СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Составление плана сказки «иван-царевич и серый волк»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 8. Составление плана сказки «Иван-Царевич и Серый Волк» (учебник, с. 33–39; рабочая тетрадь, с. 22–24)

Тип урока: постановка учебной задачи

Педагогические задачи: способствовать формированию навыка чтения, прежде всего правильности и выразительности, развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; совершенствовать поисковый способ чтения; помочь выявлению художественных особенностей народной сказки (построения, языка), идеи произведения, определению типа народной сказки и аргументированному объяснению своего выбора; расположению событий последовательно, по порядку

Просмотр содержимого документа
«Составление плана сказки «иван-царевич и серый волк»»

Урок 8. Составление плана сказки «Иван-Царевич и Серый Волк»
(учебник, с. 33–39; рабочая тетрадь, с. 22–24)

Тип урока: постановка учебной задачи

Педагогические задачи: способствовать формированию навыка чтения, прежде всего правильности и выразительности, развитию навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; совершенствовать поисковый способ чтения; помочь выявлению художественных особенностей народной сказки (построения, языка), идеи произведения, определению типа народной сказки и аргументированному объяснению своего выбора; расположению событий последовательно, по порядку

Планируемые результаты

Предметные:

научатся делить текст на части; составлять план сказки и пересказывать по нему; характеризовать героев сказки; находить героев, которые противопоставлены в сказке; рассматривать и анализировать иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина; сравнивать художественные и живописные тексты

Метапредметные:

познавательные: рассказывают по картине; сравнивают сказку, иллюстрации И. Билибина и репродукции картин В. Васнецова с целью выявления различий, описания созданного в них настроения;

регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи;

коммуникативные: строят устные и письменные монологические высказывания о репродукциях картин, используя опорные слова и следуя советам, предложенным авторами УМК, отражая свои впечатления и возникшие от увиденного чувства

Личностные:

определяют мотивацию деятельности персонажей художественного произведения и проявляют личное отношение к персонажам сказки в своих высказываниях

Образовательные ресурсы: репродукция картины В. Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке», тест

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание

деятельности учащегося
(осуществляемые

действия)

Формируемые способы

деятельности

1

2

3

4

I. Организация начала урока. Эмоциональный настрой

– Здравствуйте, – ты скажешь человеку.

– Здравствуй, – улыбнется он в ответ.

И, конечно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет

Эмоционально и психологически готовятся
к уроку. Показывают готовность рабочего места к уроку. Приветствуют учителя

Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения

II. Актуализация опорных знаний

Выборочный пересказ эпизодов:

• Братья караулят сад.

• Иван потерял коня.

• Иван-царевич у царя Афрона.

• Иван-царевич у царя Кусмана.

• Иван-царевич у царя Далмана.

• Иван-царевич возвращается домой

Пересказывают части сказки

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли

III. Мотивация. Проблемная ситуация

– Сегодня мы продолжим работу по сказке «Иван-царевич и серый волк».

– Найдите в сказке пословицу. Как вы понимаете значение этой пословицы?

– Какова основная мысль сказки?

Внимательно слушают.


– Взялся за гуж, не говори, что не дюж

Дополняют, уточняют высказанные мнения. Принимают и сохраняют учебную

задачу

Продолжение табл.

1

2

3

4

IV. Работа

над новым

материалом.

Составление плана сказки

– На какие части можно разделить сказку?

– Назовите основные моменты сказки.

Отвечают на вопросы.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют высказанные мнения.

План

1) Сад царя.

2) Кража яблок.

3) Братья по очереди стоят на карауле.

4) Жар-птица.

5) Поиск прекрасной птицы.

6) Встреча Ивана с серым волком.

7) Встреча Ивана с царем Афроном.

8) Иван идет за конем.

9) Встреча Ивана с царем Кусманом.

10) Иван встречает Елену Прекрасную.

11) Кусман был обманут волком.

12) Ловушка братьев.

13) Возвращение домой.

Коллективная работа по составлению плана сказки (подробного).

Физкультминутка

РЕЧКА

К быстрой речке мы спустились, А теперь поплыли дружно.

Наклонились и умылись. Делать так руками нужно:

Раз, два, три, четыре, Вместе – раз, это брасс.

Вот как славно освежились. Одной, другой – это кроль.

Все как один

Плывём, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой

Выполняют движения физкультминутки согласно тексту

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

V. Продолжение работы над темой.

Работа по картине В. Васнецова

– Мир живописи богат и сложен. Перед вами картина известного русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Иван-Царевич на Сером Волке». Рассмотрите картину, определите ее тему.

– Назовите предметы и героев, которые изображены на картине.



Рассматривают картину
и высказывают свои предположения.

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принима-

Продолжение табл.

1

2

3

4


– Опишите, что вы видите на переднем плане; на заднем плане; в центре картины; слева; справа. (Обращает внимание учащихся на изображенный художником дремучий непроходимый лес.)


– Опишите ситуацию, изображенную на картине. (Обращает внимание учащихся

на то, как сильно переживает Иван-Царевич, бережно обняв Елену Прекрасную, как стремительно скачет Серый Волк через дремучую чащу.)

Описывают основные

детали, которые видят,

и героев.

ют и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют высказанные мнения. Определяют мотивацию деятельности персонажей художественного произведения и проявляют личное отношение к персонажам сказки в своих высказываниях

– Опишите персонажей картины: их лица, волосы, руки, одежду, позу, состояние.



– По позе, по выражению лица Ивана-Царевича видно, что он в ожидании

погони, настороженно

и внимательно смотрит вокруг. Лицо спасителя выражает тревогу и в то же время отвагу. Он нежно обнял свою суженую, готов защитить её от недруга. Царевна обессилена. Серый Волк быстро мчится вперёд.

– Выразите свое отношение к героям, к картине.

– Красный цвет позволяет художнику выразить тревогу, ощущение опасности. Обратите внимание, что герои картины как бы заключены в красный четырёхугольник: красная шапка героя, красные ножны, красные сапоги, красный язык Серого Волка.

– Опишите чувства, которые вызывает у вас эта картина


Внимательно слушают, рассматривая детали картины

VI. Тест

Предлагает выполнить тест (см. ресурсный материал)

Выполняют тестовые
задания

Владеют навыками самостоятельной работы

Окончание табл.

1

2

3

4

VII. Итог урока. Рефлексия

– Чем сегодня мы занимались на уроке?

– Что запомнилось на уроке?

– Какую тайну картины вы раскрыли?

– Закончи предложения:

• Мне было интересно…

• Я узнал, что…

Отвечают на вопросы.

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Владеют навыками самоанализа

VIII. Домашнее задание

Отвечать на вопросы в учебнике, рабочая тетрадь, с. 22–23

Нарисовать рисунок к сказке

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы


Ресурсный материал к уроку

ТЕСТ

Выбери и подчеркни правильный вариант ответа.

1. Кто нарисовал картину к сказке «Иван-царевич и серый волк»?

а) Васнецов; б) Билибин; в) Шишкин.

2. Сколько было сыновей у царя Берендея в сказке «Иван-царевич и серый волк»?

а) 2; б) 3; в) 4.

3. Как звали главную героиню сказки «Иван-царевич и серый волк»?

а) Василиса Премудрая; б) Елена Прекрасная; в) Марья Моревна.

4. Какой царь просил Ивана-царевича похитить для него Елену Прекрасную?

а) Афрон; б) Кусман; в) Далмат.

5. По какому предмету узнала Елена Прекрасная своего жениха?

а) по сапогам; б) по кафтану; в) по перстню.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!