4.Практическая часть 30 минут Цель этапа- развитие фонематического восприятия, развитие всех психических процессов, выработка навыков правильного письма и чтения, упражнение в звуковом анализе и синтезе слогов и слов, активизация и обогащение словаря. | Какой первый звук в слове «Барсук»? ([б]) — Произнесите слово «Барсук» так, чтобы четко был слышен звук [б] ([ббб]арсук) — Какой первый звук в слове «Белка»? ([б,]) — Произнесите слово «Белка» так, чтобы четко был слышен звук [б,]. ([б,б,б,]елка) — А теперь поочередно произнесите звуки [б] и [б,] несколько раз. — Чем по произношению они отличаются? — Сейчас я буду говорить слова «мягко» или «твердо», а вы будете произносить соответствующий звук и показывать карточку с заданным звуком. - Мягко, твердо, мягко, твердо, твердо, мягко, твердо, мягко, мягко, мягко, твердо, мягко, твердо, твердо, мягко, мягко, твердо. Определите, есть в слоге «ба» звук [б] или [б,]? — Произнесите слог «ба» так, чтобы четко был слышен звук [б]. ([ббб]а) — Определите, есть в слоге «бе» звуки [б] или [б,]. — Произнесите слог «бе» так, чтобы четко был слышен звук [б,]. ([б,б,б,]е) Аналогичная работа со слогами и буквенными сочетаниями: бо, бё, бу, бю, бы, би, бэ, бе, аба, абя. Прослушайте ряд слогов, назовите слог, который повторяется два раза: ба — ба — бё, бя — бя — ба; бя — ба — ба, ба — бя — ба; бя — бя — бя, бо — бё — бо; бю — бу — бю. - Ребята, очень много зверей обитает в наших лесах. Сейчас я предлагаю отгадать кто произносит звуки или к какому животному относится картинка на экране. Для этого мы должны быть внимательными. (логопед включает аудиозапись «звуки животных» или демонстрирует картинку на экране с изображение жилища или части тела животного) Пальчиковая гимнастика: «Белочки» - А белки живут в наших лесах. Конечно. А какие они, давайте опишем белку и чем она питается. Раз, два, три, четыре, пять, (Выставить пять пальцев) Пришли белки поиграть. Одна куда-то подевалась, (Спрятать руку за спину) Четыре белочки осталось. (Выставить четыре пальца) А теперь скорей смотри - Их уже осталось три (Выставить три пальца) Ну и ну, какая жалость, (Спрятать руку за спину) Только две у нас осталось. (Выставить два пальца) Эта новость так грустна - (Спрятать руку за спину) Осталась белочка одна (Выставить один палец) Пока мы с вами считали, Белочки от нас сбежали. (Спрятать руку за спину) Итак, перед вами карточки с заданием. Даша, что мы должны сделать, читай задание. Верно. А сейчас проверим: (Лось - …(лоси), заяц - …. (зайцы), барсук - …. (барсуки), медведь - …. (медведи), ёж - …. (ежи), бобр - …. (бобры), лиса - …. (лисы), белка - …. (белки), кабарга - …. (кабарги), кабан - …. (кабаны).) Физминутка и гимнастика для глаз: «Лиса» - Ребята, а лиса живёт в наших лесах? Я предлагаю выполнить физминутку под названием «Лиса» Ходит рыжая лиса, (Крепко зажмурить и открыть глаза) Щурит хитрые глаза. Смотрит хитрая лисица, (Вытянуть вперёд правую руку, на которой Ищет, где бы поживиться. все пальцы, кроме указательного сжаты в кулак. Вести рукой вправо-влево и следить за движением указательного пальца глазами, не поворачивая головы.) Пошла лиска на базар, (Поднять руку и опустить, прослеживая Посмотрела на товар. взглядом.) Тебе купила сайку, (Описать рукой круг по часовой стрелке и Лисятам балалайку. против неё). - Молодцы, ребята! - Следующее задание, вы должны повторять за мной чистоговорки и скороговорки. А одну мы заучим наизусть. Животные, которые вы услышите в чистоговорках и скороговорках тоже живут и обитают в наших лесах. Ёжик вырос в десять раз – получился дикобраз. Волчата ворчат, медвежата визжат, ежата лежат, бельчата молчат. Все бобры для своих бобрят добры. Выжав из облака банку белила, белка белила кистью перила. (Заучиваем наизусть чётко проговариваем звуки (Б), (Б,)) - Каких животных вы можете назвать из скороговорок и чистоговорок? Чтение текста о животных. «Лиса Патрикеевна» К.Д.Ушинский (текст у каждого ребёнка на парте). У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая. Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек. Ходит лиса тихохонько, к земле пригинается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. Роет норы, умница, глубокие; много ходов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы. Всем бы лисонька хороша была хозяюшка, да разбойница-лиса — хитрая: любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика. Работа с текстом по вопросам: 1.Какова лиса в изображении К.Д.Ушинского? Какой вы её представляете? Как автор рисует её? 2. Как автор относится к лисе? Откуда это видно? На доске слова: любуется, осуждает, восхищается (логопед объясняет значение слов). Какое слово лишнее? 3. Почему он называет ее разбойницей? Найдите и прочитайте в тексте. | Ответы детей: (Звук [б,] звучит более мягко, чем звук [б]. Мягкий звук получается, когда после буквы Б пишем и произносим «Ь, Е, Ё, Ю, Я, И», а твёрдый звук, когда после буквы Б пишем и произносим «Ъ, А, О, У, Ы, Э») Дети работают по заданию учителя: проговаривают звуки, показывают карточку с заданным звуком, определяют звуки в слогах по мягкости и твёрдости. Дети внимательно слушают аудиозапись и смотрят на картинки, а затем угадывают животного. Дети описывают белку. Дети повторяют слова и движения за учителем Ответ ребёнка: Нам нужно списать слова, образовать множественное число и подчеркнуть в словах букву, обозначающую звук (Б) – синим, (Б,) - зелёным. Дети работают в тетрадях самостоятельно. Дети повторяют слова и движения за учителем Проговаривание чистоговорок и скороговорок. Последнюю заучивают наизусть, чётко проговаривая звуки (Б), (Б,). Дети называют животных. Дети читают текст по очереди. Ответы детей: 1(У Ушинского -лиса красавица, «лиса умница», автор любуется ею, хвалит, слегка осуждает ее называет «разбойница». Ею любуются и в то же время знают, что она еще и проказница) 2.Автор любуется ею, хвалит, слегка осуждает ее называет «разбойница». 3. (Она хитро и нагло ворует птиц из-под носа у людей «любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика). |