. Эти слова можно перефразировать так: «Для того чтобы научиться решать задачи, надо научиться их составлять».
- Как составлять задачи? Как авторы учебников составляют задачи?
Вот этому мы сегодня будем учиться.
III. Составление задач и решение задач вместе с учителем(15 мин)
- Начнем с задач на стоимость.
- Cоставим задачу, извлекая данные из таблицы:
Таблица № 1
Величины | Цена, р. | Кол-во, кг | Стоимость, р. | Всего |
Помидоры | 60 | 5 | 300 | 330 |
Лук | 15 | 2 | 30 |
Составим задачу по схеме: Мама купила помидоры и лук на сумму 330 рублей. Сколько килограммов помидор купила мама, если помидоры стоят 60 рублей за килограмм, а лук – 15 рублей?
Величины | Цена, р. | Кол-во, кг | Стоимость, р. | Всего |
Помидоры | 60 | ? На 3 больше | | 330 |
Лук | 15 | ? | |
Заполняем таблицу
Величины | Цена, р. | Кол-во, кг | Стоимость, р. | Всего |
Помидоры | 60 | Х | 60х | 330 |
Лук | 15 | Х-3 | 15(х-3) |
Получаем уравнение: 60х+15(х-3)=330 (1 ученик решает на доске)
Х=5
Те мама купила 5 кг помидор.
Сформулируйте вопрос на нахождение количества купленного лука, как изменится таблица.
Величины | Цена, р. | Кол-во, кг | Стоимость, р. | Всего |
Помидоры | 60 | Х+3 | 60(х+3) | 330 |
Лук | 15 | Х | 15х |
Получаем уравнение: 60(х+3)+15х=330 (1 ученик решает на доске) Х=2
Те мама купила 2 кг лука.
Сформулируйте вопрос на нахождение стоимости помидор.
Величины | Цена, р. | Кол-во, кг | Стоимость, р. | Всего |
Помидоры | 60 | а/60 | а | 330 |
Лук | 15 | а/60-3 | 15( а/60-3) |
Получаем уравнение а+15( а/60-3)=330 (1 ученик решает на доске)
а=300
Те мама за помидоры заплатила 300 руб.
Аналогично можно задать вопрос относительно стоимости лука.
IV. Применение (Работа в парах) (7 мин)
6 задач (12 карточек)
№1
2(Х+3х)=400
Х=50 см
3х= 150 см
№2
1,5х+х =35
Х=14дев., 1,5х=21 мальч.
№3
Величины | Соотношение | Количество | Всего |
Шапка | В 5 раз | ? | 548 гр |
Шарф | На 5 | ? |
Свитер | | ? |
Х+5х+х-5=548
Х=79гр, 5х=395гр, х-5=74гр.
№4
Величины | v | t | S |
Машина 1 | 60 км/ч | Н а 1ч | 390 км |
Машина 2 | 90 км/ч | |
60х+90(х+1)=390 Х=2ч. и х+1=3ч.
№5(сложная)
2х+4(19-х)=54 Х=11кур, 8 поросят.
№6 (сложная)
Величины | v | t | s |
Велосипед | 15 км/ч | ? 5 ч | |
Поезд | 50 км/ч | ? | На 55 км |
50(5-х)-15х=55 Х=3ч., 5-х=2ч.
V. Обмен информацией(10мин)
Группы представляют результаты своей работы: зачитывают задачи, отвечают на вопросы, которые возникли у учащихся.
VI. Рефлексия(1мин)
Учащиеся оценивают свою работу на уроке, оценивают ответы учащихся, что получилось, чему ещё надо научиться.
VII. Итог урока, дом. задание.(1 мин)
Придумать свою задачу, составить таблицу.
Литература.
Учебник
Дидактический материал
№1
№2
№3
Величины | Соотношение | Количество | Всего |
Шапка | В 5 раз | ? | 548 гр |
Шарф | На 5 | ? |
Свитер | | ? |
№4
Величины | v | t | S |
Машина 1 | 60 км/ч | На 1ч | 390 км |
Машина 2 | 90 км/ч | |
№5(сложная)
№6 (сложная)
Величины | v | t | s |
Велосипед | 15 км/ч | ? 5 ч | |
Поезд | 50 км/ч | ? | На 55 км |