СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Составление плоских фигур из частей. Игра « Танграм».

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Обобщить знания об изученных геометрических фигурах; познакомить с геометрической головоломкой - танграмом; развивать логическое и образное мышление; формировать навык складывать фигуры.

Просмотр содержимого документа
«Составление плоских фигур из частей. Игра « Танграм».»

Предмет: занимательная математика( внеурочная деятельность)

Класс: 1

Учитель Ведюшкина Е. Г.

Тема: Составление плоских фигур из частей.

Игра « Танграм».


Тип: ознакомление с новым материалом (с использованием ИКТ)


Цель: обобщить знания об изученных геометрических фигурах; познакомить с геометрической головоломкой – танграмом; развивать логическое и образное мышление; формировать навык складывать фигуры


Задачи на урок.

Личностные

  • самостоятельно определять правила поведения при совместной работе и сотрудничестве

  • в ситуациях общения самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить

Метапредметные

Регулятивные УУД

  • определять цель деятельности на занятие

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

  • учиться планировать учебную деятельность на занятие

  • определять успешность выполнения своего задания


Познавательные УУД

  • ориентироваться в своей системе знаний, понимать, что нужна дополнительная информация

  • добывать новое знание, извлекать информацию в форме текста, иллюстрации

  • перерабатывать полученную информацию, сравнивать, анализировать, делать выводы

Коммуникативные УУД

  • оформлять свою мысль в устной речи

  • слушать и понимать речь других

  • вступать в диалог

  • учиться выполнять различные роли в группе

Предметные

  • узнавать и называть плоские геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг)

  • решать простейшие задачи на составление фигур из частей


Оборудование.

  • презентация «Игры на воссоздание силуэтов из геометрических фигур»

  • наборы для работы в группе ( игра «Танграм» - части; образцы силуэтов)

  • музыкальный фрагмент для физминутки





Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируе

мые УУД


I.Оргмомент.

Мотивация



Начинается занятие.












Прозвенел звонок,

Он позвал нас на кружок.

Будем мы сейчас учиться,

И конечно же трудиться.

Будем все послушны и внимательны,

Занятие - игра будет замечательной!

Дисциплину ты не нарушай,

На вопрос подумав отвечай

За партой правильно сиди,

Удача, сюрприз ждет впереди!


- Каким вы хотите видеть наше занятие?


Итак, начнём.



Все дети встают в круг, приветствуют друг друга

Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся

Будем вместе мы трудиться , не пристало нам лениться.













-Весёлым, интересным, узнаем много нового.



Коммуникативные


Личностные















Регулятив

ные


см задачи

урока

2. Разминка

Скажите, ребята, какой скоро у нас праздник?

Расскажите, как вы готовитесь к празднику.






А давайте заглянем в коробочку Деда Мороза и узнаем, что же сегодня он для нас приготовил.

Он предлагает нарядить ёлку и очень интересные задания на нашем математическом кружке.

Ребята достают из коробочки новогодние шарики , решают равенства и вешают игрушки на ёлку. Результат решения на игрушке должен соответствовать номеру ёлки.

5+2 3+3 7+1 5-1

4+3 4+2 6+2 2+2

7-1 8-2 10-2 3+1

- Новый год

- Учим стихи, водим хороводы, поём песни, украшаем класс, готовим подарки, нарядили ёлку.





Ребята решают равенства.

Личностные

Коммуникативные

3. Актуализа

ция знаний.

Игра «Лишний»

На доске фигуры - квадрат, прямоугольник, круг, треугольник и буква «А».

- Какой символ лишний? Почему?

- Перечислите фигуры.

- Как вы думаете, почему мы вспомнили сегодня геометрические фигуры?





- Хотите узнавать новое?





- Буква.

Остальные- геометрические фигуры.

- Наверно, будем узнавать что-то новое о геометрических фигурах.

- Да!


Коммуника

Тивные


Познавательные


Предметные

4.Открытие детьми нового знания.


1.Проблем

ная ситуация








2.Самоопре

деление к деятельности

Целеполагание.













3.Работа по теме урока.

Презентация.


























































Практичес

кая работа в группах.
















Практичес

кая работа в группах.
























Практичес

кая работа в группах.




Практичес

кая работа в группах.
























