Просмотр содержимого документа
«Состояние охраны труда в образовательных организациях РФ: состояние, опыт, проблемы и пути совершенствования»
Состояние охраны труда в образовательных организациях РФ: состояние, опыт, проблемы и пути совершенствования
Автор: Новиков Василий Савельевич, кандидат юридических наук, доцент по кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, почетный академик Международной академии дополнительного образования по специальности «Педагогика», учитель права и основ безопасности жизнедеятельности высшей категории
- АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Несчастный случай на производстве - событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных действующим законодательством РФ случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть [2, п.9 ч.1 ст.3]. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вступил в силу 1 сентября 2013 года и содержит положения, которые обязывают руководителей образовательных организаций заботиться о здоровье обучаемых. При этом руководители образовательных организаций обязаны проводить расследования и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания их в образовательных организациях, а также профилактику несчастных случаев. Образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса [3, п.3 ч.3 ст.32]. Однако, до настоящего времени не разработано положение о расследовании и учете несчастных случаев с участниками образовательных отношений [1, ст. 227 - 231].
- Опрос граждан показал, что несчастные случаи в образовательных организациях происходят по:
- а) вине администрации образовательных организаций (50,3 %);
- б) вине педагогических работников (10,3%);
- в) вине обучающихся (39,4%).
- Обобщая изложенное, можно сформулировать вывод, что выбор темы исследования обусловлен как ее недостаточной теоретической разработкой, так и практической значимостью этой проблемы.
- ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ. Общественные отношения, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение трудовых отношений.
- ПРЕДМЕТОМ ИССЛЕДОВАНИЯ являются:
- а) нормы права, регламентирующие порядок расследования и учета несчастных случаев с участниками образовательных отношений в образовательных организациях [1, ст.217];
- б) научные и учебно-методические работы по расследованию и учету несчастных случаев в образовательных организациях.
Согласно ст. 37 Конституции РФ – мы имеем право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены
Пункт 8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации». Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
Пункт 9 ч.1 ст.41, п.4 ч.4 ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в РФ»
- Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
- 9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность
- 4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
- ИСХОДНАЯ ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ. Жизнь и здоровье обучающихся и педагогических работников зависят от культуры личной безопасности участников образовательных отношений в образовательных организациях.
- ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Разработать систему предложений правового характера, направленных на снижение уровня травматизма в образовательных организациях.
- ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
- - проанализировать научные и учебно-методические работы;
- - проанализировать нормы права, регламентирующие правовой режим расследования и учета несчастных случаев с участниками образовательных отношений в образовательных организациях;
- - создание организационно-правового, информационного, курсового и программно-методического обеспечения по вопросам учета несчастных случаев с участниками образовательных отношений в образовательных организациях;
- - разработать элективные курсы « Трудовые права и свободы гражданина РФ» и «Охрана труда в образовательных организациях».
- МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: анкетный опрос граждан, экспертный опрос, статистический метод, анализ документов, интервью, наблюдение, сравнительно-юридический метод.
- НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, что разработаны элективные курсы « Трудовые права и свободы гражданина РФ» и «Охрана труда в образовательных организациях», авторские рабочие программы « Трудовые права и свободы гражданина РФ» и «Охрана труда в образовательных организациях», учебные пособия, учебно – методические пособия и монография.
- ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что разработанные элективные курсы «Трудовые права и свободы гражданина РФ» и «Охрана труда в образовательных организациях» внедрены в учебный процесс МОУ – ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА №4.
- ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы:
- а) в законотворческой деятельности по совершенствованию действующего законодательства;
- б) в педагогической деятельности в образовательных организациях в процессе преподавания учебных дисциплин «Право» (10 кл.), «Основы безопасности жизнедеятельности» (9 кл.), «Трудовое право РФ» и элективных курсов «Трудовые права и свободы гражданина РФ» и «Охрана труда в образовательных организациях»;
- в) в деятельности администрации образовательных организаций при разработке локальных нормативных актов.
- ПРОЕКТ
- РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
- О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
- В СТАТЬЮ 217 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Статья 1
- Внести в статью 217 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2013, N 52, ст. 6986) следующее изменение. В части 1 статьи 217 исключить слова « осуществляющего производственную деятельность ».
- Статья 2
- Настоящий Федеральный закон вступает в силу с «___»_____________ 2020 года.
-
- ПРОЕКТ
- РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
- О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
- В СТАТЬЮ 143 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Статья 1
- Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954) следующие изменения. Статью 143 изложить в следующей редакции:
- «Статья 143. Нарушение требований охраны труда
- 1.Нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда совершенное работодателем , если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью человека,-
- наказывается лишением свободы на срок до двух лет с лишением прав занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет .
- 2. Нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда совершенное работодателем , если это повлекло по неосторожности причинение средней тяжести вреда здоровью двум или более лицам,-
- наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением прав занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
- 3. Нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда совершенное работодателем , если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека,-
- наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением прав занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
- 4. Нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда совершенное работодателем , если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью двум или более лицам либо смерть человека,-
- наказывается лишением свободы на срок от пяти до семи лет с лишением прав занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
- 5. Нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда совершенное работодателем , если это повлекло по неосторожности причинение смерти двум или более лицам,-
- наказывается лишением свободы на срок от семи до десяти лет с лишением прав занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».
- Примечание. Под нарушениями законодательства РФ о труде и об охране труда в настоящей статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации».
- Статья 2
- Настоящий Федеральный закон вступает в силу с «___»_____________ 2020 года.
