СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Состояние преподавания уроков штукатурно-малярного дела

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Состояние преподавания уроков штукатурно-малярного дела»

Состояние преподавания уроков штукатурно-малярного дела

за 2018-2019 учебный год.

Уроки штукатурно-малярного дела проводятся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью и новыми требованиями к уроку по ФГОС с применением инновационных технологий.

Отбираю содержание учебного материала и методически отрабатываю его на уроках, используя фронтальную, индивидуальную, групповую форму работы учащихся.

На всех уроках привлекаю учащихся к объяснению нового материала, опираясь на их жизненный опыт.

Приведу несколько примеров работы на уроках.

1. Программа по штукатурно-малярному делу предполагает изучение новых терминов, причем в большом количестве, запомнить которые учащимся очень сложно.

Все новые слова, термины записываются учащимися в словарь (в конце тетради).

Для лучшего запоминания слов и их применения составляем кроссворды разнообразной формы и содержания по принципу от простого к сложному, иногда ответ находится на рисунке. Методика применения кроссвордов различна: можно разгадывать всей группой, то есть фронтально, чем активизирую работу учащегося, где представляется возможность каждому участвовать в разгадывании, что способствует развитию  мышления: либо индивидуально, когда каждый учащийся самостоятельно отвечает на поставленные вопросы. Одной из основных целей является - научить ребенка самостоятельно составлять кроссворд из представленных (пройденных) слов. Для детей трудно поставить вопрос, а самостоятельное составление кроссворда обязывает каждого из них составить вопросы, сетку кроссворда.
Когда дети научились составлять и разгадывать кроссворды, задание усложняется: предлагаю чайнворд, криптограмму. В чайнворде окончание предыдущего слова служит началом следующего. Часто применяются слова, изученные на других уроках.

Очень увлекательно ученики разгадывают криптограмму. Криптограмма составляется на основе какого-либо определения или названия темы урока и по кратким определениям, обычно известным, учащимся нужно найти буквы, обозначенные цифрами.
Для осознанного усвоения учебного материала учащимися на уроке пользуюсь различными методическими приемами, активизирующими мыслительную и практическую деятельность.
2. Большинство учащихся не может провести прямую и параллельную линию от руки. Стоит задача - научить этому. Но, чтобы урок получился интересным, мы выполняем различные задания, где предлагается из линий составить геометрические фигуры, узоры с ритмично повторяющимся рисунком (по 1-2 узора за урок). Так постепенно вырабатывается хорошая координация движений рук, развивается глазомер, чувство ритма.
На последующих уроках делим прямую на две, четыре, восемь частей, получаем шахматную доску. На шахматном наборе составляем различные узоры.
Умение составлять узоры необходимо при изучении темы: «Плиточные работы», где необходим навык составления узора.

3. Учащимся трудно дается запоминание инструмента, часто путают инструмент и материал. Для лучшего усвоения этих понятий на уроках применяю прием дробления и прием объединения. Собираем готовый инструмент, состоящий из частей, попутно выясняем, из каких геометрических фигур составлен данный инструмент. Вместе объединяем по группам:


  • инструмент основной;

  • приспособления;

  • контрольно-измерительный.


Если новое слово, подбираем однокоренные ему слова. Например:

МАСТЕРОК — мастер, мастерская, подмастерье, мастерица...

Продемонстрировав инструмент, предлагаю хором произнести название, если кто-то плохо произносит, разбиваем это слово на слоги и произносим, что сопутствует лучшему запоминанию.


Следующим этапом является запоминание инструмента по заданным признакам. Детям предлагаю самим описать инструмент в виде загадки по отличительным признакам. Для этого проводим классификацию инструмента:

МАСТЕРОК - основной штукатурный инструмент для размешивания и набрасывания раствора.

Для развития логического мышления, что так необходимо детям с задержкой психического развития, предлагаю карточки-задания такого вида, где перечислены инструменты, среди которых нужно выбрать один, необходимый для выполнения той или иной операции, либо задание, где группу инструментов или материалов нужно назвать общим словом.
Дети очень любят играть в игру «Веселые переборки». Эта игра развивает внимание. Ученик из одного конверта вынимает карточку с изображением инструмента, хором называют этот инструмент, из другого конверта вынимают карточку с назначением инструмента или его устройством. Так как карточки перемешаны, то нужно определить правильно ли совпали название инструмента и его назначение.
Последним этапом изучения инструментов является самостоятельное составление таблицы инструментов штукатурного или малярного дела, которую выполняет каждый в тетради. В шапку таблицы входит название, эскиз, и назначение инструмента.

Из трех приведенных примеров следует вывод, что еще решается вопрос межпредметных связей.

Использую в своей педагогической практике, кроме игровых технологий, следующие инновационные технологии:

  • Информационно- коммуникационные.

  • Здоровьесберегающие.

  • «Метод проектов».

  • Проблемное обучение.

  • Программированное обучение.



В последнее время метод проектов занимает особое место в обучении штукатурно-малярного дела. Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идеи до её воплощения в жизнь под контролем учителя. При этом важно, чтобы тема проекта отвечала возможностям и склонностям школьника, а полученный результат оказался практически востребованным.
Привлекательность проектного метода обучения состоит в том, что в процессе работы над проектом у учащихся развиваются организационные способности. Они учатся анализировать, планировать и корректировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на интерес к учёбе и улучшает результаты обучения. Созданы проекты: «Эковаза», «Экология в профессии маляр».

Строго соблюдаются правила по технике безопасности. По некоторым темам штукатурно-малярного дела по программе выделяются уроки, на которых ведется углубленное изучение техники безопасности определенных тем.

Огромную, положительную роль в усвоении учебного материала учащимися играют интернет – ресурсы, текстовые материалы, презентации учебного материала, использующиеся часто на уроках в кабинете штукатурно-малярного дела. Дидактический материал, представленный в электронном варианте, решает несколько задач:

  • повышает производительность труда учителя и учащихся на уроках;

  • увеличивает объем использования наглядности на уроках;

  • наполняет урок новым содержанием;

  • воздействует сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и моторную ;

  • развивает творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;

  • формирует элементы информационной культуры.

Учащиеся классов, где систематически ведется работа с компьютерными презентациями, реально повышают свое качество знаний, уровень воспитанности и интеллектуальное развитие, показывают более высокие знания.

Закрепление теоретических знаний, практических умений и навыков происходит на практических занятиях. Например, отработка навыков окрашивания поверхности происходит при наличии кисти, воды и деревянного щита.

Наблюдения С. Л. Мирского показывают, что «…умственно отсталые учащиеся редко сами выбирают профессию. Чаще всего их профессиональные интересы складываются под влиянием трудового обучения: учащиеся выбирают те специальности, по которым осуществлялась их подготовка в школе».

Исходя из этого, считаю, что приоритетным направлением профориентационной подготовки является развитие профессионального интереса и, как следствие, активизация познавательной деятельности у учащихся на уроках штукатурно-малярного дела.
Моя задача, педагога, стараться максимально приблизить изучение программного материала к жизни, сделать процесс обучения более эмоциональным и интересным.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!