СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Составление технологической карты коррекционного занятия для детей с ОВЗ по теме: "Дифференциация согласных звуков Б-Б' в слогах и словах"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

занятие для обучающихся 3 класса, по дифференциации согласных звуков

Просмотр содержимого документа
«Составление технологической карты коррекционного занятия для детей с ОВЗ по теме: "Дифференциация согласных звуков Б-Б' в слогах и словах"»

Конспект логопедического занятия для детей с ЗПР 3 класс

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия.


Тема: «Дифференциация согласных звуков Б-Б, в слогах и словах»

Лексическая тема: «Животные нашего края»

Класс: 3 класс (дети с ЗПР)

Тип занятия: коррекционно-развивающий

Форма занятия: фронтальная, индивидуальная.

Цель занятия: Умение учащихся различать звуки Б-Б, в слогах и словах, активизируя и обогащая лексический словарный запас о животных нашего края.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

1.Закрепить дифференциацию согласных звуков Б-Б, при письме и чтении

2.Вырабатывать навыки правильного грамотного письма и чтения

3.Упражнять в звуковом анализе и синтезе слов

4.Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме: «Животные»

Коррекционно-развивающие задачи:

1.Развивать зрительно-пространственные представления

2.Развивать психические процессы (мышление, память, внимание)

3.Развивать фонематическое восприятие, общую и мелкую моторику

4.Формировать связную речь

Коррекционно-воспитательные задачи:

1.Воспитывать умение слушать учителя и выполнять его требования

2.Прививать интерес к логопедическим занятиям

3.Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимание, доброжелательность

4.Применять элементы технологии здоровьесбережения.

Элементы урока: слуховая дифференцировка, работа с текстом, аудиоматериалы, мультимедийная презентация, работа по карточкам, индивидуальная работа учащихся.

Методы:

Словесный, наглядный, метод диалога, практический.

Дидактические средства обучения: презентация, аудиозапись, дополнительный материал по теме, индивидуальная карточка с заданием, текст «Лиса Патрикеевна» К.Д.Ушинского



Этапы урока








Деятельность учителя

Деятельность учеников


1.Организационный момент

1 минута

Цель этапа - подготовка учащихся на занятии к восприятию темы (использовался эмоциональный и психологический настрой).

Здравствуйте, мои хорошие! Я рада видеть вас сегодня на нашем занятии.

Учащиеся приветствуют учителя, настраиваются на сотрудничество


2.Актуализация опорных знаний

2 минуты

Цель этапа - подготовка учащихся к активному и сознательному поиску новых знаний, задача которого обеспечить мотивацию к принятию целей урока.

И для того чтобы узнать, о чём или о ком мы будем говорить на нашем занятии, я предлагаю отгадать загадки


Отгадывают загадки

3.Целеполагание

2 минуты

Цель этапа- развитие умения целеполагания, посредством соотнесения ранее изученного с новой информацией.

А кто такие БЕЛКА и БАРСУК. Верно ребята, это животные, которые обитают в лесах нашего края. И как вы догадались, о животных нашего края мы сегодня и будем говорить, давайте вспомним, какие животные есть в наших лесах. (Слайд 3 – изображение животных нашего края)

А также мы будем продолжать работать со звуками, которые произносятся в начале слов «Барсук» и «Белка», для того чтоб правильно определять заданные звуки по мягкости или твёрдости.


Самостоятельно формулируют цель занятия

4.Практическая часть

30 минут

Цель этапа- развитие фонематического восприятия, развитие всех психических процессов, выработка навыков правильного письма и чтения, упражнение в звуковом анализе и синтезе слогов и слов, активизация и обогащение словаря.

Какой первый звук в слове «Барсук»? ([б])

— Произнесите слово «Барсук» так, чтобы четко был слышен звук [б] ([ббб]арсук)

— Какой первый звук в слове «Белка»? ([б,])

— Произнесите слово «Белка» так, чтобы четко был слышен звук [б,]. ([б,б,б,]елка)

— А теперь поочередно произнесите звуки [б] и [б,] несколько раз.

— Чем по произношению они отличаются?


— Сейчас я буду говорить слова «мягко» или «твер­до», а вы будете произносить соответствующий звук и показывать карточку с заданным звуком.

- Мягко, твердо, мягко, твердо, твердо, мягко, твер­до, мягко, мягко, мягко, твердо, мягко, твердо, твер­до, мягко, мягко, твердо.


Определите, есть в слоге «ба» звук [б] или [б,]?

— Произнесите слог «ба» так, чтобы четко был слы­шен звук [б]. ([ббб]а)

— Определите, есть в слоге «бе» звуки [б] или [б,].

— Произнесите слог «бе» так, чтобы четко был слы­шен звук [б,]. ([б,б,б,]е)

Аналогичная работа со слогами и буквенными соче­таниями:

бо, бё, бу, бю, бы, би, бэ, бе, аба, абя.

Прослушайте ряд слогов, назовите слог, который повторяется два раза:

ба — ба — бё, бя — бя — ба; бя — ба — ба, ба — бя — ба; бя — бя — бя, бо — бё — бо; бю — бу — бю.


- Ребята, очень много зверей обитает в наших лесах. Сейчас я предлагаю отгадать кто произносит звуки или к какому животному относится картинка на экране. Для этого мы должны быть внимательными. (логопед включает аудиозапись «звуки животных» или демонстрирует картинку на экране с изображение жилища или части тела животного)


Пальчиковая гимнастика: «Белочки» - А белки живут в наших лесах. Конечно. А какие они, давайте опишем белку и чем она питается.