- ПРОЕКТ
- РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
- О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
- В КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
- Статья 1
- Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 44, ст. 4295) следующие изменения. Статью 5.27.1 изложить в следующей редакции:
- «Статья 5.27.1. Нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда
- 1.Нарушение законодательства РФ о труде и об охране труда совершенное работодателем , если это повлекло по неосторожности причинение легкого вреда здоровью человека,-
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей и дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей и дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
- 2.Нарушение работодателем государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 – 10 настоящей статьи, -
- влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
- 3.Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение -
- влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
- 4. Допуск работодателем работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения охране труда и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний -
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
- 5. Нарушение работодателем порядка разработки локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права или нормы в области охраны труда, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права или нормы в области охраны труда, коллективными договорами, соглашениями -
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
- 6. Несвоевременное создание работодателем комитета (комиссии) по охране труда, несвоевременное проведение вводного инструктажа по охране труда, первичного инструктажа на рабочем месте, повторного инструктажа, внепланового инструктажа и целевого инструктажа -
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
- 7. Несвоевременное создание работодателем комиссии по расследованию несчастного случая, несвоевременная организация расследования работодателем несчастного случая, несвоевременное заполнение работодателем форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев, нарушение сроков или порядка проведения расследования несчастных случаев –
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
- 8. Необеспечение работодателем безопасных условий и охраны труда на рабочем месте для работника -
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
- 9. Необеспечение работодателем смывающими и (или) обезвреживающими средствами работников -
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
- 10. Необеспечение работодателем работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты -
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
- 11. Нарушение работодателем порядка привлечения работника к работе в выходные и нерабочие праздничные дни –
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
- 12. Нарушение работодателем порядка привлечения работника к сверхурочной работе –
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
- 13. Совершение работодателем административных правонарушений, предусмотренных частями 1- 12 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -
- влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей и дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».
- Статья 2
- Настоящий Федеральный закон вступает в силу с «___»_______________ 2020 года.
- РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
- О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
- ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Статья 1
- Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" следующие изменения. Статью 41 1 изложить в следующей редакции:
- «Статья 41 1 . Обязанности руководителя образовательной организации при несчастном случае
- 1.Руководитель образовательной организации обязан создать безопасные условия для обучения и обеспечить безопасность обучающихся во время пребывания в образовательной организации, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
- 2. При несчастных случаях руководитель образовательной организации обязан:
- немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставку его в медицинскую организацию;
- принять неотложные меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай;
- сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других обучающихся и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, другие мероприятия);
- немедленно проинформировать о несчастном случае родителей пострадавшего;
- принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования в соответствии с действующим законодательством РФ.
-
- 3. Расследованию и учету подлежат несчастные случаи, повлекшие за собой временную или стойкую утрату трудоспособности, здоровья в соответствии с медицинским заключением и, как следствие, освобождение от занятий не менее чем на один день, либо смерть обучающегося, если указанные несчастные случаи произошли:
- а) во время учебных занятий и мероприятий, связанных с освоением образовательных программ, во время установленных перерывов между учебными занятиями (мероприятиями), проводимыми как на территории и объектах организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и за ее пределами, в соответствии с учебным планом организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также до начала и после окончания учебных занятий (мероприятий), время которых определены правилами внутреннего распорядка обучающихся, графиком работы организации, осуществляющей образовательную деятельность и иными локальными нормативными актами;
- б) во время учебных занятий по физической культуре в соответствии с учебным планом организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- в) при проведении внеаудиторных, внеклассных и других мероприятий в выходные, праздничные и каникулярные дни, если эти мероприятия организовывались и проводились непосредственно организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
- г) при прохождении обучающимися организации, осуществляющей образовательную деятельность, учебной или производственной практики (далее - практика), сельскохозяйственных работ, общественно - полезного труда на выделенных для этих целей участках организации и выполнении работы под руководством и контролем полномочных представителей организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- д) при проведении спортивных соревнований, тренировок, оздоровительных мероприятий, экскурсий, походов, экспедиций и других мероприятий, организованных организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
- е) при организованном по распорядительному акту руководителя (его заместителя) организации, осуществляющей образовательную деятельность, следовании обучающихся к месту проведения учебных занятий или мероприятий и обратно на транспортном средстве, предоставленном руководителем (его представителем) организации, осуществляющей образовательную деятельность, общественном или служебном транспорте, или пешком;
- ж) при осуществлении иных действий обучающихся, обусловленных уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, или правилами внутреннего распорядка либо совершаемых в интересах данной организации, в целях сохранения жизни и здоровья обучающихся, в том числе действий, направленных на предотвращение катастрофы, аварии или иных чрезвычайных обстоятельств либо при выполнении работ по ликвидации их последствий.
- 4. Государство гарантирует обучающимся защиту их права на обучение в условиях, соответствующих требованиям охраны труда».
- Статья 2
- Настоящий Федеральный закон вступает в силу с «___»_______________ 2020 года.
Резюмируя изложенное, мы можем сделать следующие выводы:
- Школьники обязаны повышать свой уровень правовой компетентности.
- Основание:
- Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан /Президент Российской Федерации Д. Медведев 28 апреля 2011 г. Пр-1168. Опубликовано 14 июля 2011 г.(п.2 и 3 ст.15)
Пункты 2 и 3 ст.15 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168 )
2) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных организациях РФ различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;
3) совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права.
Пункты 2 и 5 ст.18 Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168)
2) развитие практики обучения основам права в образовательных организациях РФ различного типа и вида, поддержка различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных программ, учебных и методических пособий;
5) повышение уровня юридической грамотности педагогов; подготовка преподавателей учебного предмета "Право", а также совершенствование профессиональной и методической подготовки преподавателей правовых дисциплин; проведение научно-исследовательских работ в целях научно-методического обеспечения правового образования.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками , и он их усвоит на лету».