Практичес

кая работа в группах.




Практичес

кая работа




- А что больше всего любят делать дети?

- А можно ли играя, учиться?

- Хорошо! Играть будете группами( командами)


- Достаньте содержимое конверта. Играйте.

- Почему не играете?



- Как вы думаете, что можно делать с фигурами?

-Необходимо поставить задачу урока!





- Как мы можем познакомиться с новой игрой?

Что нам может помочь?

- Молодцы!







Сначала давайте выполним задание

Найдите значения числовых выражений записанных на геометрических фигурах в квадрате:

Расставьте цифры в порядке возрастания и

Расшифруйте название игры.


- Нам поможет познакомиться с новой игрой и правилами.

Презентация.

Сегодня мы совершим путешествие в одну из экзотических стран – в Китай. Китай находится в Восточной Азии. В нем проживает около 1млрд.300млн. человек. Это примерно в 5 с половиной раза больше, чем в России.

В Китае родилась удивительная игра- танграм.

Это было давно, почти две с половинной тысячи лет назад. У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло удовольствие целый день забавляться игрушками.

Император призвал к себе трёх мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали эту игру.

На первый взгляд, игра очень проста. Всё, что требуется – это сложить из разбросанных деталей (они получаются разрезанием квадрата на 7 частей) какую-либо фигуру. Однако, задача только кажется лёгкой. Не всякий взрослый сможет решить мудрые комбинации фигурок танграма . До сих пор там проводятся соревнования: кто соберет больше силуэтов за определенное время.



А кто нам скажет, что это за игра? И каковы ее правила?



-К нам из Китая пришла телеграмма.

« Ребята, помогите! Злой волшебник заколдовал принца и превратил его в фигурку танграма. Части этой фигурки он разбросал по всему свету. Вам надо найти их, собрать и прислать мне. А мой придворный маг расколдует принца. Пожалуйста, помогите! Китайская принцесса»

-Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? (Собирать танграм.)

-А для чего нам это нужно?

-Итак,вам предстоят сложные испытания, за каждое выполненное задание , вы получите часть фигурки танграма, а потом мы все вместе попытаемся собрать силуэт принца.

- Какая целая фигура используется в игре «Танграм»?

-Назовите из каких фигур состоит эта игра?

Эти фигуры и лежат в вашем конверте!


- Прочитаем алгоритм выполнения задания


- Прежде, чем приступить к игре - зарядка для глаз.



1 задание

Отправляемся на поиски. Нам нужно средство передвижения. Нам надо будет плыть по реке. На чем мы можем поплыть? (На корабле) Какая команда первой соберет кораблик? На том корабле и поплывем.

- Чтобы вы могли собрать фигуры-силуэты, посмотрите

как показано на слайде.

-Легко будет собрать такой силуэт? Почему?

Это легкий уровень задания.

(Дети собирают кораблик из фигур танграма)

2 задание

Плыли мы плыли и вот причалили к берегу. Дальше надо идти пешком. А на встречу нам зверь невиданный.

Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.

Кто это (заяц)

Итак, нам надо сложить фигурку зайца.

3 задание

Трудный путь впереди. Нам надо быть в хорошей физической форме. И чтоб добыть еще одну часть фигуры танграма, надо размяться и сделать зарядку.

Физминутка

Много ль надо нам, ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата,

А на них огромный круг,

А потом еще кружочек,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень, очень

Развеселый чудачок.

(Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры.)

4 задание

Идем дальше. Вдруг видим под кустом лежит записка, а в ней загадка. Горело 7 свечей, 2 погасли. Сколько свечей осталось? (2, остальные догорели и растаяли). Давайте сложим свечку.

5 задание

Долго мы шли и вот скоро наступит ночь. Нам надо найти место для ночлега. Давайте построим дом. Какая команда пригласит нас к себе ночевать?

- Посмотрите на образец контурного характера.

Сложнее собрать такой силуэт? Почему?

Это сложный уровень задания.

Мы устали, нам надо отдохнуть. Легли за парту , закрыли глазки.