Раз, два, три, четыре, пять, (Выставить пять пальцев)

Пришли белки поиграть.

Одна куда-то подевалась, (Спрятать руку за спину)

Четыре белочки осталось. (Выставить четыре пальца)

А теперь скорей смотри -

Их уже осталось три (Выставить три пальца)

Ну и ну, какая жалость, (Спрятать руку за спину)

Только две у нас осталось. (Выставить два пальца)

Эта новость так грустна - (Спрятать руку за спину)

Осталась белочка одна (Выставить один палец)

Пока мы с вами считали,

Белочки от нас сбежали. (Спрятать руку за спину)


Итак, перед вами карточки с заданием. Даша, что мы должны сделать, читай задание. Верно.

А сейчас проверим:

(Лось - …(лоси), заяц - …. (зайцы), барсук - …. (барсуки), медведь - …. (медведи), ёж - …. (ежи), бобр - …. (бобры), лиса - …. (лисы), белка - …. (белки), кабарга - …. (кабарги), кабан - …. (кабаны).)







Физминутка и гимнастика для глаз: «Лиса» - Ребята, а лиса живёт в наших лесах? Я предлагаю выполнить физминутку под названием «Лиса»

Ходит рыжая лиса, (Крепко зажмурить и открыть глаза)

Щурит хитрые глаза.

Смотрит хитрая лисица, (Вытянуть вперёд правую руку, на которой

Ищет, где бы поживиться. все пальцы, кроме указательного сжаты в кулак. Вести рукой вправо-влево и следить за движением указательного пальца глазами, не поворачивая головы.)

Пошла лиска на базар, (Поднять руку и опустить, прослеживая

Посмотрела на товар. взглядом.)

Тебе купила сайку, (Описать рукой круг по часовой стрелке и

Лисятам балалайку. против неё).

- Молодцы, ребята!

- Следующее задание, вы должны повторять за мной чистоговорки и скороговорки. А одну мы заучим наизусть. Животные, которые вы услышите в чистоговорках и скороговорках тоже живут и обитают в наших лесах.

Ёжик вырос в десять раз – получился дикобраз.

Волчата ворчат, медвежата визжат, ежата лежат, бельчата молчат.

Все бобры для своих бобрят добры.

Выжав из облака банку белила, белка белила кистью перила. (Заучиваем наизусть чётко проговариваем звуки (Б), (Б,))

- Каких животных вы можете назвать из скороговорок и чистоговорок?


Чтение текста о животных.

«Лиса Патрикеевна» К.Д.Ушинский (текст у каждого ребёнка на парте).

У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая.

Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.

Ходит лиса тихохонько, к земле пригинается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает.

Роет норы, умница, глубокие; много ходов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы. Всем бы лисонька хороша была хозяюшка, да разбойница-лиса — хитрая: любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика.

Работа с текстом по вопросам:

1.Какова лиса в изображении К.Д.Ушинского? Какой вы её представляете? Как автор рисует её?

2. Как автор относится к лисе? Откуда это видно? На доске слова: любуется, осуждает, восхищается (логопед объясняет значение слов).

Какое слово лишнее?

3. Почему он называет ее разбойницей? Найдите и прочитайте в тексте.









Ответы детей: (Звук [б,] звучит более мягко, чем звук [б]. Мягкий звук получается, когда после буквы Б пишем и произносим «Ь, Е, Ё, Ю, Я, И», а твёрдый звук, когда после буквы Б пишем и произносим «Ъ, А, О, У, Ы, Э»)
















Дети работают по заданию учителя: проговаривают звуки, показывают карточку с заданным звуком, определяют звуки в слогах по мягкости и твёрдости.


Дети внимательно слушают аудиозапись и смотрят на картинки, а затем угадывают животного.





Дети описывают белку.

Дети повторяют слова и движения за учителем






















Ответ ребёнка: Нам нужно списать слова, образовать множественное число и подчеркнуть в словах букву, обозначающую звук (Б) – синим, (Б,) - зелёным.

Дети работают в тетрадях самостоятельно.




Дети повторяют слова и движения за учителем



















Проговаривание чистоговорок и скороговорок. Последнюю заучивают наизусть, чётко проговаривая звуки (Б), (Б,).











Дети называют животных.




Дети читают текст по очереди.






















Ответы детей:

1(У Ушинского -лиса красавица, «лиса умница», автор любуется ею, хвалит, слегка осуждает ее называет «разбойница». Ею любуются и в то же время знают, что она еще и проказница)

2.Автор любуется ею, хвалит, слегка осуждает ее называет «разбойница».

3. (Она хитро и нагло ворует птиц из-под носа у людей «любит курочек, любит уточек, свернет шею гусю жирному, не помилует и кролика).

5.Рефлексия (обратная связь).

5 минут

Цель этапа: Осмысление деятельности учащегося и учителя на занятии.

Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте, подведём итоги. Какие звуки речи мы с вами сегодня повторяли и проговаривали? Чем они отличаются?

А о ком ещё, мы сегодня говорили на нашем занятии? Каких животных мы сегодня вспомнили? Где они обитают в наших краях?

- Здорово, вы такие сегодня молодцы! И сейчас я предлагаю вам оценить себя и своего соседа на нашей «Лестнице успеха»

- Спасибо, вам! До свидания!


Дети отвечают на вопросы учителя


Звуки Б, Б,

О животных нашего края.

Барсук, белка, медведь, лиса, заяц, лось, ёж, кабан.

В лесу


Ребёнок сам себя оценивает, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время занятия, т.е. оценивает достигнутые результаты. Так же оценить своего соседа и определить его ступеньку по результатам работы на занятии.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!