(Дети закрывают глаза. В это время играет тихая китайская музыка)

Представили, что вы лежите в теплых постельках, на мягких пушистых подушках. Вам хорошо и спокойно. Вам снятся чудесные цветные сны. Ваше тело отдыхает, набирается сил. Вас ничего не беспокоит. Вы крепко спите. И вот, вы чувствуете, что уже отдохнули и наступает пробуждение. Вы проснулись, чувствуете себя полными сил и готовыми к новым испытаниям.

6 задание

Мы проснулись, потянулись. Что по утрам надо делать? (зарядку). И за это, если мы хорошо разомнемся, мы получим еще одну часть танграма.

Дети самостоятельно проводят физминутку.

7 задание

Итак, последнее задание.

Задача про рыбки. Ваня поймал 3рыбки, и Юра столько же. Сколько всего поймали рыбок мальчики?

Пора бы нам и подкрепиться. Сложили рыбку

Молодцы, теперь все части у нас есть. И у нас получился силуэт принца на коне. Мы отправим этот танграм принцессе, а ее добрый маг-волшебник расколдует его. Скажите, какая цель была у нас сегодня? Вам понравилось наше путешествие? А какие фигуры вам показались более сложными? Как вы думаете, мы достигли своей цели? Будем надеяться, что у принца с принцессой все сложится хорошо. А вам спасибо, что помогли им и не оставили в беде

- Играть!


- Да!

Сидят группами по 4 чел.

Достают части игры «Танграм»

- Здесь просто фигуры, не знаем, какая это игра!

Какие правила?

- Наверно, составлять из фигур картинки?

- Надо познакомиться с новой игрой!

Узнать правила игры!


- Взрослые, друзья, книги, интернет.



Дети решают равенства, расшифровывают название игры.


Игра « Танграм»















-Квадрат.



- 7 частей.



Называют фигуры.









Учащиеся смотрят слайд с правилами игры










Читаем телеграмму

(Мы хотим помочь принцессе и принцу)





- Квадрат

-Из 7 фигур: 2 больших треугольника 2 маленьких, 1 средний, 1 квадрат, параллелограмм

-Читаем правила


-Зарядка для глаз





- Образцы с указанием фигур!

(читают на слайде)


-Легко! Все границы фигур обозначены!







Обучающиеся выкладываю фигуры















Зарядка






Выполняют зарядку.




































Выполняют физкультминутку




Решают задачу, выкладывают рыбку










Выкладывают силуэт принца.



Коммуника

тивные



Личностные










Регулятив

ные











Личностные


Коммуника

Тивные




Познавательные


Предметные


















Коммуника

тивные


Познавательные




Предметные























Предметные


Коммуникативные












Коммуника

тивные


Познавательные











Личностные



Регулятив

ные







Личностные










Коммуникативные








Личностные






5.Первичное закрепление изученного.



Игра « Кто это?» Назовите предмет

Практическая работа « Собери фигурку»


Выбирают уровень сложности складывания фигуры



Личностные


6.Рефлексия.


Выставка работ на магнитной доске.


-Молодцы!

Получилась целая выставка картин!

Вам нравится?

Какие были трудности в работе?

-Как справились, сигнальте!

- Довольны ли своей работой?

- Поставьте отметку своей группе.


- Да! Хотим еще играть!





Показывают сигнальные круги.

жёлтый- справились сами.

зеленый– брали помощь.

Красный – не справились.



Регулятив

ные




Личностные


Коммуника

тивные




7. Итог урока.







- Какую задачу ставили сегодня на уроке?


- Как называется игра?

-Где ее родина?

- В чем суть игры?





- Как вы думаете, все ли геометрические фигуры мы уже знаем?



Успехов

в составлении

фигур танграм


У нас с вами сегодня, друзья,

Получилась увлекательная игра.

А помог в этом нам

Разрезной квадрат ……(танграм).

Я хочу подарить, тебе друг, на память его.

Это занятие равнодушным не оставит никого.

А к нему с фигурками листок,

Чтобы в этом деле ты был – знаток.

А на прощанье пожелать всем вам

Успехов в составлении фигур танграм.


- Я очень довольна результатами нашей работы сегодня! Всем большое спасибо за работу.



- Познакомиться с новой игрой и ее правилами.

- Танграм.

- Китай.

- Составление силуэтов из частей – геометрических фигур.


- Нет, нам еще предстоит с ними познакомиться на следующих уроках!


Регулятив

ные


Личностные


Коммуника

тивные





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!